Китайские боевые искусства ушу – величайшее достояние
культуры Китая, а также всей человеческой цивилизации. Ушу синтезировало и
отразило в себе воинский опыт и традиции многих поколений великих мастеров
боевых искусств, изощренные системы психофизического тренинга многих школ и
стилей, достижения традиционной китайской медицины, различные направления
религиозно-философских доктрин и учений Китая за весь многовековой период его
развития.
Само слово «УШУ» буквально означает «боевые искусства».
По-китайски слово «воинский», «боевой» — «У». Иероглиф этого слова составлен из
двух других иероглифов — «ЧЖИ» и «ГЭ». «ЧЖИ» — значит «останавливаться»,
«прекращать», или «заканчивать», а «ГЭ» — «копье» (в более общем смысле —
«оружие»). Иероглиф «ШУ» означает «искусство». Отсюда понятно, что первоначально
смысл китайского боевого искусства заключался в том, чтобы «остановить, или
прекратить использование оружия». Это означает, что в основе ушу лежит идея
созидания, но не разрушения. Назначение ушу — защита, а не нападение.
Эта концепция совершенно отлична от той, которая
сформировалась на Западе в 60-е годы. На Западе в это время любое китайское
боевое искусство называли «кунг-фу» и понимали под этим исключительно навыки
рукопашного боя. В действительности же соответствующий китайский эквивалент (в
принятой транскрипции) означает: «ГУН» — «энергия», а «ФУ» — «время». Если вы
занимаетесь какой-либо деятельностью, требующей мастерства и времени, это и
называется гунфу. Это может быть, к примеру, приготовление пищи, обучение
музыке, рисованию или решение любой другой задачи, требующей внимания и полной
самоотдачи.
Общее наименование китайских боевых искусств со временем
изменялось. Самым распространенным вариантом ранее являлось «УИ». Это слово из
двух иероглифов означает «боевые искусства» и относится ко всем категориям
боевых искусств, в том числе стрельбе из лука, верховой езде, метанию дротиков,
оружейному делу, изготовлению доспехов и тактике ведения боя. Другой не менее
известный термин «ЦЮАНЬШУ» («кулачный бой», от иероглифа «ЦЮАНЬ» — «кулак»)
сейчас имеет более узкий смысл и применяется реже.
В арсенал ушу входят такие технические элементы, как удары
руками и ногами, броски, захваты, «рубящие» удары, уколы и т.п., выполняемые в
соответствии с принципами нападения и защиты, наступления и отступления,
«движения» и «покоя», ускорения и замедления движения, «жесткости» и «мягкости»,
«пустоты» и «наполненности». Движения ушу объединяются в формализованные
комплексы - таолу, либо, в определенных условиях, подчиняются закономерностям
поединка, в котором сталкиваются разум, воля и мастерство противников; что, в
конечном итоге, служит повышению физических возможностей, воспитанию воли,
оттачиванию техники единоборства. Имея давние исторические традиции и широкую
массовую базу, ушу неуклонно развивалось, пополнялось и совершенствовалось в
ходе длительной повседневной и боевой практики.
Существующие столетиями школы и направления ушу накопили
огромный арсенал боевых техник и методов тренинга. Известны сотни школ,
направлений и стилей, причем все они имеют свои особенности, свою собственную
историю и традиции. По этой причине, трудно определить единую систему
классификации, которая описывает все стили и традиции ушу. Вообще говоря, они
могут классифицироваться в соответствии с тремя главными критериями: 1) по
способам проявления силы - разделяются на внешние (вэйцзя), и внутренние стили
(нэйцзя); 2) по отношению их к тем или иным религиозно-философским системам
(даосизм, буддизм); 3) по географическому происхождению (Северный, Южный,
Северо-Западный регионы, горы Удан, Э-Мэй, храм Шаолинь (в провинции Хэнань) и
др.
Внешние и внутренние стили отличаются между собой, главным
образом, по способам проявления силы, к которой в ушу относится не обычная
мускульная сила, а особая сила, связанная с внутренней энергией человека. Во
внешних стилях преобладают напор и мощь, жесткие удары и широко амплитудные
движения. Некоторые стили могут подражать движениям реальных или мифических
животных (например, Тигру, Богомолу, Журавлю, Дракону и т.д.). Для внутренних
стилей главным является управление движением энергии-ци, которая, в соответствии
с каноническими воззрениями древних даосов, порождается в особом энергетическом
центре в тазовой области - дантянь. Основополагающий термин «ци» (пневма,
жизненная энергия) восходит к ранним даосским системам и каноническим текстам
натурфилософии, а также к началам традиционной китайской народной медицины.
