Чэнь Вантин родился в деревне Чэньцзягоу провинции Хэнань в
конце XVI века и был произведен в армейские офицеры в провинции Шаньдун в 1618
году. В родные края он вернулся в 1644 году, в год падения династии Мин. На
основании трактата Ци Цзигуана "Новая книга записей о достижениях",
теоретических работ Ван Цзунъюэ и методов боя, изученых им в армии, он создал
новый стиль ушу.
Отличительными чертами нового стиля были следующие:
Чэнь Вантин соединил действия рук, корпуса, глаз и шаги с
даосскими методиками даоинь (вскармливания внутренней силы) и туна (дыхательные
упражнения).
Основными движениями стиля стали дугообразные и
спиралевидные, теоретической основной которых стало учение о течении энергии ци
по системе меридианов цзин-ло.
Принципиально новым видом тренировки стало туйшоу (толкание
руками), вырабатывающее чувствование направления усилия противника и умение
использовать его в своих интересах.
Аналогичный вид тренировки был разработан и для боя на
копьях - т.н. "склеенные копья".
Чэнь Вантин соединил теорию боя, описанную Ци Цзигуаном,
философское учение об инь-ян и медицинское учение о каналах и коллатералях. Это
дало толчок дальнейшему развитию теории ушу и осмыслению "внутренних" аспектов
боевого искусства, о которых до этого обычно не говорили.
Стиль Чэнь Вантина состоял из пяти комплексов тайцзицюань,
комплекса паочуй (пушечные удары) и комплекса чанцюань (длинный кулак) из 108
форм. Кроме того в новый стиль входили "18 способов алмазного захвата", приемы
поединка и методы "коротких ударов". Пять поколений спустя основными мастерами
были Чэнь Чансин (1771-1853) и Чэнь Юбэн. Чэнь Юбэн свел стиль к двум комплексам
- "тайцзицюань" и "паочуй", которые ныне известны как 1-й и 2-й комплексы
тайцзицюань семьи Чэнь. Стиль, созданный Чэнь Юбэном, стали называть сяоцзя -
"малый стиль", а старый, которому обучал Чэнь Чансин, стали называть лаоцзя -
"старый стиль".
В нашем веке крупнейшим мастером старого стиля был Чэнь
Факэ (1887-1957), представитель 17-го поколения мастеров чэньского тайцзицюань.
В 1928 году по приглашению своего племянника Чэнь Чжаопи он переехал из
Чэньцзягоу в Пекин, и тем самым перенес чэньши тайцзицюань в Пекин, образовав
пекинскую ветвь. Разработки Чэнь Факэ известны как синьцзя - "новый стиль". Чэнь
Сяован, сын Чэнь Чжаосюя и внук Чэнь Факэ, родился в 1946 году в Чэньцзягоу.
Фамильное искусство он изучал у отца, у дяди Чжаопи и у дяди Чжаокуя. Следуя
требованиям времени, он разработал упрощенный комплекс чэньского тайцзицюань из
38 движений. В настоящее время он эмигрировал в Австралию, и в КНР о нем
стараются не вспоминать. Еще одной крупной фигурой стиля является Фэн Чжицян. Он
родился в 1926 году в уезде Шулу провинции Хэбэй. В молодости он изучал
тунбицюань у Хань Сяофэна из Цанчжоу провинции Хэбэй, синьилюхэцюань у Ху
Яочжэня из провинции Шаньси, а с 1951 начал изучать чэньское тайцзицюань у Чэнь
Факэ. Сегодня Фэн Чжицян является крупнейшим мастером чэньского тайцзицюань в
Пекине.
Тайцзицюань из Чжаобао
О происхождении этого стиля существует две теории. Согласно
одной из них, это - ветвь чэньского тайцзицюань, перенесенная в деревню Чжаобао.
Согласно другой версии, стиль развился независимо именно в деревне Чжаобао
(которая находится недалеко от Чэньцзягоу). В обоих версиях, однако,
присутствует ключевая фигура - Чэнь Цинпин. О нем известно немногое: что после
женитьбы он переехал в Чжаобао - родную деревню жены - и там преподавал
тайцзицюань. Согласно "чэньской" версии, он был учеником Чэнь Юбэна. По другой -
Чэнь Цинпин изучил местное искусство у Чжан Яна. Не все мастера этого стиля
выводят свою линию от Чэнь Цинпина, у некоторых она идет от его современников,
что еще более подкрепляет версию о независимом происхождении стиля.
