Хуан Фэйхун - легенда и реальность.
Ли Яочэн - выдающийся мастер в мире ушу
Скрытность и таинственность
Хуан Фэйхун - легенда и реальность.
Легендарная слава этого знаменитого мастера еще при жизни
сделала его имя известным, особенно в южных провинциях Китая. История его жизни,
а также жизни членов его семьи и близких ему учеников легли в основу
многочисленных рассказов, которые благодаря экранизации преобрели популярность
не только в Китае, но и во многих странах мира. В истории его жизни реальные
события и легендарные рассказы так сильно переплетены, что очень трудно отделить
вымысел от правды. Имя этого знаменитого мастера - Хуан Фэйхун (Вонг Фэйхун).
Он родился в 1847 году в уезде Наньхай, в деревне Сицзяолю
цунь. Его отец Хуан Циин считался одним из десяти лучших мастеров Гуандуна,
которых называли "десять тигров". Некоторое время Хуан Циин служил в отрядах
охраны города Гуанчжоу. Впоследствии работал лекарем и бродячим продавцом
лекарств. Маленький Фэйхун с пяти лет начал постигать технику ушу,
передававшуюся в семье, а также помогал отцу продавать лекарства, демонстрируя
различные приемы, привлекая зрителей. Доходы семьи были невелики, но бедность не
мешала Фэйхуну постоянно практиковать и совершенствовать свою технику. Уже в 12
лет он обладал достаточным умением, которое позволило ему одержать победу в
поединке на шестах с взрослым мастером техники "цзо шоу гоу юй гунь фа". В этом
бою Фэйхун использовал технику шеста "улан багуа гунь", которой научился у отца.
Этот случай принес еще большую славу Фэйхуну и большую прибыль семейной
торговле. Семья Хуан смогла открыть свою аптекарскую лавку. Повзрослевший Фэйхун
путешествовал с друзьями по провинциям Китая, закупая лечебные травы и снадобья
для аптеки. При этом он совмещал работу купца и охраника "бяо". Во время многих
путешествий Фэйхун, общаясь с представителями других стилей, обогащал свою
технику. Так, у ученика Тэ Цяосаня, Линь Фучэна, он изучил технику "тэсянь цюань"
("техника железной нити"). У мастера Сун Хуэйтана обучился технике "уинцзяо"
("удар ногой без тени"). В течение жизни он изучал и систематизировал многие
техники и стили, тем самым повлиял на формирование южных направлений ушу,
распространенных в провинции Гуандун в конце 19-го - в начале 20-го века.
Особенно любил "тигриные" техники ушу, за что получил прозвище "Хучи"
("помешанный на тиграх"). Его любимыми техниками являлись шуан фэй то, цзы му
дао, лохань пао, дань шуан ху чжао, гун цзы мэй ху цюань, лохань цзинь цянь бяо,
сы сян бяо лун гунь, ху хэ шуан син, улан багуа гунь.
В личной жизни его преследовал злой рок. Будучи женатым три
раза, он трижды овдовел. Поэтому, четвертую жену Мо Гуйлан знакомые боялись
называть женой Фэйхуна, желая ей долгой жизни. Ее в шутку прозвали "сестрой,
наложницей", а в фильмах о Фэйхуне - "тринадцатой тетушкой" (Шисань и). Когда
она вышла замуж за Фэйхуна, ей исполнилось 19 лет. Мо Гуйлан неплохо разбиралась
в ушу, так как владела секретами семейной техники моцзя цюань, которые она
передала Фэйхуну. В свою очередь она обучилась у мужа технике тэсянь цюань,
цзыму дао и шицзы мэйхуа цзянь.
От всех жен Хуан Фэйхун имел четырех детей. Старший сын
Хуан Ханьсэнь обучался у отца и прекрасно владел семейной техникой. Однажды один
из местных жителей враждебно заметил Ханьсэню, что все вокруг боятся мастерства
Хуан Фэйхуна, а не его детей. Ханьсэнь принял вызов. Противники сходились
дважды, и вскоре Ханьсэнь сбил обидчика с ног. Побежденный, затаив злобу, во
время праздника середины осени убил Ханьсэня выстрелом из пистолета. Хуан Фэйхун,
оплакивая старшего сына, дал клятву не обучать больше никого из своих детей. Его
младший сын Хуан Ханьси внешне был очень похож на отца, но изучал только
гражданские науки и не имел понятия о боевой технике. В августе 1924 года в
связи с военными беспорядками в городе Гуанчжоу возник большой пожар.
Практически полностью сгорела аптека "Бао чжи линь", принадлежавшая семье Хуан
Фэйхуна. Это событие подорвало силы семидесяти-семи-летнего Фэйхуна, и вскоре
мастер скончался. Через некоторое время Мо Гуйлан и младший сын переехали в
Гонконг (Сянган). Слава мастера Фэйхуна легла в основу многих кинофильмов,
которые снимались киностудиями Гонконга в течение почти шестидесяти лет. На
съемки первого фильма "Хуан Фэйхун" в 1949 году пригласили Мо Гуйлан и младшего
сына в качестве консультантов. Мо Гуйлан скончалась в 1983 году в возрасте 93
лет. До самой смерти она оставалась верна традиции воинского искусства.