Мастер внутреннего стиля может мгновенно перемещать эту внутреннюю энергию в
требуемом направлении, используя ее для контроля и нейтрализации противника. В
этом случае сила противника может быть обращена против него самого. В Китае
говорят, что небольшое усилие мастера преодолевает мощь в 1000 ли. Законы
управления энергии соответствуют общим принципам превращений, представленным в
Книге перемен (Ицзин), взаимодействию полярных сил инь-ян, а также 5
первоэлеменов и 8 триграмм.
В настоящее время все специалисты в области ушу сходятся на
том, что можно лишь условно говорить о разделении стилей ушу на внутренние -
(нэйцзя) и внешние - (вэйцзя), так как каждый стиль и направление включает и
чисто мускульную силу, а также использует и «внутреннюю» энергию. Вопрос
заключается лишь в большей или меньшей степени акцентирования внимания на том
или другом. Тем не менее, для внутренних стилей характерной особенностью
является практика управления биоэнергией, основной акцент делается именно на
«внутренней работе» - (нэйгун), характер же самих движений, как правило, мягок,
экономичен, взрыв и выброс силы подготовлены накоплением энергии ци и внешне
проявляются не столь заметно, как во внешних стилях. Исходя из этой схемы
наиболее типичными представителями «внешних» стилей являются направления
шаолиньского ушу и многочисленные отпочковавшиеся от них школы, в то время как к
«внутренним» стилям боевого искусства (цюань) обычно относили: тайцзи – «великий
предел», багуа - «восемь триграмм», синьи - «форма мысли-сердца». Несмотря на
очевидную ограниченность подобной системы представлений, она была повсеместно
широко распространена во всем мире с конца 20-х годов прошлого века. Однако в
последнее время благодаря наметившейся тенденции возрождения традиционного ушу в
Китае, выходу сохранившихся клановых и фамильных школ и уцелевших мастеров ушу
из подполья, исследования синтоистов и специалистов в этой области внесли в нее
существенные дополнения. Так, к «внутренним» стилям некоторые исследователи (в
том числе известный мастер традиционного ушу доцент Ханчжоусского университета
Цзи Цзянчен) теперь причисляют следующие, малоизвестные на Западе стили: Лио Хо
Па Фа, Ши Сан Тайбао, Цзу Ран цюань, Ву Ксин цюань, И цюань, Цзу Мен цюань,
«Южный белый журавль», «18 Лохань», а также Бацзи цюань.
Также с определенной степенью условности можно разделить
боевые техники ушу на четыре основные категории:
1. Удары руками (да).
2. Удары ногами (ти).
3. Борьба и броски (шуай).
4. Освобождение от захватов и заломы (циньна).
Удары руками (да) — это использование пальцев рук, ударных
поверхностей кистей, предплечий, локтей или плеч для отражения атаки противника
или нанесения ударов. Удары дополняются защипами, сведениями рук противника,
«прилипаниями» и пр. С точки зрения техники, приемы борьбы (шуай) предназначены
для противостояния ударам руками и ногами, циньна — для противостояния борьбе, а
удары руками и ногами — для противостояния техникам блокирования суставов
циньна. Итак, все четыре категории техники ушу имеют специальное назначение и
могут противостоять друг другу. В любом стиле ушу эффективное применение одной
из техник требует владения всеми остальными. Многие приемы традиционного боевого
искусства трудно отнести к какой-либо одной категории, например, удар ногой в
живот противника может быть начальной фазой броска с падением на спину («бросок
с упором стопы в живот») и т.д.
