Школа Тай Дзи Цюань
Название этой школы ушу в переводе звучит как "Бокс
Великого Предела". Школа Тай Дзи Цюань имеет прямую связь с диаграммами и дзина
и служит "ключом" к пониманию даосской философии. Чаще всего этот вид борьбы
применяется как терапевтическая гимнастика. Для того чтобы он стал боевым
методом, требуется затратить много времени и сил.
Основное внимание в данном направлении уделяется укреплению
организма путем выполнения ряда упражнений, доступных всем, независимо от
возраста, пола и сил. Для занятий тай дзи цюань достаточно 10 мин свободного
времени и небольшой площади. Тот, кто занимается тай дзи цюань в соответствии со
всеми рекомендациями, в скором времени становится гибким, как ребенок, достигает
крепкого здоровья и обретает светлый разум. Тай дзи цюань оказывает
благоприятное влияние на дыхательную систему, регулирует систему пищеварения и
других важных органов, часто применяется при лечении неврастении, гипертонии,
анемии, туберкулеза и многих других серьезных заболеваний.
Тай дзи цюань учит уступать другим, подавлять собственное
упрямство и эгоизм. Символом данного учения является круг, разделенный на две
части: светлую (ян) и темную (инь). Из взаимодействия этих двух противоположных
начал возникли пять первоэлементов: огонь, вода, земля, дерево и металл.
Создателем тай дзи цюань считается Джанг Санг-фэнг. В 67
лет он встретил учителя даосов, который раскрыл ему секреты достижения
долголетия. После этого Джанг Санг-фэнг в течение 13 лет жил в горах и
совершенствовал свое искусство. Так возникло учение тай дзи цюань. Некоторые
даосские концепции Джанг Санг-фэнг изменил и преобразовал, но первоначальные
способы постановки дыхания в учении сохранились.
В процессе развития тай дзи цюань в него были включены
парные упражнения. Большинство из них сохранились до нынешнего дня. Парные
упражнения учат правильно распределять собственную силу, а силу нападающего
использовать для победы над ним. В конце XVIII - начале XIX вв. стиль тай дзи
цюань разделился на два стиля: "старый" (синь дзя) и "новый" (лао дзя).
Основой современного тай дзи цюань является ци, т.е.
энергия, связанная с кровью и дыханием. При рассмотрении содержания учения
принято исходить из "половой энергии" (дзин), которая при правильном дыхании
преобразуется в "жизненную" энергию (ци). В процессе превращения одного вида
энергии в другой главную роль играет "центральная точка" человека. Ци должна
протекать по двум важным каналам. Один из них располагается посередине наружной
поверхности тела и посередине спины. Если Ци правильно протекает по двум
направлениям, в человеке гармонично распределяются полярные силы ян и инь. В
результате этого основные группы мышц получаю нагрузку, способную изменить
сущность человека в лучшую сторону.
Тай дзи цюань включает в себя три группы движений, которые
символизируют три главные силы: небо, землю и человека. Чтобы достичь
совершенства, обучающийся должен успешно пройти все три этапа. Первая группа
движений направлена на развитие дыхательной системы. Упражнения второй группы
содержат в себе цель укрепить дух человека. При выполнении упражнений третьей
группы энергия ци сохраняется и накапливается в костном мозге. В конечном итоге
кости человека становятся крепкими, а умственная энергия выходит на самый
высокий уровень.
В процессе выполнения упражнений и приемов тай дзи цюань
занимающиеся учатся правильно располагать свое тело в поле земного магнетизма.
Их рука на первый взгляд кажется мягкой, но тот, кто попытается ее поднять,
сможет сделать это с трудом. Атака в тай дзи цюань ведется резко и чисто, без
видимых усилий. Мастера тай дзи отбрасывают противника на несколько метров, но
при этом он почти не чувствует боли. Вскоре все части его тела приходят в
беспомощное состояние.
Основными принципами тай дзи цюань, применяемыми на
практике, являются расслабление, подражание ребенку, плавность, спокойствие и
дыхание. Перед началом занятий тай дзи обучающиеся должны полностью
расслабиться, чтобы ци имела возможность свободно передвигаться по каналам.