Ли Яочэн - выдающийся мастер в мире ушу.
Ли Яочэн - выдающийся мастер в мире ушу, жизнь которого
может служить примером развития истории ушу в Китае в 19 - 20 веках. За свою
долгую и наполненную бурными событиями жизнь (1876-1973) мастер Ли Яочэн всегда
хранил верность родине и законам воинской морали удэ, не взирая на то, во
времена каких политических условий ему приходилось жить. Демонстрировать свое
воинское искусство его приглашали и перед императрицей Циси (на празднике по
случаю ее дня рождения Ли Яочэн демонстрировал технику меча "восьми
бессмертных") при династии Цинь, и перед руководителями КНР Мао Цзэдуном и Чжоу
Энлаем в период правления коммунистической партии. Также Ли Яочэн очень любил
постановки Пекинской оперы и оказывал консультативную помощь известным актерам
Мэй Ланьфан и Ян Сяолоу при постановке боевых сцен.
Ли Яочэн родился в провинции Хэбэй уезда Цзисянь. С детских
лет он полюбил занятия воинским искусством. В семье изучал технику тайцзу цюань
(кулак великого предка).
В 1890 г. Ли Яочэн переехал в столицу и поступил на службу
в одно из самых знаменитых охранных бюро (бяо цзюэ) "Союз друзей" простым
охранником. В то время ему исполнилось только 14 лет. Находясь на службе, Ли
Яочэн стал учеником знаменитого мастера стиля сань хуан пао чуй Сун Майлуня,
которого в мире "цзян ху" называли "Сун Лаомай - Волшебный кулак". Обучаясь у
Сун Майлуна и других учителей из "Союза друзей", Ли Яочэн в совершенстве постиг
технику сань хуан пао чуй, а также люхэ дао, да цян, сань шилю дянь, эр ши сы и
технику владения восемнадцатью основными видами оружия. Дополнительно Ли Яочэн
изучал технику применения различного короткого оружия в воде и технику метания
дротиков "фэй бяо", вес которых достигал 0,5 кг. Он упражнялся в искусстве
"легкого шага", позволяющего без труда взбираться на стены и крыши домов и
облегчающего дальние пешие переходы с караванами. В те времена работа
телохранителей и охранников бяо была достаточно опасной. Часто они имели
соглашения с "вольным людом цзян ху" о свободном проходе по контролируемой ими
местности. Это объяснялось тем, что среди разбойников находились знакомые
охранников бяо. Но такие отношения были неустойчивыми, и часто возникали
жестокие схватки. Примером может служить случай, происшедший на пути каравана из
Тяньцзина в Пекин в 1901 г. Караван под охраной восьми бяо из "Союза друзей" был
атакован большим отрядом разбойников. После долгого боя оставшиеся в живых
четверо бяо поспешили за подмогой. Ли Яочэн, возглавив отряд из 11 бяо,
немедленно стал преследовать разбойников. В результате сражения банда была
разгромлена, но Ли Яочэн потерял двух своих близких друзей Чжан Хуашаня и У
Сяньчжана.
С приходом огнестрельного оружия и строительством железных
дорог работа бяо потеряла свое значение. По всей стране закрывались охранные
бюро. "Союз друзей" в Пекине прекратил свое существование в 1921 году. Ли Яочэн
оставил службу, которой отдал 30 лет жизни, и открыл "Ушу ча шэ" - чайное
общество мастеров ушу. Проще говоря, это была достаточно крупная чайная, в
которой можно было собраться отдохнуть и попрактиковать ушу. Предприятие
оказалось достаточно доходным и способствовало общению мастеров различных
стилей. Познакомившись с представителем семейного стиля, владеющего техникой
мянь чжан (ватная ладонь), Ли Яочэн систематизировал технику паочуй цюань.
В 1931 г. Ли Яочэн служил инструктором в армии Тун Линьгао,
разрабатывая технику использования дадао (уцзи дао) и обучая солдат.
В период, когда японцы хозяйничали в Пекине, им удалось
захватить Ли Яочэна и принудить его выступить в поединке с японским мастером.
После поражения в рукопашной схватке японец взялся за мечи. После
непродолжительной борьбы японец получил серьезную рану, и поединок был
остановлен. К удивлению самого Ли Яочэна его отпустили невредимым.
Позже
в Нанкине Ли Яочэн еще раз встречался в поединке с представителями японского
боевого искусства, которые устраивали турнэ с выступлениями по центральным
городам Китая. Позволив японскому атлету провести три атаки, Ли Яочэн одолел его
одним приемом.
После установления КНР Ли Яочэн пользовался уважением
правящих кругов власти и часто демонстрировал свое мастерство перед
руководителями партии, а также приглашался в качестве арбитра на различные
состязания мастеров ушу.
Жизнь этого знаменитого мастера - это яркая страница в
истории китайского ушу, достойная глубокого уважения и памяти потомков.
http://www.venwu.com.ua/page3-3.htm#n3