С уществует немало людей, называющих себя "Шаолиньскими
бойцами",
"монахами", "последователями Шаолиньской традиции".
Можно ли
проверить, насколько это правда?
Все монахи Шаолиньского монастыря, равно и как большинства
других
чань-буддийских монастырей в Китае, проходят
двухэтапное
посвящение, причем эта традиция сложилась еще в эпоху в
VIII в.
После второго этапа монах получает особое удостоверение и
его имя
заноситься в генеалогические списки школы в единый
реестр
монахов, хранящийся во Всекитайской буддийской
Ассоциации. В
монашеском удостоверении обязательно указывается
мирское имя,
новое монашеское имя посвященного и имя его учителя,
который с
этих пор несет полную ответственность за своего ученика.
Большая
часть хроник Шаолиньсы, в том числе и списки
монахов,
опубликованы в "Большой энциклопедии Шаолиньского
монастыря по
ушу" (Пекин, 1995, т. 1), поэтому не составляет труда
отличить
настоящего шаолиньского монаха-бойца (усэн) от
"фальшивого".У нас
в стране офииальными Шаолньскими послушниками,
прошедшими все
необходимые посвящения, являются Синъин и Синфа, имеющие
право
представлять Шаолньский
монастырь.
Иногда можно слышать, что тот или иной человек обучался в
Шаолиньском монастыре. Как это проверить и
возможно ли
действительно обучаться в Шаолиньсы?
Внутри самого монастыря могут жить и обучаться лишь
посвященные
буддисты, монахи самого монастыря (только мужчины),
где и
передается истинная традиция шаолиньского ушу и медицины.
Вокруг
монастыря разбросано несколько десятков частных и
государственных
школ, в которых совокупно обучается около 3 тыс.
человек, и
которые иногда называют себя "шаолиньскими", хотя
большинство из
них никакого отношения к самому монастырю и к его
традиции не
имеют. Подавляющее большинство школ для иностранцев, в том
числе
известный "Дворец Шаолиньского ушу", проводят курсы от
недели до
трех месяцев и являются коммерческими организациями,
обучение в
них стоит от 10 до 20 ам. дол. в час, не считая
проживания и
питания. Главным недостатком такого рода обучения
является не
столько цена, сколько отсутствие единой системы
обучения и
реальной связи с шаолиньской традицией. При самом
Шаолиньсы
существуют несколько официальных учебных заведений:
Международная
всекитайская Академия ушу Шаолиньского монастыря
(ректор -
преподобный Дэцянь, старший тренер - Синцзюнь) и Институт
ушу и
чань-буддизма Шаолиньского монастыря на горах
Суншань. В
Международной Академии проходят стажировку и аттестацию
члены
Международной и национальной Федераций Шаолиньских
боевых
искусств, в том числе и из России. Полный курс
предусматривает
минимум трехлетнее обучение по следующим дисциплинам: ушу,
цигун,
традиционная медицина.
_________________________________________________________________
У кого можно изучать ушу, как отличить
человека
некомпетентного от знающего?
Существует несколько критериев, которыми надо
руководствоваться
при выборе секции или тренера для занятий ушу. Прежде
всего, в
информации о клубе или учебной группе должна быть
фамилия
инструктора. В мире ушу не принято скрывать как своей
фамилии,
так и фамилии своего учителя, это ведь не тайное
общество. Само
по себе обучение в Китае, о котором гласят многие
рекламные
объявления, ни о чем не говорит, равно как и надпись в
китайском
дипломе. Многие китайские школы для иностранцев выдают
диплом и
после двух-трех дней обучения (это реальный пример),
причем
заверяют его многими печатями. Чтобы легче разобраться в
этом,
важно сначала понять структуру преподавания ушу в КHР. В
Китае
существует масса школ, которые обычно именуются "ушу
гуань". Это
частные школы с самым разным уровнем преподавания. Они
могут
выдавать дипломы, но они не являются официальными,
и как
следствие эти "ушу гуани" не несут отвественность за
своих
выпускников. То есть диплом удостоверяет, что человек там
просто
обучался (возможно, именно два-три дня), но не
свидетельствует ни
об уровне человека, ни о степени его подготовки. Тем более
они не
имеют права выдавать ни инструкторских, ни судейских
дипломов,
присуждать разряды (это - в спортивных федерациях), ни
степени
мастерства (в федерациях традиционного ушу). Сразу
оговоримся,
все это отнюдь не значит, что все обладатели таких
дипломов -
жулики и проходимцы. Среди них встречаются и очень
качественные
преподаватели, просто сам китайский диплом не значит
ровным
счетом ничего. Какие китайские дипломы действительно
стоит
рассматривать как серьезные? По спортивному ушу - это
диплом об
окончании института физкультуры, факультета ушу или
Пекинской
Академии ушу. Обратим внимание - именно диплом об
окончании, а не
об обучении, поскольку диплом об окончании означает, что
человек
учился по меньшей мере четыре-пять лет и сдавал все
необходимые
экзамены. По традиционному ушу стоит рассматривать
дипломы,
выданные официальными крупными организацияями с
четко
разработанной системой аттестации. В качестве примера
приведем
Международную академию ушу Шаолиньского монастыря, с
которой мы
давно работаем. Там ведется точно такое же обучение, как в
любом
университете: практические и теоретические курсы,
лекци,
экзамены. Даже при заочной форме обучения необходимо не
менее
четырех лет, чтобы закончить ее и получить выпускной
диплом. По
сдаче дополнительных экзаменов присваивается
инструкторская
степень, тренерская категория (от третьей по первую),
судейская,
медицинская и т.д. Разумеется, все это не означает, что
человек
стал мастером, но просто само четырехлетнее обучение
(а по
некоторым аспектам ушу обучение доходит до шести лет)
гарантирует
достаточно качественные знания. Сущесвует еще целый ряд
таких же
солидных учебных заведений. Признаемся честно, мы не очень
верим
уровню людей, которые обучались ушу, пару раз на две
недели
прихав в Китай. Китай - не панацея и не гарантия качества.
