Чжан Давэй
Эта поговорка говорит о необходимой гармонии и сочетании
воедино
внутренних и внешних наработок. Руки, глаза, методы
корпуса и
шаги - это внешнее, отражают движения всех частей тела,
это то,
что называют "формой"; цзин, шэнь, ци, ли и гун - это
внутреннее,
это проявления духа, настроения, мыслей, а также
закаленности
внутренних органов, это то, что называют "духом".
Внутреннее и
внешнее должны быть единым целым, их нельзя разделять.
Форма
движений определяется мыслительным процессом головного
мозга и
подвергается влиянию внутренних органов. Как только
работа всех
внутренних систем организма согласована воедино, так и
внешний
вид движений становится естественным. И наоборот: стоит
только
внешней форме движений соответствовать правилам,
как это
благотворно отражается на внутренних органах. Форма и дух
влияют
друг на друга, находятся в неразрывной взаимосвязи. К
примеру, в
записках о кулачном искусстве употребляется
выражение
"согласованность внутренних пяти первостихий и
внешних пяти
первостихий". Внешние пять первостихий - это пять рук и
пять ног;
пять рук - это обрушивающая, поворачивающая,
буравщая,
затягивающая и хватающая; пять ног - это окружающая,
ставящая
точку, втыкающаяся, взмахивающая и пинающая.
Просто пять
первостихий - это металл, дерево, вода, огонь и
земля.
Обрушивающий удар кулаком, пинок ногой - это дерево, ци
исходит
из печени, если в оконечности костей есть сила - значит
печени
удобно, таким образом выполняя обрушивающие удары
руками и
пинающие удары ногами можно укрепить печень. Хватающая
рука,
втыкающаяся нога - это металл, ци исходит из легких,
если в
оконечности сухожилий есть сила - значит легким удобно,
потому
хватания руками и втыкания ногами могут укрепить
легкие.
Затягивающая рука, взмахивающая нога - это огонь, ци
исходит из
сердца, необходимо чтобы сила была в оконечности крови,
этими
движениями можно укрепить сердце. Поворачивающая рука,
окружающая
нога - это земля, ци исходит из селезснки, в этих
движениях
должно участвовать все тело, потому поворачивая руками и
окружая
ногами можно укрепить селезснку. Буравящая рука, ставящая
точку
нога - это вода, ци исходит из почек, если в
оконечности мышц
есть сила - значит почечная ци в мышцах, потому буравя
руками и
ударяя снизу вверх ногами можно укрепить почки. В
почках ци
пышная - сила резкая; в сердце кровь наполнена - в мозгу
усилие
прочное; легкие наполнены воздухом - ци концентрируется;
почки
наполнены водой - дух ярок; селезенка полная - тело
здоровое. Эта
поговорка очень похожа на слова из китайской медицины и
цигуна.
Внутри тренируется один глоток ци,
внешне тренируются мышцы, кости и кожа
Достоинство ушу - в параллельном совершенствовании
внутреннего и
внешнего. Внутренний стиль или внешний, уданский или
шаолиньский,
южный или северный, к какому бы направлению не относился,
как бы
сложны и многочисленны ни были его законы - в конечном
итоге все
сводится к одному: "внутри тренируется один глоток ци,
внешне
тренируются мышцы, кости и кожа".
В ушу есть много трактовок понятия ци. В данном случае
имеется в
виду изначальное ци человека, его жизненна сила.
Посредством
тренировки ушу укрепляется тело, улучшается
функционирование
внутренних органов, новое сменяет старое. Человек
пышет
здоровьем, неподвластен болезням, годы жизни удлиняются.
"Мышцы, кости и кожа" - это тело человека. Посредством
тренировки
ушу можно укрепить тело, развить мышцы, укрепить костный
мозг,
закалить связки, оздоровить кожу - создать прекрасное тело.
Данная поговорка отражает влияние ушу на тело человека.
Руки - метеоры, глаза - молнии,
тело - странствующий дракон, ноги - стрелы
Еще говорят: "Кулаки - метеоры, глаза - молнии,
поясница -
змеится, шаг - словно приклеен".
Эта поговорка говорит о требованиях к "рукам, глазам,
методам
корпуса и шагам", говорит о том, что движения в стилях
боя на
длинной дистанции должны быть быстрыми и ловкими. В
методах боя
на длинной дистанции ритм отчетлив, компоновка плотная,
имеется
ловкость и многоизменчивость - вот о чем эта поговорка.