Из Китая, попав в Японию, эти техники выделились в
множество различных самостоятельных направлений боевых искусств. Каратэ,
например, специализируется на ударах руками и ногами, дзюдо — на борьбе,
дзю-дзюцу — на блокировании суставов и, наконец, айкидо представляет собой смесь
борьбы и циньна. Необходимость совершенствования искусства боя была продиктована
самим ходом эволюции общества; только умелый и сильный мог победить в схватке с
врагом не на жизнь, а на смерть. Этого же требовали интересы безопасности
государства. С другой стороны, боевые искусства, помимо чисто прикладного
назначения, всегда рассматривались как составная часть более общей единой
системы саморазвития человека. И тогда каждая схватка, каждый вызов судьбы
являлись своеобразным тестом, неким пробным камнем, на котором адепт мог
проверить степень своей готовности: и технической – в плане мастерства, и,
главное, духовной, когда на пороге между жизнью и смертью он постигал свое
истинное «Я», сливаясь с Дао, достигая «просветления».
Единство формы и содержания, тела и духа — основополагающий
принцип ушу. Верность ему прослеживается в разных школах от первых даосов,
соединявших движения, подобные движениям разных животных с дыханием и
«взращиванием пилюли бессмертия», до современных мастеров традиционного ушу,
наполняющих каждый элемент своих формальных комплексов (таолу) глубоким смыслом
и в плане заложенного в них боевого технического потенциала, и в плане
оздоровительной направленности, и с философско-мировоззренческих позиций.
Прикладной и оздоровительный аспекты в занятиях ушу были неизменно связаны с
духовным совершенствованием адепта. В традиции ушу и цигун под «трансмутацией
духа - шэнь» имелось в виду не только чисто внутреннее преобразование одного
вида энергии в другой, более тонкий, но также и выход на другой уровень
осознания собственного «Я», своего места в мире, на более высокий уровень
духовности, что, в конечном итоге, и являлось результатом углубленных занятий
ушу и связанной с этим внутренней работы (нейгун). Занятия ушу, низведенные до
голой прикладной техники, лишенные духовной наполненности и внутренней работы,
не могли принести «подлинных плодов». Великие наставники ушу во все времена
соотносили подобную практику с примитивным, фактически животным уровнем
существования человека и его сознания. Секреты боевого искусства открывались
только тем, кто постоянно и упорно работал над собой, над своим телом и
сознанием, кто был в постоянном духовном поиске. Чтобы стать настоящим Мастером,
необходимо было постичь внутреннюю сущность боевого искусства. Одним из аспектов
такого постижения в школах ушу Китая являлась «внутренняя работа». «Заниматься
ушу и не заниматься нейгун (внутренней работой) - это значит зря потратить всю
свою жизнь», - говорили наставники боевых искусств.
Человек в древнем Китае рассматривался как микрокосм, как
неотъемлемая часть триады Земля, Небо, Человек, объединяющая в себе пять
основных первоэлементов. Следование течению Дао соотносилось с деятельностью
любого рода, в том числе и с процессом обучения в школах ушу. Главное внимание в
соответствии с даосскими традициями всегда обращалось на гармоничное развитие,
на правильное соотношение «внутреннего» и «внешнего», на постепенность и
непрерывность. Занятия ушу (и другими видами искусств), как учила китайская
мудрость, всегда требовали « соответствовать обстоятельствам», условиям времени
и места, космическим, природным и всем прочим жизненным макро- и микроциклам,
которые проецировались на реального человека с учетом его индивидуальных
особенностей, преломляясь в неисчерпаемой конкретности опыта. Конечной целью
подобного тренинга, помимо феноменальной военно-прикладной подготовки,
становилось также формирование полноценной личности, гармонично развитой,
психически и нравственно устойчивой, обладающей к тому же «многими
добродетелями». Всеми способами человек стремился выйти за пределы, очерченные
земными обыденными представлениями о своих возможностях: на физическом плане, на
ментальном, на духовном, на уровне управления « тонкими энергиями». Сделаться
подобным бессмертным небожителям, следовать и быть в гармонии с Дао— это и
значило «Оседлать дракона», претворить Единое движение мира, реализовать
символическое действие как семя всех движений. Основатель даосизма Чжуан-цэы
говорил: «…ученик учится тому, чего не может выучить; делающий делает то, чего
не может свершить...». Тело является лишь инструментом, посредством которого
действует сознание, но тело - также является и частью самого сознания. Именно
так следует понимать слова мастера ушу XIX века Чэнь Чансина, говорившего, что
«удар начинается в душе, кулак направляется волей, сознание ведет за собой
внутреннюю энергию».