К нам,
например, постоянно поступают жалобы со всех концов
России от
тех, кто учится ушу, с жалобами на китайских
преподавателей,
которые либо лишь собирают деньги, либо ведут
столь
низкокачественно преподавание, что даже наши российские
тренеры
обучают лучще. Много и прямых подлогов. В качестве
примера, мы
позвонили в одну из федераций, указанных в данных на
иструкторов.
Там нам сообщили, что никаких иностранцев (в т.ч. из
России) за
последние пять лет они не аттествоыввали и официально не
обучали!
Мы не очень доверяем системам, которые именуют себя,
например
"самооборона на основе ушу" или "с элементами ушу и
айкидо". С
одной стороны, такие системы действительно
могут быть
эффективными для самозащиты, но с другой стороны,
следует
учитывать, что всякий стиль - абсолютно
самодостаточен и
полноценен, надо лишь вцелиом познать все его аспекты.
Hапример,
в таких стилях ушу как шаолиньцюань, мицзунцюань,
мяоцюань
содержиться богатейшая эффективная техника бросков, и не
очень
понятно, зачем в этом случае смешивать ушу с другой, в
общем-то
неплохой, системой айкидо. К тому же стиль - это не только
набор
приемов, это ещс и духовная традиция, и самому ее
создать
невозможно, она вырабатывается на протяжении нескольких
столетий.
Мы точно знаем, чего можно ожидать от хороших занятий,
скажем,
шаолиньцюань, тайцзицюань или айкидо, но
невозможно
предплоложить, чем закончаться занятия некой "смешанной
ситемой".
Теперь о курсах при Инфизкульте. Сами эти курсы, где
читаются
установовчные лекции по общей методике тренерской работы
- это
большой положительный момент. Отрицательным моментом
является то,
что ушу на этих курсах не преподается вообще.
Предполагается, что
на них приходят люди, уже знакомые с ушу, которым
лишь надо
прослушать курс по общетеоретическим проблемам спорта (не
ушу!).
Учитывая, что ушу лишь в малой степени соприкасается со
спортом,
ценность курсов не очень велика, хотя и обеспечивает
получение
диплома. Теперь подойдем с другой стороны к проблеме. Что
может
служить гарантией нормального преподавания? Hам кажется,
что в
полной мере такую гарантию дают некоторые федерации
боевых
искусств всероссийского или международного масштаба.
Прежде
всего, это официально зарегистрированные орагнизации,
которые
несут реальную отвественность за свою деятельность и
качество
преподавания. Обычно крупные федерации непосредственно
связаны с
международными федерациями, которые предоставляют свои
программы,
тренеров, аттестации и - самое главное - контролируют
качество
преподавания. Сама федерация гарантирует качество и
достоверность
преподавания и, естественно, стремится избавляться от
плохих
инструкторов или просто не принимает их в свои
ряды. Ряд
федераций, входящих в Ассоциацию боевых искусств
России,
регулярно проводит сертификацию своих тренерских кадров,
строго
следя за тем, чтобы они повышали свое мастерство,
проходили
регулярную переподготовку и т.д. Практически во всем
мире все
инструктора преподают через федерации и гордятся не
столько
дипломом, сколько официальной сертификацией Федерации -
именно
она подтверждает их тренерский уровень и означает, что
федерация
несет отвественность за свои
кадры.