Сначала следует расслабить грудную клетку. Затем опускаться мысленным взором
ниже и стараться освободить от напряжения все группы мышц. В процессе этого
обучающийся должен почувствовать, как внутренняя энергия накапливается в районе
пупка - "центральной точке". Отсюда в определенный момент ци устремится во все
жизненно важные органы.
Освободиться от напряжения и достичь полного расслабления
помогает медленное выполнение поз тай дзи цюань. Все они направлены на
устранение жесткости и силы из верхней части туловища. Отсюда напряжение должно
стечь в пятки. Позвоночник при этом следует держать прямо, но также в
расслабленном состоянии, чтобы ци по нему могла беспрепятственно достигнуть
верхней части головы. Голову следует держать так, словно она подвешена за волосы
к потолку. При таком положении головы человек может почувствовать свое тело
легким, почти невесомым.
Искусству расслабления, в процессе которого можно
избавиться от негативных мыслей, человека учит природа. Великий знаток этого
дела - ребенок. Но, вырастая, человек приобретает массу искусственных привычек и
утрачивает те, которые были ему продиктованы самой природой. Чтобы в
совершенстве освоить процесс расслабления с целью накопления ци, тай дзи
рекомендует как можно чаще мысленно возвращаться в детство и подражать ребенку.
Ребенок всегда дышит, не поднимая грудную клетку, за счет живота. На неожиданные
и внезапные моменты он реагирует мгновенно, но тело его при этом остается
расслабленным. Благодаря этой способности ребенок часто выходит невредимым из
самых опасных ситуаций.
На кровати, где спал ребенок, всегда можно увидеть след -
отпечаток, который оставило его тело. Такого же состояния должен достигнуть
каждый обучающийся тай дзи. Полного освобождения мышц от напряжения помогает
достигнуть образное сравнение. Ученикам предлагается представить, будто их тело
так же мягко, как мокрая тряпка, мягко с головы до ног и лежит плашмя без
всякого признака упругости. Примером для упражнений тай дзи могут служить и
хватательные движения ребенка. Когда он хватает какой-нибудь предмет, вырвать
его у него очень трудно. Ребенок удерживает предмет крепко, но не изо всех сил.
Кроме того, необходимо обращать внимание на то, как ребенок стоит: крепко, но не
жестко. Итак, достигнуть высокого уровня в тай дзи сможет только тот, кто будет
вести себя естественно и непринужденно, как ребенок.
Все движения в тай дзи выполняются легко и твердо. При шаге
назад необходимо касаться пола сначала пальцами ног, а вслед за этим опускать
всю стопу. При шаге вперед, напротив, вначале должна быть опущена пятка. Голова,
руки и ноги в идеале должны действовать в едином ритме. Основанием для всех
движений тела служит поясница. Она является стержнем, из которого движениям
сообщается скорость, сила и мощь. Все движения в тай дзи выполняются по
криволинейной траектории, что позволяет накопить энергию и избавиться от
напряжения в мышцах. Сильные атаки отклоняются круговыми движениями. Они
помогают лишить противника равновесия и опрокинуть его.
Тай дзи исключает все резкие и жесткие движения. Согласно
учению, только плавность позволяет выполнять все движения точно, способствует
оттоку негативных мыслей и помогает полностью сконцентрироваться на поведении
противника. Пауз между движениями в тай дзи не предусмотрено. Считается, что с
каждой задержкой движения задерживается и поток энергии. В качестве примера,
обучающимся приводится движение, подобное вытягиванию шелковой нити из кокона. С
самых первых занятий следует учиться выполнять движения плавно, равномерно,
естественно и легко. Малейшая пауза грозит разрывом нити.
Плавности при выполнении упражнений можно достичь только
при спокойном состоянии разума. Поэтому тай дзи предусматривает избавление от
негативных мыслей и образов. Постоянные попытки возбужденных мыслей выражаются в
действии. Когда мышцы и нервы человека находятся в постоянном напряжении,
происходит постепенное истощение жизненности во всем организме.
Большое внимание в тай дзи уделяется правильному дыханию.
Вначале изучаются одни движения, затем занимающиеся учатся соединять их с
дыхательными упражнениями. Когда руки поднимаются вверх или разводятся в
сторону, вдох всегда делается через нос. Выдох всегда следует за опусканием рук
вниз или их смыканием.
http://nevernyi.user.kz/bip/polza/ushu/raznov.php