Помимо армейского ушу (для подготовки солдат в армии) и
широко известного монастырского в Китае всегда существовали, о чем уже
говорилось выше, так называемые школы народного ушу - к концу Цинской династии в
начале века только крупных, широко известных подобных школ было более 500;
мелкие же фамильные и клановые школы, нередко носившие закрытый характер,
никакой статистике не поддавались. Правители Китая рассматривали народные школы
ушу как оппозиционную силу. Принадлежность к ним служила основанием со стороны
властей для жестоких преследований. В истории Китая такое уже случалось не раз:
власти во все времена всячески пытались задушить боевые искусства в народе,
избежать возможного объединения мастеров (практически все антиправительственные
выступления и революции в Китае были обязаны своим успехом именно активному
участию в них школ боевых искусств). Подпольность существования и замкнутый
уклад жизни этих школ были необходимым условием их выживания. В значительной
степени, именно благодаря этому, несмотря на бурные социальные потрясения
предыдущего столетия, приведшие практически к полному уничтожению традиционного
ушу как боевого искусства, отдельным китайским мастерам - представителям школ
народного ушу - удалось сохранить и донести секреты и традиции своих школ до
наших дней.
После образования КНР в 1949 году, традиционное ушу
оказывается под запретом. Были закрыты буддийские храмы, в том числе и те,
которые являлись центрами монастырского боевого искусства; некоторые мастера
эмигрировали на Тайвань, в США и другие страны и создали там собственные школы.
Коммунистическое руководство старалось вытравить из памяти то, что ушу - это
прежде всего искусство поединка. Культивировалась гимнастика - ушу, основанная
на исполнении комплексов; приемам реального поединка саньда учили только
некоторые старые мастера, рискуя (особенно в годы «культурной революции»)
попасть под пресс государственной машины.
Обучение ушу было организовано в Национальном институте
атлетики. Здесь ушу специально преподавалось в « усеченном» виде, причем
выхолащивалась не только история и богатейшие традиции народного ушу, но также
вся техника, тактика и боевая подготовка. Таким образом, государственное ушу, по
сути, превращалось в одно из гимнастических направлений. Огромный урон нанесла
развитию ушу так называемая « культурная пролетарская революция» в Китае. За её
время (1966-1976 гг.) были закрыты последние школы ушу, уничтожены ценнейшие
архивные документы, подвергались репрессиям все практикующие мастера, многие из
которых погибли в застенках. Пострадал и знаменитый Шаолиньский монастырь,
оставшиеся фрески которого были варварски уничтожены. Такая ситуация сохранялось
до конца 80-х годов. В новых условиях развития межгосударственных отношений
китайские власти решили вновь возрождать ушу. Этому во многом способствовало то,
что на Западе стали чрезвычайно популярны боевые искусства; после повального
увлечения каратэ и тхэквондо многие обратились к истокам - китайскому ушу.
Однако возрождение ушу в Китае после стольких лет упадка и
гонений было связано с большими трудностями: некоторые оставшиеся в живых
мастера ни под каким видом не желали делиться своими знаниями, другие еще ранее
уничтожили свои рукописи с передававшимися по наследству секретами школы. С
другой стороны, оживление экономики, обращение к ценностям потребительского
общества и ориентация на западный уклад жизни привели к тому, что молодежь с
большим энтузиазмом занялась бизнесом в самых различных сферах. Дети и внуки
последних мастеров народного ушу отошли от традиций - их больше не интересовали
секреты фамильных школ, которые надо было изучать годами. Интересно отметить,
что получившая ныне большую известность одна из сильнейших народных школ Китая -
Ма Ши Тунбэй Уи, обязана своим выживанием тому, что носители информации - братья
семьи Ма, эти, как их называли в народе, «звезды китайского ушу», смогли уберечь
себя и сохранить все секреты школы, уйдя из ушу во времена запретов и гонений и
сменив основную профессиональную деятельность. Например, Ма Мента стал
профессором истории и преподавал в университете, Ма Сянта известен как крупный
чиновник по спорту в правительстве. Выдающиеся мастера в ушу, они оказались не
менее талантливы и на любом другом поприще и везде пользовались заслуженным
уважением. Демократические перемены последних лет в китайском обществе изменили
систему социальных приоритетов и жизненных ценностей у молодого поколения, что
привело к окончательному разрушению семейных традиций и вековых устоев. Сын Ма
Мента - Ма Лианчжан - избрал для себя другую дорогу: в течение ряда лет он в
Стамбуле обучался в духовной мусульманской школе и готовится стать
священнослужителем. Тем не менее, главным итогом новых веяний явилось то, что
традиционное ушу вышло из подполья и даже стало пользоваться поддержкой
государства. Братья Ма снова начали проводить огромную подвижническую работу по
популяризации и развитию своего фамильного стиля Тунбэй у себя в КНР, а также в
России и других странах.