Во-вторых, поговорка указывает на то, что требуется от
техники в
бою. Руки скорые, глаза быстрые, корпус скользит, ноги
крепкие -
вот важнейшие факторы победы. Достигают глаза - должны
достигнуть
и руки, достигают руки - должен достигнуть и взгляд;
руки,
взгляд, методы корпуса и шаги должны соединяться воедино,
быстрым
покорять медленное, скоростью покорять скорость,
скоростью
побеждать мягкое, скоростью побеждать скоростью побеждать
жесткое
- вот первоисточник победы над врагом.
У изучающего ушу - три драгоценности:
драгоценна широта, драгоценна суть,
но более всего драгоценно - постижение
Среди изучающих боевое искусство есть два типа людей. Одни
упрямо
изучают лишь одну школу, не обращая внимания на
другие, свою
школу считают самой лучшей. Они подобны удалившимся в
горы для
совершенствования, делающим телегу за запертыми
воротами. Они
постигают суть техники своей школы, но подобны лягушкам
на дне
колодца, им трудно увидеть, что за одним небом есть и
другое
небо. Люди другого типа встрети новый стиль хотят его
изучить,
встретив нового учителя просятся в ученики, чуть-чуть
узнают -
считают что уже много, узнают поверхностно - и всс. В
результате
нет ни стиля ни школы, нет манеры, присутствует
расхлябанность.
Обоим этим категориям изучающих трудно добиться
хороших
результатов.
"Три драгоценности изучающего боевые искусства"
указывают
занимающемуся ясную дорогу.
Первая драгоценность - широта. Расширять знания, широко
собирать
достоинства, широко собирать умные мысли, широта
протянулась от
древности до современности. Иначе говоря, занимающийся
боевым
искусством должен иметь широкие взгляды. Если имеешь
общее
представление о кулаке юга и ноге севера, о Шаолине и
Удане, о
внутренних и внешних системах - это может быть
названо
поверхностным изучением; если за короткое время
овладеваешь
особенностями манеры кулачного искусства, требованиями к
технике,
но не углубляешься - это может быть названо быстрым
изучением;
если из каждого стиля брать разные методы изучения,
изучать у
каждого стиля лишь требования, а в пределе - запоминать
названия
и историю, то это может быть названо изучением
галопом. Если
учиться таким образом, то можно расширить кругозор,
достичь
"широты".
Вторая драгоценность - суть. Сосредоточиться на одной
школе,
понять суть школы, систематически изучить,
всесторонне
разобраться. Иначе говоря, изучать боевое искусство надо
глубоко.
Стилей в китайском ушу - не меньше сотни, комплексов - не
менее
десятка тысяч, техника превращается огромным
количеством
способов, манеры различны. Если сосредоточиться только на
одном
стиле, овладеть его достоинствами и слабостями,
методами
тренировки, техникой, исходными принципами,
законами, то
впоследствии можно развить способности к изменению и
уяснить
возможности других стилей. Суть - базис широты, нет сути
- как
можно говорить о широте? С другой стороны, если есть
только суть
и нет широты, то гунфу освоено только наполовину. В
особенности
если знать только собственную школу, не узнавать о
других, то
"мало видевший многому удивляется". Широта есть расширение
сути,
если есть широта но нет сути - значит, нет корней,
словно у
плывущего по воде цветка, трудно добиться реального успеха.
Третья драгоценность - постижение. Для занимающегося
боевым
искусством постижение ушу - это высший этап.
Разобраться в
кулачных законах, познать школу, изучить досконально -
тогда
можно понять высокое и низкое, увидеть Путь школы, видя
голову
узнавать о хвосте, по одной точке узнать о целом, познав
одно -
познать сотню, действовать сообразно обстоятельствам.
Потому в
поговорке перед словами "драгоценно - постижение" добавлено
слово
"более всего", указывая на наивысшую значимость
"постижения".
Чтобы дойти до этапа "постижения", требуется пройти
через
"широту" и "суть", как говорится "нет широты и нет
сути -
иероглиф Постижение трудно прочесть, есть широта и есть
суть - и
иероглиф Постижение проявится сам".
"Драгоценна широта, драгоценна суть, но более всего
драгоценно -
постижение" - вот Путь изучения боевых искусств.
Кулаки - словно цветы, ноги - вышивальные иглы,
выглядит красиво но применение отсутствует
В мире ушу часто используют выражение "кулаки - словно
цветы,
ноги - вышивальные иглы" для описания красивых
комплексов,
которые не имеют реального применения. Такие комплексы с
давних
времен подвергаются влиянию бродячих артистов и несут
отчпечаток
коммерциализованности, в них стремятся к красивости
форм и
сложности движений, не обращая внимание на боевой смысл
движений;
в таких комплексах мало боевых приемов. Если говорить о
кулаке
опьяневшего, то если совершенствовать лишь "пьяный
образ"
движений, падения и акробатику, убрав при этом особенности
кулака
опьяневшего по ведению боя с земли, убрав методы
подцепляния и
зацепляния, цепляющее усилие, возможности перешибания и
зажима,
то не увидишь восемнадцати приемов, известных как
"восемнадцать
кувырков", лишь сможешь изобразить пьяную форму движений.
