"Лирическое" вступление
В жизни мы часто сталкиваемся с невозможностью описать то
или иное явление, т.к. человеческий язык слишком примитивен и груб. Попробуйте,
например, рассказать о вкусе грейпфрута человеку, который никогда его не
пробовал: Объясните ваше душевное состояние при восходе солнца, или после
купания в проруби: Опишите состояние ненависти или влюбленности, гнева или
ликования. По-настоящему многие вещи можно постичь лишь при личном контакте с
ними, лишь пережив соответствующее состояние. Ничто не может заменить своего
собственного опыта, своих ощущений от соприкосновения с чем-то новым. Мы можем
сколько угодно говорить о своих ощущениях, о своих эмоциях и чувствах, но так и
не объяснить ничего. Понять вас сможет лишь человек, прочувствовавший и
переживший аналогичное.
Кроме несовершенства вербальной передачи информации есть
еще одна интересная особенность человеческого восприятия. Мы можем понимать и
верить только в то, что нам уже известно! Мы склонны скептически относиться ко
всему новому, не проверенному на своем опыте. У многих людей скептицизм
усиливается под воздействием высокого уровня "образованности", и они могут даже
не замечать некоторые явления, которые не укладывается в их субъективное
мировоззрение. Восприятие скептика очень избирательно: Мы можем пройти мимо
мастера и даже не заметить его в толпе "одинаковых" людей. Мы готовы поехать за
тридевять земель в поисках того самого мастера, единственного и неповторимого
учителя, которого нарисовали в своем воображении. Мы готовы скорее поверить в
свою "вымышленную реальность", чем воспринимать мир таким, какой он есть на
самом деле.
Встреча с драконом
Открыть свой разум вечно обновляющемуся миру, воспринимать
себя и окружающий мир без лишних рассуждений, постоянно находиться в настоящем
моменте и откликаться на малейшие изменения вселенной: Этой теме посвятил свой
семинар Чин Фансён - мистик, который не словом не обмолвился о мистике. Сэм (так
называют Чин Фансёна на его новой родине) объединяет в себе великолепное боевое
мастерство и глубокую мудрость. Подобно священным драконам Древнего Китая он
реализует в себе мощь самой природы.
Помниться, когда я впервые познакомился с Александром
Скалозубом - ближайшим учеником Чин Фансёна, и он демонстрировал практическое
применение илицюань, я пытался сравнить это с чем-то известным мне ранее. Я
искренне радовался, когда находил схожие моменты в технике или методике
подготовки, возможно, поэтому Александр с удовольствием поддержал мои попытки
проанализировать сходные и различные черты илицюань и других стилей ушу.
Опираться при обучении на прошлый опыт - это нормальная реакция для человека.
Прошедший год занятий илицюань повлиял на то, что встреча с
мастерством Сэма была ожидаема, и все равно неожиданна. Его боевое мастерство
сложно не только для описания, но и для понимания тоже: Ни разу у меня не
возникло желания сравнить его мастерство с чьим-либо (разве что с мастерством
Александра). Мастер Сэм создает свою собственную реальность боевых искусств,
которая не похожа ни на какую другую, хотя имеет много общего как внешне, так и
внутренне. Так как я не в силах описать его боевое мастерство (это нужно
чувствовать:), я попытаюсь рассказать о его педагогическом мастерстве, которое
поражает ничуть не меньше.
Во-первых, Сэм очень искренен и открыт при общении и
обучении, что само по себе говорит про внутреннюю уверенность и ощущение
собственной силы. У него нет ни тени лукавства или наигранности. Он не пытается
казаться лучше или хуже, он всегда соответствует самому себе. Он не стремится к
эффектной демонстрации приемов, а наоборот старается донести до учеников самую
суть упражнения. Каждый участник семинара имел неоднократную возможность
поработать с мастером в паре. (На многих семинарах проводимых мастерами
подобного уровня, гранд мастер может лишь присутствовать на занятии, а
непосредственно тренировку проводят его личные ученики. На их фоне позиция Сэма
в этом вопросе выглядит крайне достойно.)
