Внешние системы
Школа Хунг-Гар, известная также под названием Сюлумбай,
считается школой древнего монастыря Шаолинь. Первым систематизировал и
рассмотрел упражнения этого направления некий Хунг Хэ Гун, именем которого и
названа школа. Этот человек постигал основы рукопашного боя под руководством
монаха из Шаолиня. Хунг-гар во многом напоминает японское каратэ. Это
направление отличается такими же низкими и устойчивыми позициями и стремлением к
концентрации силы. Базовым приемом этой школы является прием открытой кистью. В
основу данного учения легли движения, имитирующие движения дракона, леопарда,
тигра, змеи и цапли. Среди "внешних" школ распространен также стиль чой ли фут.
Родиной этого стиля является юг Китая. Он состоит из приемов школы Шаолинь,
составленных в XIX в. Чжань Хенгом. Третьим крупным стилем "внешней" системы
считается винг чунь, или винг чунь бай. В последнее время он широко развивается
во многих странах мира. Предполагается, что он был основан монахиней буддийского
монастыря Нг-муй. Данное направление основывается на экономии движений,
свободных стойках, лишенных напряжения, и коротких движениях, выполняемых по
прямой линии. В отличие от других школ и направлений ушу, в винг чунь могут
практиковаться женщины.
Танг ланг бай, иначе бокс "богомола", был создан в XVII в.
Основателем его считается Вонг Лонг, который много времени посвятил наблюдениям
за манерой борьбы богомола. Характерные для этого животного движения стали
основой данной школы, но впоследствии к ним добавились движения других животных.
В скором времени этот стиль разделился на два течения: южный и северный. В
основу южного легли удары коленом. Северный стиль имеет более разнообразную
манеру боя, основное внимание в нем уделяется приемам ног.
Хао бай, или стиль "цапли", характеризуется "пиковыми"
ударами пальцев, стойками на одной ноге, движениями, подобными хлопанью
крыльями, и разнообразными атаками ногами, направленными в область коленного
сустава противника. Стиль цуй ба хсень, или "пьяный человек", построен на
стремлении нападающего ввести противника в заблуждение своими движениями. Все
движения этого стиля на первый взгляд лишены всякой логики, но на самом деле
несут в себе глубокое содержание. Нападающий топчется на месте, падает,
совершает перевороты через самого себя, выполняет обманные движения и т.д.
Мастер цуй ба хсень способен проделать все эти движения, держа в одной руке
стакан с водой. При этом он не прольет ни единой капли.
Ло хо куэнь бай является одним из самых сложных стилей ушу.
Он характеризуется частыми перемещениями и многочисленными приемами, основанными
на смене позиций высших ката. Этот стиль известен также под названием
"потерянная трасса". В схватках бойцы ло хо куэнь бай, достигшие высокого уровня
мастерства, способны выполнять сложные движения и сразу же за ними совершать
сложный акробатический прыжок и нанести в нем целую серию мощных ударов ногами.
Самым знаменитым среди всех направлений "внешней" системы
является Шаолиньская школа. Согласно одной из восточных легенд, некий Сяо Вэн из
династии Северная Вэй (386-534 гг.) основал столицу в Лоянге и на северной
стороне горы Шаоши в провинции Хэнань построил монастырь Шаолинь. Монастырь имел
20 верхних и 20 нижних дворов, со всех сторон был окружен горами, зарослями
бамбука и кедровых деревьев. Живописный пейзаж дополняли водопады.
В середине VI в. в эти места из Индии прибыл буддистский
монах Боддхидхарма. Его имя в переводе означает "просветленный разум". Этот
человек стал самой значительной фигурой в китайском боксе и в Дзен-буддизме.
Боддхидхарма нашел монастырь Шаолинь подходящим местом для медитаций. В
размышлениях и созерцании провел он в монастыре целых 9 лет, внушив тем самым
крайнюю степень уважения местным монахам. Китайские служители Будды изначально
вели спокойный и размеренный образ жизни. Такой фанатизм и преданность своему
делу увидели впервые.
В результате своих долгих размышлений Боддхидхарма пришел к
выводу, что подлинный смысл жизни состоит в укреплении тела и духа, т.е. в
совершенствовании. Только таким путем человек может в полной мере постичь и
себя, и других, а также природу и окружающий мир. Проповеди Боддхидхарма не
нашли особого восторга у монахов, и тогда он предложил им освоить 18 упражнений,
с помощью которых можно противостоять бандитам в случае нападения.
Монахи не осмелились перечить "человеку с горящими
глазами", начали заниматься и незаметно для себя вошли во вкус. После смерти
своего учителя монахи на основе его упражнений создали множество комбинаций,
которые до сих пор являются базовыми практически во всех стилях ушу. Шаолинь на
несколько веков стал местом паломничества желающих постичь тайны ушу. Имя
Боддхидхарма навсегда вошло в историю боевых искусств.
Сегодня в провинции Хэнань, где расположен храм Шаолиньсы,
действует дворец гимнастики ушу. Для иностранцев здесь открыты срочные и
годичные курсы, на которых можно постичь секреты ушу и получить знания по
буддизму и китайской народной медицине. Кроме того, в наши дни в Китае
проводится огромная работа по упорядочению ушу. Все древние записи
рассматриваются и расшифровываются, но, к сожалению, до наших дней их
сохранилось крайне мало. В настоящий момент известно лишь несколько трактатов по
стилям ушу. Самый полный из них - канон тай дзи цюань, часть шаолиньских
архивов.
http://nevernyi.user.kz/bip/polza/ushu/raznov.php