Тайцзицюань семьи Хэ
Ветвь чжаобаоского тайцзицюань, распространившаяся после
Второй мировой войны. В 1931 году Хэ Цинси (внук знаменитого мастера Хэ
Чжаоюаня) вместе с учеником Чжэн Боином отправился в Кайфэн и завоевал приз в
поединках на помосте, что заставило местных мастеров уважать чжаобаоское тайцзи.
После начала войны с Японией ученики мастера Хэ - Чжэн Уцин и Чжэн Боин -
переехали в Сиань, благодаря им чжаобаоское тайцзи широко распространилось в
провинциях Северо-Запада; современники называли эту пару "Сианьские два Чжэна",
а преподаваемое ими искусство - "тайцзицюань семьи Хэ". В Чжаобао тайцзицюань
семьи Хэ распространял племянник Хэ Цинси - Хэ Сюэсинь, продолжателями его дела
стали сыновья Хэ Шиин и Хэ Шицзюнь.
Громовое тайцзи
(хулэй цзя)
Стиль создан учеником Чэнь Цинпина - Ди Цзинянем из деревни
Чжаогоцунь уезда Боай провинции Хэнань. Сегодня в США этот стиль преподает Сюй
Цзи (Adam Hsu). По его словам сегодня многие практикуют этот стиль в деревне
Вангэдун неподалеку от Чэньцзягоу. Интересно, что эта деревня - родина Чэнь
Цинпина.
Хундун тунбэйцюань
(тунбэйцюань уезда Хундун)
В XVIII веке Го Юнфу (по некоторым документам - Го Юфу),
учитель телохранителей, переехал из провинции Хэнань в уезд Хундун провинции
Шаньси. Его боевое искусство стало известно там под названием "тунбэйцюань". По
технике и принципам хундун тунбэйцюань очень похож на тайцзицюань семьи Чэнь.
Говорят, что жена одного из представителей тринадцатого поколения мастеров
чэньского тайцзи - Чэнь Юнъяня - была из семьи Го, возможно именно отсюда и
проистекало боевое искусство Го Юнфу.
Тайцзицюань семьи Ян
Ян Лучань (1799-1872) родился в провинции Хэбэй, с детства
увлекался ушу. Однажды он стал свидетелем боя одного из представителей семьи
Чэнь, и был до глубины души поражен увиденным. В приеме в ученики ему было
отказано, однако Чэнь Чансин согласился взять его слугой. Согласно легенде, он
подглядывал за тренировками, а по ночам тренировался сам. Несколько лет спустя
это раскрылось, но увидев, насколько хорошо слуга освоил боевое искусство, его
не стали наказывать (вообще-то за такие вещи полагалась смерть).
После этого Ян вернулся в родные края и стал давать уроки
тайцзицюань соседям. Позднее Ян переехал в Пекин, и стал преподавать тайцзицюань
императорской фамилии и представителям высших кругов общества. Тогда-то
тайцзицюань и стал широко известен. Ян Лучань сильно изменил старый стиль,
сделав его удобным для использования в целях оздоровления (например, были убраны
прыжки). Вопреки распространенному мнению, стиль при этом не утратил боевой
направленности - Ян Лучань выиграл кучу боев.
У Ян Лучаня было три сына. Первый умер ребенком. Второго
звали Ян Ю, он же Ян Баньхоу (1837-1892), третьего - Ян Цзянь, он же Ян Цзяньхоу
(1839-1917). Версия, переработанная Яном Цзяньхоу, известна как чжунцзя -
"средний стиль".
У Ян Цзяньхоу тоже было три сына. Старший - Ян Чжаосюн, он
же Ян Шаохоу (1862-1930) занимался тайцзицюань с семи лет. Средний сын умер
молодым. Младший сын - Ян Чжаоцин - более известен как Ян Чэнфу (1883-1936). У
него были отличные природные данные, но он поначалу не был поклонником
тайцзицюань. Тренироваться он начал с двадцати лет, но важность стиля понял лишь
тогда, когда умер его отец. Тогда он стал тренироваться день и ночь, и стал
мастером. Именно он создал то, что сейчас известно как дацзя - "большой стиль".
Одним из самых известных ныне живущих учеников Ян Чэнфу был Чжэн Маньцин
(1901-1975).
Чэнь Яньлинь (род. в 1906), который воспитывал детей Ян
Чэнфу, У дяди Ян Чэнфу узнал боевое применение янского тайцзи, и написал книгу
"Упражнения в паре без оружия", в которой описан парный комплекс из 102 форм.
Старый каркас семьи Ян
При Цинском дворе был старший дворцовый евнух по фамилии Лю
(имя не сохранилось), он обучался у старого Ян Лучаня. Лю обучил Чэан Сюэчжэна,
у Чжана учился Чжэн Баоцин. В 1930-40-х Чжэн преподавал кулачное искусство в
Синтае провинции Хэбэй и в Янцюане провинции Шаньси, благодаря чему в этих
местах стала распространяться именно эта разновидность тайцзицюань.
