Скрытность и таинственность
Скрытность и таинственность - своеобразные черты традиции У
ЛИНЬ.
Некоторые черты и принципы, характерные для культуры
воинских искусств Китая, не всегда понятны людям, не имеющим отношения к ним.
Принципы и понятия, на которых строятся отношения между представителями У ЛИНЬ
(мир ушу), формировались несколько сотен лет. Без знания глубоких традиционных
корней разобраться в тонкостях и хитросплетениях традиционного подхода в
передаче знаний практически невозможно. Немалую роль в развитии стилей и
направлений, школ играли конкретные личности. Родственность теоретических или
практических методов и даже родственные связи часто отступают на второй план
перед традицией социальных отношений (учитель - ученик) и личным расположением
сердец. Поэтому тонкости традиционного ушу могут быть переданы только в <живой>
человеческой среде. Ограничиться академическим преподаванием традиции в
аудиториях и залах значит почти уничтожить ее. Учить тонкому пониманию можно
только примером и опытом собственной жизни при взаимном расположении учителя и
учеников. Традиция такого подхода к передаче знаний, собранная и
систематизированная учителем учителей - Кун Цзы, кристализовалась в течение 2500
лет. Практически все корни традиционных искусств уходят глубоко в эту
питательную почву. В современном мире жизненные силы этой почвы иссякают, и
корням искусств неоткуда брать силу и энергию. Поэтому цветы и плоды на ветвях
традиционных искусств расцветают и созревают редко. А старые мастера уходят, не
успевая или не желая передать накопленный опыт.
У Тунань.
Очень многие любители китайского ушу знают этого мастера,
прозванного <Богом долголетия У ЛИНЬ>. Мастер У Тунань монгол по происхождению
(его имя и фамилия на родном языке звучат - Улахань Улабу). Всю свою долгую
жизнь (19.02.1884 - 10.01.1989) мастер посвятил не только постижению и
совершенствованию воинских практик. Большое внимание он уделял изучению
традиционной и классической медицины, каллиграфии, живописи.
Работа У Тунаня - Великие плоды у линь.
Много занимался преподавательской деятельностью в учебных
заведениях Пекина, Шанхая, Тяньцзиня, Нанкина. Опубликовал несколько книг по
теории и практике Тайцзи цюань.
Практически все, кто слышал о мастере У Тунане, знают его
как представителя традиции стиля У ши тайцзи цюань, но практически очень узкий
круг людей знает, что мастер У Тунань унаследовал очень редкую разновидность
стиля тун бэй цюань у непобедимого мастера Чжан Се. У Тунань был достаточно
обеспеченным человеком. Поэтому, чтобы снискать расположение пожилого мастера
(который не принимал в ученики, практически, никого) и получить возможность
перенять его опыт и знания, У Тунань купил для него в Пекине целую усадьбу.
Техника непобедимого Чжан Се называлась У хоу тун бэй цюань
- техника тунбэй пяти обезьян и передавалась долгое время только в семье Чжан. У
Тунань был последним из учеников, которых обучал Чжан Се. У Тунань
демонстрировал и преподавал только технику Тайцзи цюань, которой он обучался у У
Цзиньцюаня и сына Ян Лучаня Ян Шаохоу. Технику Ухоу тунбэй цюань, которой владел
в совершенстве, не только не передавал, но даже запрещал фотографировать ее в
своем исполнении. Трудно сказать, почему мастер, с таким трудом получивший
знания редкого стиля, так и не передал его никому. Возможно, не встретил
достойного преемника на протяжении 105 лет своей жизни или же строго соблюдал
какое-либо обещание. Здесь чувствуется традиционный взгляд старого мастера на
подобные вопросы. Плох он или хорош, трудно ответить однозначно.
Практически все, кто слышал о мастере У Тунане, знают его
как представителя традиции стиля У ши тайцзи цюань, но практически очень узкий
круг людей знает, что мастер У Тунань унаследовал очень редкую разновидность
стиля тун бэй цюань у непобедимого мастера Чжан Се. У Тунань был достаточно
обеспеченным человеком. Поэтому, чтобы снискать расположение пожилого мастера
(который не принимал в ученики, практически, никого) и получить возможность
перенять его опыт и знания, У Тунань купил для него в Пекине целую усадьбу.