______________________________________________________________
С уществует немало людей, называющих себя "Шаолиньскими
бойцами",
"монахами", "последователями Шаолиньской традиции".
Можно ли
проверить, насколько это правда?
Все монахи Шаолиньского монастыря, равно и как большинства
других
чань-буддийских монастырей в Китае, проходят
двухэтапное
посвящение, причем эта традиция сложилась еще в эпоху в
VIII в.
После второго этапа монах получает особое удостоверение и
его имя
заноситься в генеалогические списки школы в единый
реестр
монахов, хранящийся во Всекитайской буддийской
Ассоциации. В
монашеском удостоверении обязательно указывается
мирское имя,
новое монашеское имя посвященного и имя его учителя,
который с
этих пор несет полную ответственность за своего ученика.
Большая
часть хроник Шаолиньсы, в том числе и списки
монахов,
опубликованы в "Большой энциклопедии Шаолиньского
монастыря по
ушу" (Пекин, 1995, т. 1), поэтому не составляет труда
отличить
настоящего шаолиньского монаха-бойца (усэн) от
"фальшивого".У нас
в стране офииальными Шаолиньскими послушниками,
прошедшими все
необходимые посвящения, являются Синъин и Синфа, имеющие
право
представлять Шаолиньский
монастырь.
________________________________________________________________
И ногда можно слышать, что тот или иной человек
обучался в
Шаолиньском монастыре. Как это проверить и
возможно ли
действительно обучаться в Шаолиньсы?
Внутри самого монастыря могут жить и обучаться лишь
посвященные
буддисты, монахи самого монастыря (только мужчины),
где и
передается истинная традиция шаолиньского ушу и медицины.
Вокруг
монастыря разбросано несколько десятков частных и
государственных
школ, в которых совокупно обучается около 3 тыс.
человек, и
которые иногда называют себя "шаолиньскими", хотя
большинство из
них никакого отношения к самому монастырю и к его
традиции не
имеют. Подавляющее большинство школ для иностранцев, в том
числе
известный "Дворец Шаолиньского ушу", проводят курсы от
недели до
трех месяцев и являются коммерческими организациями,
обучение в
них стоит от 10 до 20 ам. дол. в час, не считая
проживания и
питания. Главным недостатком такого рода обучения
является не
столько цена, сколько отсутствие единой системы
обучения и
реальной связи с шаолиньской традицией. При самом
Шаолиньсы
существуют несколько официальных учебных заведений:
Международная
всекитайская Академия ушу Шаолиньского монастыря
(ректор -
преподобный Дэцянь, старший тренер - Синцзюнь) и Институт
ушу и
чань-буддизма Шаолиньского монастыря на горах
Суншань. В
Международной Академии проходят стажировку и аттестацию
члены
Международной и национальной Федераций Шаолиньских
боевых
искусств, в том числе и из России. Полный курс
предусматривает
минимум трехлетнее обучение по следующим дисциплинам: ушу,
цигун,
традиционная медицина.
У кого можно изучать ушу, как отличить человека
некомпетентного от знающего?
Существует несколько критериев, которыми надо
руководствоваться
при выборе секции или тренера для занятий ушу. Прежде
всего, в
информации о клубе или учебной группе должна быть
фамилия
инструктора. В мире ушу не принято скрывать как своей
фамилии,
так и фамилии своего учителя, это ведь не тайное
общество. Само
по себе обучение в Китае, о котором гласят многие
рекламные
объявления, ни о чем не говорит, равно как и надпись в
китайском
дипломе. Многие китайские школы для иностранцев выдают
диплом и
после двух-трех дней обучения (это реальный пример),
причем
заверяют его многими печатями. Чтобы легче разобраться в
этом,
важно сначала понять структуру преподавания ушу в КHР. В
Китае
существует масса школ, которые обычно именуются "ушу
гуань". Это
частные школы с самым разным уровнем преподавания. Они
могут
выдавать дипломы, но они не являются официальными,
и как
следствие эти "ушу гуани" не несут отвественность за
своих
выпускников. То есть диплом удостоверяет, что человек там
просто
обучался (возможно, именно два-три дня), но не
свидетельствует ни
об уровне человека, ни о степени его подготовки. Тем более
они не
имеют права выдавать ни инструкторских, ни судейских
дипломов,
присуждать разряды (это - в спортивных федерациях), ни
степени
мастерства (в федерациях традиционного ушу). Сразу
оговоримся,
все это отнюдь не значит, что все обладатели таких
дипломов -
жулики и проходимцы. Среди них встречаются и очень
качественные
преподаватели, просто сам китайский диплом не значит
ровным
счетом ничего. Какие китайские дипломы действительно
стоит
рассматривать как серьезные? По спортивному ушу - это
диплом об
окончании института физкультуры, факультета ушу или
Пекинской
Академии ушу. Обратим внимание - именно диплом об
окончании, а не
об обучении, поскольку диплом об окончании означает, что
человек
учился по меньшей мере четыре-пять лет и сдавал все
необходимые
экзамены. По традиционному ушу стоит рассматривать
дипломы,
выданные официальными крупными организацияями с
четко
разработанной системой аттестации. В качестве примера
приведем
Международную академию ушу Шаолиньского монастыря, с
которой мы
давно работаем. Там ведется точно такое же обучение, как в
любом
университете: практические и теоретические курсы,
лекци,
экзамены. Даже при заочной форме обучения необходимо не
менее
четырех лет, чтобы закончить ее и получить выпускной
диплом. По
сдаче дополнительных экзаменов присваивается
инструкторская
степень, тренерская категория (от третьей по первую),
судейская,
медицинская и т.д. Разумеется, все это не означает, что
человек
стал мастером, но просто само четырехлетнее обучение
(а по
некоторым аспектам ушу обучение доходит до шести лет)
гарантирует
достаточно качественные знания. Сущесвует еще целый ряд
таких же
солидных учебных заведений. Признаемся честно, мы не очень
верим
уровню людей, которые обучались ушу, пару раз на две
недели
прихав в Китай. Китай - не панацея и не гарантия качества.