Направление внутренних покоев тайцзицюань семьи Ян
Идет от потомка знатного рода Фу Чжоу, изучавшего
тайцзицюань у Ян Лучаня.
Тайцзицюань Ян Баньхоу
Идет от Ли Ваньчэна, который обучался у уже старого Ян
Баньхоу. В настоящее время эта ветвь распространена на юге провинции Хэбэй в
районе города Юннянь.
Тайцзицюань семьи Ся
Передается от Ся Госюня, добавившего к янскому тайцзи
приемы синъицюань и багуачжан. Данное направление распространено в южной части
провинции Шаньдун.
Тайцзицюань У Цзяньцюаня
У Ян Лучаня и Ян Баньхоу манчжур Цюань Ю изучил комплекс
малого стиля. Позднее он взял себе китайскую фамилию У. Его сын - У Цзяньцюань
(1870-1942) - разработал тайцзицюань семьи У, который сегодня по популярности из
стилей тайцзицюань уступает только стилю семьи Ян. У Цзяньцюань имел двух
сыновей - У Гунъи и У Гунцзао, и дочь - У Инхуа. Мужем У Инхуа был Ма Юэлян. Они
распространяли тайцзицюань на юге Китая. На севере Китая эту ветвь тайцзицюань
распространял другой ученик Цюань Ю - Ван Маочжай.
Тайцзицюань семьи Чан
Чан Юаньтин десять лет изучал тайцзицюань у Цюань Ю. Его
сын Чан Юньцзе начал учиться у отца с шести лет, свыше двадцати лет шлифовал
искусство у Цюань Ю. Постепенно сформировалось то, что ныне известно как
тайцзицюань семьи Чан.
Тайцзицюань У Юйсяна
У Юйсян (1812-1880) из уезда Юннянь изучал новый стиль у
Чэнь Цинпина в 1852 и старый стиль у Ян Лучаня в 1851. На основании изученного,
а также трактата Вана Цзунъюэ "Тайцзицюань цзин", который был случайно обнаружен
его братом в бакалейной лавке, он создал свое направление тайцзицюань. Племянник
У Юйсяна - Ли Ию (1833-1892) - написал много трактатов по тайцзицюань и положил
начало систематической письменной фиксации теории тайцзицюань. Окончательно
стиль был сформирован Хао Вэйжэнем - учеником Ли Ию.
Каркас Цихэ тайцзицюань У Юйсяна
Ван Цихэ создал свое направление, совместив достоинства
учений Хао Вэйчжэня, Ян Чжэньюаня и Ян Чэнфу; также он изучал стиль
саньхуанпаочуй у Лю Инчжоу. В настоящее время это направление распространено в
провинциях Хэбэй и Шаньси.
Каркас Дунханя тайцзицюань У Юйсяна
Лю Дунхань с детства у отца Лю Инчжоу изучал стиль
саньхуанпаочуй. Впоследствии он изучал тайцзицюань у Ян Чжаолиня, Ян Чэнфу и Хао
Вэйчжэня, и сформировал собственное направление тайцзицюань. Преподавал в
Нанкине, Тайюани и Цзянчжоу.
Тайцзицюань семьи Сунь
Сунь Лутан (1861-1932) был известным мастером синъицюань.
Впоследствии он также изучил чэнскую ветвь багуачжан, а у Хао Вэйжэня он изучил
тайцзицюань. На основании трех стилей Сунь Лутан создал новый комплекс
тайцзицюань, подобный школе семьи Ян по форме, и синъицюань - по теории.
Тайцзицюань семьи Фу
Фу Чжэньсун создал свое направление на базе тайцзицюань
семьи Чэнь, изученного им у Чэнь Тинси из Вэньсяня, и приемов других школ ушу.
Тайцзицюань семьи Чжэн
Чжэн Юэ (Маньцин) изучал тайцзицюань в 1930-х годах у Ян
Чэнфу. В старости преобразовал комплекс тайцзицюань семьи Ян из 108 форм в
комплекс из 37 форм и преподавал его ученикам, что было названо "тайцзицюань
семьи Чжэн".
Тайцзицюань семьи Ли
Ли Жуйдун из провинции Хэбэй изучал чоцзяо, таньтуй, янское
тайцзи (у Ван Ланьтина), багуацимэньцюань, юэцзяцюань, и на основе изученного
создал свое направление тайцзицюань, распространившееся в районе
Пекин-Тяньцзинь.
http://taijiquan.narod.ru/