Во-вторых, мастер Сэм лишен каких-либо амбиций на свой
счет. Он не пытается самоутверждаться на учениках и своим примером заражает
окружающих. В зале царит атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи. Любое
упражнение он преподносит исключительно как способ саморазвития и предостерегает
от лишнего соперничества, которое тормозит индивидуальный прогресс. Он
нисколечко не смущается, когда его выводят из равновесия в процессе выполнения
упражнения, наоборот, очень радуется и одобрительно восклицает: "Да-а-а!!!",-
мол "правильным курсом идете товарищ" :-)))
В-третьих, Сэм очень терпелив и внимателен к ученикам. Он
всегда разъясняет важный вопрос, если он кому-то не понятен. (На первой
семинарском занятии он около часа потратил на разъяснение принципа
"осознанности". Причем, мастерски использовал отвлекающие вопросы для
"созерцания" все того же принципа "осознанности". По сути, он провел еще одну
медитацию, но не сидячую (цзочань) как в начале тренировки, а в беседе. Эффект
был примерно тот же.) Так как понять суть некоторых упражнений невозможно без
личной демонстрации, Сэм постоянно лично корректировал их выполнение. Показывая
правильное выполнение упражнения, он добивался качественного выполнения его у
ученика. Если требовалась помощь в освоении нового усилия, он в нужный момент
поддавался, "замораживая" свое тело. Порой без подобной процедуры понять
механизм выполнения упражнения совершенно невозможно.
В-четвертых, Чин Фансён гипертрофирует производимые им
усилия, чтобы их можно было лучше разглядеть, почувствовать и понять. Он меняет
скорость, динамику, акценты и другие параметры в каждом конкретном случае, чтобы
объяснить какую-то деталь выполняемого упражнения. Для целей обучения Сэм делает
свое мастерство "рельефным", а когда демонстрирует реальную работу, то оно
становится "размытым", "утонченным", "ускользающим" от посторонних взоров, а
особенно от восприятия противника.
В-пятых, при обучении Сэм очень последователен и не любит
спешки. Он может рассуждать о глобальных принципах, но когда дело доходит до
практики, то стремиться донести мельчайшие нюансы выполняемого упражнения.
Добившись освоения какой-нибудь "мелочи", он предоставляет возможность
совершенствоваться дальше самостоятельно. Если вы справляетесь с этим заданием
успешно, то вам объясняется следующая "мелочь", ускользнувшая от вашего
внимания. Казалось бы, что любой педагог делает то же самое, но из личного опыта
могу заметить что, например, русские учителя "учат всему и сразу": Возможно
сказывается национальная тяга к ускоренному обучению, когда при минимуме затрат
получаешь максимальный результат:-)))
Для привыкших к высокой моторной плотности учебного
занятия, урок мастера Чина может показаться излишне затянутым, но это обманчивое
впечатление. Во время выполнения упражнений (особенно в парах), происходит очень
интенсивная "внутренняя работа". Сознание работает в режиме обостренной
восприимчивости, анализирует огромную массу поступающей информации и согласует
действия тела с физическими (биомеханическими) и ментальными принципами (причем
не только в себе ;-))). В целом, психологическая усталость после занятий может
даже превышать физическую. После такой напряженной умственной работы наступает
естественное расслабление. Значительно снижается мыслительная деятельность,
процессы возбуждения в коре головного мозга сменяются процессами торможения, но
т.к. человек физически устал значительно меньше, сонливости нет. Это особое
состояние похоже на медитативное сохраняется довольно долго после тренировки
(естественно это зависит от интенсивности последней), поэтому можно сказать, что
занятия илицюань продолжаются и после непосредственной тренировки.
В илицюань, как и в любом другом искусстве, все вовлеченные
в поединок погружаются в боевую реальность, с той лишь разницей, что она не
художественно-отстраненная, а очень даже реальная. В любом пособии по
единоборствам вы можете найти тактический принцип "навязывания противнику своей
манеры боя". Казалось бы, что он очевиден и подразумевает использование
неудобной противнику техники и тактики, которая удобна вам. Но это лишь его
внешняя сторона. В илицюань этот принцип реализуется горазда глубже.
Во время поединка мы не просто нейтрализуем усилия
противника, но заставляем его совершать усилия выгодные нам. Илицюань - это
искусство управления противником, а не соперничества с ним! Девиз илицюань может
звучать так: "Поражение нападающего - дело рук самого нападающего":-))). Мы
делаем все, чтобы противник перешел от нападения к защите, сам разрушил свою
оборону и использовал всю свою силу против себя. Оставаясь нейтральными, мы
заставляем противника все больше и больше проявлять себя, постепенно подчиняя
его сознание и тело своей воле. Это не мистика, это осознанная биомеханика!
