М.Ю.Ульянов.
"Гунфу" N3/2002
публикуется с разрешения редакции журнала
Мастеру Дэн Цзе в этом году исполнилось 86 лет, он является
одним из прямых учеников прославленного Чэнь Факэ, познакомившего мир с
тайцзицюань семьи Чэнь из провинции Хэнань.
Вся жизнь Дэн Цзе была связана с военным делом и воинскими
искусствами. Его детство и юность прошли в годы подъема китайских боевых
искусств (20 — 30 гг.) Тогда в Китае еще были сильны традиции боевого ушу и
одновременно началось движение за массовое ушу, целью которого были оздоровление
и поднятие духа нации. Это было время, когда достоянием общественности
становились многие, дотоле закрытые стили и техники. Тогда же началось научное
изучение истории ушу.
Дэн Цзе начал заниматься боевыми искусствами с шести лет
под руководством своего отца. Он интенсивно практиковал несколько внешних
стилей: хэйхуцюань (кулак Черного тигра), фэйхуцюань (кулак Летящего тигра),
хунцюань (кулак [семьи] Хун), эрланцюань (кулак двух молодцов), тайцзуцюань
(кулак Первопредков), дитанцюань (кулак лежащего на земле), таньтуй. Кроме
этого, он обучался обращению с холодным оружием — мечом, копьем и др. С детства
Дэн Цзе окружала атмосфера культа воинского мастерства, мужества, благородства.
В 1932 г. в жизни мастера произошло знаменательное событие
— под руководством Чэнь Факэ Дэн Цзе начал изучать тайцзицюань. Встреча с этим
выдающимся человеком изменила всю его жизнь. До самой смерти учителя в 1957 г.,
несмотря на все жизненные трудности, он поддерживал связь с ним и по мере
возможности помогал его семье.
По словам Дэн Цзе, Чэнь Факэ с учениками, как правило,
занимался индивидуально. Дэн Цзе, как и большинство учеников, не видел, как
тренируется сам Чэнь Факэ, он только знал, что это происходило практически в
течение всего дня. Ученики приходили к нему домой не регулярно в установленные
дни, а тогда, когда отрабатывали предыдущий материал. Чэнь Факэ проверял его
усвоение, показывал новые движения, объяснял трактовки и т.п. Он обычно был
весьма лаконичен, как и полагается настоящему воину, мало говорил, много
показывал. Поскольку между семьей Дэна и Чэня были близкие отношения, Дэн Цзе
часто оставался у него после тренировок.
В 1935 г. он поступил в Институт гошу провинции Хэбэй, где
к 1938 г. получил специальное военное образование. В институте изучались
традиции боевого искусства самых разных школ. Там под руководством опытных
наставников Сюй Цзяфу и Гяо Сяньюня Дэн Цзе изучал бацзицюань (кулак Восьми
пределов), пигуа (прямые и округлые удары, наносимые сверху вниз), лоханьцюань
(кулак Архата) и др. Там же совершенствовались его навыки владения холодным
оружием и подручными предметами.
В зрелые годы мастеру пришлось пережить вместе со всем
китайским народом все те сложности, которые преподнесла ему новейшая история — и
японскую оккупацию, и приход к власти коммунистов. В сложный период реформ Мао
50—60 гг., в годы культурной революции 66—76 гг. Дэн Цзе досталась нелегкая
судьба. Служа в армии и в органах правопорядка, он более 18 лет провел на
северо-востоке Китая в провинции Хэйлунцзян, при этом в коммунистическую партию
не вступал.
Всю свою жизнь, какие бы направления китайского ушу ни
изучал Дэн Цзе, основным для него всегда было и остается занятие тайцзицюань.
Именно эти занятия позволили ему пройти свой нелегкий путь. Более десяти раз он
был на краю жизни и смерти, принимая единственно правильное решение, спасаясь ли
от меча японского оккупанта или от гнева разгневанной толпы. Всегда и везде
выжить ему помогали занятия боевыми искусствами.
Лишь в начале 80-х гг. его жизнь начала становиться
спокойной. С 1980 г. он начал в Пекине преподавать Чэнь тайцзицюань.
Тайцзицюань, один из немногих стилей ушу, который оказался
востребованным в обществе и приобрел сотни тысяч поклонников. Но носителем
традиции являются единицы. Дэн Цзе — один из них.
Общаясь с Чэнь Факэ, который был другом и деловым
компаньоном его отца, Дэн Цзе с детства видел, как и в каком направлении
развивалось мастерство его учителя, для которого самым важным было увеличение
возможностей боевого применения в каждой позиции комплекса. Будучи
профессиональным военным, которому довелось на практике применить преимущества
чэньского направления тайцзицюань как боевого стиля, он продолжал
совершенствовать прикладную сторону.
Это очень важно, потому что из-за широкой популяризации
тайцзи применимость этого искусства в бою утрачивается, многие воспринимают
тайцзи только как оздоровительную гимнастику, что ошибочно.
Дэн Цзе часто повторял слова своего учителя, «в кулаке есть
кулак, а в искусстве есть искусство» (цюаньчжун ю цюань, шучжун ю шу), которые
он объяснял как напоминание о том, что нужно постоянно сохранять баланс между
боевым и оздоровительным применением техники.
Каждое следующее поколение, руководствуясь мышлением
тайцзицюань, должно вносить нечто новое, углубляя и развивая стиль. Так поступал
и Дэн Цзе.
Идеология стиля основана на учении традиционной китайской
философии о двух началах — Инь и Ян, отраженных на схеме Великого предела. Сама
суть тайцзицюань заключается в возможности постоянных изменений. Опираясь на эту
теорию, мастер исходил из базового требования тайцзицюань о «целостности»
внутреннего и внешнего аспектов. Первое подразумевает целостность сознания и
движения, второе — целостность движения тела, оно формулируется так: «Что-то
одно пришло в движение — нет ничего, чтобы не двигалось» (и дун, у бу дун). Он
руководствовался также учением китайской медицины о каналах и законах обращения
Ци в организме человека, использовал «Книгу перемен».
Дэн Цзе, рассказывая о своем возрасте, говорил, что прожить
столько лет он смог только благодаря занятиям тайцзицюань и что величайшее
счастье человека, сохраняя здоровье, в преклонном ворасте быть окруженным
любящими детьми, внуками и правнуками.
В настоящее время у него много учеников по всему Китаю,
среди них есть и близкие, которые непосредственно перенимают его мастерство.
Кроме того, у него зани-мается много иностранцев. У него охотно учатся искусству
тайцзицюань «прикладники», те, кто занимается карате, боксом, дзюдо, разными
видами борьбы и рукопашного боя. Это дает людям возможность расширить свою
технику, найти способ гармонизации личности и духовного развития, а также, что
сейчас очень важно для Китая, сохранить тайцзицюань как боевой стиль.
http://taijiquan.narod.ru/