В КНР за последние годы ушу вновь было поднято на должную
высоту и возведено в ранг национального достояния, тогда же была создана
Всекитайская Ассоциация ушу. Правительство КНР решило сделать китайское ушу
олимпийским видом спорта, для чего в рамках общегосударственных программ стали
выделяться немалые средства. Была создана организация под названием «Группа
исследования боевых искусств», назначением которой стал поиск уцелевших мастеров
традиционных школ ушу, сбор сведений самого разного характера и издание книг по
ушу, выпуск и тиражирование видеофильмов. Проводились медицинские тесты и
научные исследования на предмет влиянию ушу на здоровье человека, которые
учитывались при составлении правил соревнований и технических нормативов. Стали
восстанавливаться монастыри, в которых раньше существовали известные школы ушу.
Шаолиньский монастырь превратился в крупнейший туристический центр. Большая
рекламная кампания привлекла со всего мира массу желающих обучаться китайскому
боевому искусству. Недалеко от Шаолиньского монастыря была построена Академия
ушу, в которой занимаются студенты из многих стран мира.
С 1979 г. Госкомспорт КHР принял решение разработать новую
форму соревнований по ушу: спортивные поединки - саньшоу. Для этого отбирались
самые эффективные спортивные приемы, и успешное проведение каждого из них в
поединке оценивалось соответствующим количеством очков, как и в других видах
спорта. В рекламных целях, чтобы сделать вид, что это - возрождение старых
традиций ушу, спортивные поединки на первых порах называли «саньда», или «лэйтай».
Однако старые мастера прекрасно знали, что это не так: в их памяти еще не
стерлись безуспешные попытки устраивать поединки по спортивным правилам в 30-х
годах. В Китае за это время выросло уже несколько поколений, которые не видели
настоящего саньда, они и принимали официальную версию за чистую монету. Термин «саньда»
перекочевал во многие страны, в том числе и в Россию: под «саньда» (этот термин
включен также в ЕВСК России) здесь понимают именно разработанный китайскими
функционерами государственный «китайский кикбоксинг» с бросками и
выталкиваниями», а не абсолютно свободный бой, как это было в ушу ранее. В
последнее время саньшоу становится популярным во всем мире и начинает занимать
первые позиции в табели о рангах среди других спортивных единоборств мира.
Национальные турниры проводятся по двум видам: формальным
комплексы (таолу) и спортивному спаррингу (саньшоу). Однако каждое из этих
направлений в современном спортивном ушу существуют совершенно независимо друг
от друга. Итог: на сегодняшний день многие гимнасты - ушуисты в Китае (и в
других странах) не имеют ни малейшего представления о технике поединка, а многие
спортсмены по саньшоу совершенно не занимаются отработкой таолу. Попытки
искусственно объединить эти два направления не дают и не могут дать без единой
развернутой системы подготовки на базе традиционного ушу никаких положительных
результатов.
В КНР ушу по-прежнему остается одним из самых массовых
видов спорта и физической культуры. Образовательные школы включили ушу в свои
учебные программы. В ВУЗах функционируют факультеты и отделения, выпускающие
специалистов по спортивному и оздоровительному направлениям ушу. Миллионы людей
самых разных возрастов и профессий, домохозяйки и пенсионеры в утренние и
вечерние часы на улицах и скверах выполняют оздоровительные упражнения ушу и
цигун.
С налаживанием контактов ушу стало важным фактором развития
культурного обмена между нашими странами. Китайские специалисты по ушу
неоднократно приезжали в Москву и другие города России, делились своим опытом с
российскими спортсменами и тренерами, проводили семинары, лекции, показательные
выступления.
http://www.wushu.org/rus/trad.php