Особо хотелось бы отметить особую реальность, которую творит мастер Чин. Он
великолепно демонстрирует полное подчинение противника своей воле. Он называет
это <захватом сознания>. Человек погружается в особую реальность, которую для
него неустанно творит мастер. Когда Сэм демонстрирует фиксирующие руки, ты
просто не можешь двинуться не только с места, но и руками тоже. Поэтому
фиксирующие руки называют еще "замораживанием" (жидкий азот не
используется:-))). Когда мастер совершает контроль одной рукой, то пройти в его
оборону невозможно, но самое интересно, отойти тоже не получается! Ты
приклеиваешься к нему: Это потрясающий аттракцион - страшно, но не больно:-))),
все участвуют в нем с удовольствием. А знаете как приятно устраивать его для
других ;-)))
Я уже говорил, что мастерство Сэма сравнимо лишь с
мастерством его учеников. Поэтому не могу не сказать про педагогические находки
его российского последователя - Александра. Кроме того, что он в совершенстве
овладел илицюань, и может наглядно продемонстрировать любое упражнение и его
конечный результат, он также впитал стилевую манеру обучать. Александр, как и
Сэм, активно использует обучение через образы (принцип имаженарного объяснения),
причем использует очень не стандартные образы, которые соответствуют
национальной ментальности. Такие фразы как: "Лезем в банку за огурцами" и
(особенно порадовавшая меня своей оригинальностью) "Кисти перекидываем, словно
мокрую тряпку через бельевую веревку",- стали настоящими пословицами.
Немаловажной составляющей любой системы воспитания является
формирование учебно-тренировочной мотивации студентов. Надо признаться, это,
пожалуй, самый серьезный вопрос, который придется решать любому, кто возьмется
за преподавание илицюань. Легко обучать самоочевидному, внешнему мастерству,
которое видно и доступно для оценивания даже неспециалистов. Любой другой стиль
ушу выглядит на фоне илицюань гораздо эффектнее, высокие прыжки и удары ногами,
скоростные смены высококоординированных технических комбинаций, демонстрация
жесткого цигун, показательные и спортивные поединки, все это не оставит
равнодушным любого человека. Оценить илицюань может только человек, который уже
позанимался боевыми единоборствами и уже достиг определенных успехов. На мой
взгляд самой эффективной демонстрацией илицюань является личное прочувствование
его практических возможностей, т.к. по исполнению таолу не всякий даже поймет
принципы воздействия на противника: Сами понимаете, что такой способ знакомства
с илицюань появляется только у тех кто уже пришел на занятие, или имеет
возможность прямого общения с мастерами стиля или продвинутыми учениками. И Сэм
и Александр в совершенстве используют свое боевое мастерство для того, чтобы
помочь другим людям начать занятия илицюань, а ведь перспектива долгих и
поначалу нудноватых упражнений пугает многих. Они заражают своим мастерством и
показывают, что этого можно достичь при правильных занятиях. Объясняя смысл
каждого упражнения, они добиваются полной осмысленности в работе своих
студентов. Когда человек видит перед собой конечный результат, когда он осознает
путь, по которому предстоит до него идти, он работает с большей отдачей и
достигает лучших изменений в самом себе. Во многом благодаря этой своей
способности убеждения людей, школа Александра в Москве процветает. И за
прошедшие два года количество последователей илицюань его клуба значительно
увеличилось, вопреки малооптимистичным прогнозам. И это радует! Илицюань
становится не только известным, но популярным в самых широких кругах. Более
того, заниматься илицюань становится престижно, ибо это рафинированное боевое
искусство, которое позволяет гармонично развиваться человеку, сохраняя и
увеличивая свое здоровье и углубляя свое боевое мастерство.
И в заключении маленькая, но показательная история,
произошедшая во время Второй мировой войны в США. Руководство исследований
атомной энергии и вооружений созвало экстренное совещание. Для того чтобы
ускорить процесс изучения и внедрения нового вида вооружений до ученых была
доведена информация о том, что германские ученые удачно провели серию
аналогичных опытов с атомной энергией и скоро на службу нацистской германии
поступят атомные бомбы. Это произвело очень сильное впечатление на ученых, и они
значительно быстрее намеченных сроков открыли механизмы управления атомной
энергией. Ими была создана первая атомная бомба на Земле. Да-да, первая: На
самом деле у немцев к тому времени ее еще не было. Одна лишь мысль о том, что
кто-то уже успешно справился с аналогичной задачей, помогла ученым добиться
результата гораздо быстрее!
Мастер Чин не просто великолепный педагог, сила его
воздействия такова, что он учит лишь своим присутствием в этом мире. Зная, что
человек может достичь Этого, мы можем продвигаться по пути обретения боевого
мастерства. Учитель лишь указывает путь, а его мастерство помогает идти в
указанном направлении: При всей своей искренности учитель Сэм так и остался для
меня загадкой, решение которой еще впереди. Его мастерство основано на очевидных
принципах, но достижение такого уровня гунфу восхищает не только своей
эффективностью, но главное тем, что этого может достичь человек!
С пожеланием, личных достижений на пути чистых боевых
искусств!
Алексей Оводов
http://www.iliqchuan.ru/article9.shtml