Техника непобедимого Чжан Се называлась У хоу тун бэй цюань - техника тунбэй
пяти обезьян и передавалась долгое время только в семье Чжан. У Тунань был
последним из учеников, которых обучал Чжан Се. У Тунань демонстрировал и
преподавал только технику Тайцзи цюань, которой он обучался у У Цзиньцюаня и
сына Ян Лучаня Ян Шаохоу. Технику Ухоу тунбэй цюань, которой владел в
совершенстве, не только не передавал, но даже запрещал фотографировать ее в
своем исполнении. Трудно сказать, почему мастер, с таким трудом получивший
знания редкого стиля, так и не передал его никому. Возможно, не встретил
достойного преемника на протяжении 105 лет своей жизни или же строго соблюдал
какое-либо обещание. Здесь чувствуется традиционный взгляд старого мастера на
подобные вопросы. Плох он или хорош, трудно ответить однозначно.
Ван Пэйшэн
Учитель Ван Пэйшэн (Ван Лицюань) очень известная личность в
мире ушу. Родился в провинции Хэбэй в 1919 (1916?) году. В возрасте 3 лет
переехал с семьей в Пекин. С раннего детства всем сердцем полюбил занятия
воинским искусством. Практически все, кто слышал о мастере Ван Пэйшэне, знают,
что он мастер стиля У ши тайцзи цюань. Но очень не многие знают, что он является
преемником традиции многих редких традиционных техник угун и нэйгун. Его знания
подобны драгоценным жемчужинам, оберегаемым от глаз посторонних наблюдателей.
Обучение технике багуа чжан Ван Пэйшэн начал под руководством известного мастера
Ма Гуя (<Пансе Ма>, <Му Ма>) ученика Инь Фу и Дун Хайчуаня. Изучение техники син
и цюань и совершенствование багуа чжан продолжал у мастера Хань Муся. У учителя
Ян Юйтина изучал технику У ши тайцзи цюань и владение 18 классическими видами
оружия. На совершенствование мастерства Ван Пэйшэна большое влияние оказал
мастер тайцзи цюань Ван Маочжай. Знанием и опытом своих стилей с ним делились
известные мастера: Чжан Ляну (тань туй), Лян Цзюньбо (тунбэй цюань), У Сюфэн (бацзи
цюань), Чжао Жуньтин (син и цюань). Ван Пэйшэн был дружен с мастерами У ЛИНЬ Гао
Жуйчжоу (ученик Ли Жуйдуна - <Носатый Ли>), Чжан Литаном (ученик Ли Шувэня - <Ли
- волшебное копье>).
Свое мастерство Ван Пэйшэн доказывал и в реальных поединках
с японскими солдатами во время войны 1937-38г. Также Ван Пэйшэн побеждал
японских бойцов, приезжавших в Пекин 1981г. После этого они уважительно называли
Ван Пэйшэна - <Ван - Железный архат>.
Мастер Ван Пэйшэн, воспитанный в старых традициях, очень
строго относится к передаче знаний и преподаванию угун и нэйгун. Обычно для
интересующихся демонстрирует и преподает технику У ши тайцзи цюань.
Технику работы с оружием очень редко. Технику Инь ши багуа
чжан и некоторые другие техники багуа чжан и нэйгун только личным ученикам.
Знаниями и опытом старый мастер делится очень скромно и, можно сказать,
неохотно.
Интересное сравнение привел один из учеников Ван Пэйшэна:
<Знания учителя можно сравнить с одеждой, хранящейся в сундуке. Первым слоем
хранится У ши тайцзи цюань, вторым - техника фехтования традиционным оружием,
ниже техника Инь ши багуа чжан и так далее. Сколько всего драгоценных одежд и
каких хранит мастер Ван Пэйшэн никто, кроме него, сказать не может>.
Мастера старого поколения, прежде всего, ценят и стараются
сохранить моральные принципы ДЭ и преданность искусству, на которых строилась
передача знаний в прошлые времена. В наш суетный и скоростной век большинство
людей не видит ценности старых традиционных принципов и придают им, в основном,
антикварное значение. Во многом из-за подобного положения дел бесценный опыт
старых учителей может затеряться и исчезнуть в суете времени. Хотя в мире все
относительно, и хочется верить в старую китайскую поговорку <В Китае ничто не
умирает, хранители находятся всегда>.
http://www.venwu.com.ua/page3-3.htm#n3