К нам,
например, постоянно поступают жалобы со всех концов
России от
тех, кто учится ушу, с жалобами на китайских
преподавателей,
которые либо лишь собирают деньги, либо ведут
столь
низкокачественно преподавание, что даже наши российские
тренеры
обучают лучще. Много и прямых подлогов. В качестве
примера, мы
позвонили в одну из федераций, указанных в данных на
иструкторов.
Там нам сообщили, что никаких иностранцев (в т.ч. из
России) за
последние пять лет они не аттествоыввали и официально не
обучали!
Мы не очень доверяем системам, которые именуют себя,
например
"самооборона на основе ушу" или "с элементами ушу и
айкидо". С
одной стороны, такие системы действительно
могут быть
эффективными для самозащиты, но с другой стороны,
следует
учитывать, что всякий стиль - абсолютно
самодостаточен и
полноценен, надо лишь вцелиом познать все его аспекты.
Hапример,
в таких стилях ушу как шаолиньцюань, мицзунцюань,
мяоцюань
содержиться богатейшая эффективная техника бросков, и не
очень
понятно, зачем в этом случае смешивать ушу с другой, в
общем-то
неплохой, системой айкидо. К тому же стиль - это не только
набор
приемов, это ещс и духовная традиция, и самому ее
создать
невозможно, она вырабатывается на протяжении нескольких
столетий.
Мы точно знаем, чего можно ожидать от хороших занятий,
скажем,
шаолиньцюань, тайцзицюань или айкидо, но
невозможно
предплоложить, чем закончаться занятия некой "смешанной
ситемой".
Теперь о курсах при Инфизкульте. Сами эти курсы, где
читаются
установовчные лекции по общей методике тренерской работы
- это
большой положительный момент. Отрицательным моментом
является то,
что ушу на этих курсах не преподается вообще.
Предполагается, что
на них приходят люди, уже знакомые с ушу, которым
лишь надо
прослушать курс по общетеоретическим проблемам спорта (не
ушу!).
Учитывая, что ушу лишь в малой степени соприкасается со
спортом,
ценность курсов не очень велика, хотя и обеспечивает
получение
диплома. Теперь подойдем с другой стороны к проблеме. Что
может
служить гарантией нормального преподавания? Hам кажется,
что в
полной мере такую гарантию дают некоторые федерации
боевых
искусств всероссийского или международного масштаба.
Прежде
всего, это официально зарегистрированные орагнизации,
которые
несут реальную отвественность за свою деятельность и
качество
преподавания. Обычно крупные федерации непосредственно
связаны с
международными федерациями, которые предоставляют свои
программы,
тренеров, аттестации и - самое главное - контролируют
качество
преподавания. Сама федерация гарантирует качество и
достоверность
преподавания и, естественно, стремится избавляться от
плохих
инструкторов или просто не принимает их в свои
ряды. Ряд
федераций, входящих в Ассоциацию боевых искусств
России,
регулярно проводит сертификацию своих тренерских кадров,
строго
следя за тем, чтобы они повышали свое мастерство,
проходили
регулярную переподготовку и т.д. Практически во всем
мире все
инструктора преподают через федерации и гордятся не
столько
дипломом, сколько официальной сертификацией Федерации -
именно
она подтверждает их тренерский уровень и означает, что
федерация
несет отвественность за свои
кадры.