Если
говорить о кулаке орла, то если обращать внимание
только на
орлиную форму движений, орлиный выкрики, и убрать удары
"орлиными
когтями", то это будет не более чем орлиный танец.
Профессионалы
говорят про это "кулаки - словно цветы, ноги - вышивальные
иглы"
и не особенно ценят.
Есть еще одно обстоятельство. Hекоторые тренирующиеся
изучают
действительно серьезные вещи, но на тренировках
лишь идут
проторенной дорожкой, не способны к анализу, на
демонстрациях
показывают мощь, но на практике ничего применить не
могут. Такие
тренирующиеся утратили самое важное содержание ушу -
прикладной
смысл. Про таких и говорят "кулаки - словно цветы,
ноги -
вышивальные иглы".
Мастер ушу должен знать как комплексы, так и практический
смысл,
как боевую технику, так и оздоровительные аспекты,
так и
показательность. Потому занимающемуся следует
развиваться
всесторонне, реформировать "красивое, но бесполезное" ушу,
дабы не
было "кулаки - словно цветы, ноги --- вышивальные иглы".
Hельзя из-за слова причинять вред смыслу, нельзя из-за
названия
питать отвращение к стилю
Hеправильное употребление слова, естественно, нехорошо,
однако
если его смысл хорош, то о нем не стоит спорить. Если
название
стиля неподобающе, то это, безусловно, плохо, однако
если его
содержание богато, то им не следует пренебрегать.
У таких стилей, как "женский кулак", "кулак больного",
"собачий
кулак" названия не очень эстетичны, однако эти виды
кулачного
искусства имеют свои специфические черты, и если из-за
имени
питать отвращение к стилю, то как же можно
овладеть его
прекрасностью?
Часто можно видеть, что если из-за слов причинять вред
смыслу, но
нельзя понять суть ушу. Так как слова "кулаки - словно
цветы,
ноги - вышивальные иглы" часто используются по
отношению к
красиво выглядящему, но не применимому на практике
ушу, то
некоторые полагают, что если в стиле формы красивые
- он
неприменим, а применимый стиль не может смотреться
красиво, и
утверждают: "искусство должно быть боевым, а не
танцевальным".
Такая точка зрения однобока. В длительном процессе
развития ушу
приобрело такие черты, как боевой характер,
оздоровительное
значение, красивое искусство. Потому многие стили
ушу как
прекрасны на вид, так и имеют реально-боевое
применение.
Hаоборот, таких стилей, что были бы реально-применимы,
но при
этом не смотрелись бы красиво, довольно мало.
Прекрасность ушу
заключается в плотном порядке движений, их
гармоничности,
упорядоченности наступлений и отступлений, упорядоченности
атак и
защит. В хуацюань движения разворачиваются на
большом
пространстве, в чжацюань сила следует маршруту, в
фаньцзыцюань
сочетаются ловкость, скорость и резкость, в паочуй
сила
выбрасывается подобно ударам молота, а тайцзицюань
иностранцы
называют "мягким и красивым танцем". Hу а если рассмотреть
такие
движения, как "танец с цветами" в искусстве владения
копьем,
"удар цветами" в искусстве владения шестом, "обматывание
головы"
и "прохождение мимо затылка" в искусстве
владения
мечом-<I>дао</I>, "якша ныряет в море" в искусстве
владения
мечом-<I>цзянь</I>, "стопа-вихрь" и "нога ударющая в
небо" в
искусстве боя без оружия - эти движения и красиво
выглядят, и
имеют конкретное боевое применение. "Танец с цветами" в
искусстве
владения копьем еще называют "игрой пяти животных", ибо
здесь
непрерывно используются пять движений - давление на
макушку,
рубка копьем, выплевывание змеиного языка, поднимание в
половые
органы, скольжение копьем - от которых в итоге
невозможно
защититься. "Обматывание головы" и "прохождение мимо
затылка" в
искусстве владения мечом-<I>дао</I> - это преграждение
поясницы,
обратное резание, защита плеч и давление мечом,
четыре
непрерывных движения, предельно быстрых. "Якша ныряет в
море" в
искусстве владения мечом-<I>цзянь</I> - это удар на
предельно
дальнюю дистанцию, атака впереди и защита сзади. "Hога
ударющая в
небо" в кулачном искусстве - это удар ногой по верхнему
уровню.