В Китае все "классические" ушу разделялись на три группы:
борьба с оружием и без него; стрельба и метание; театрализованные и спортивные
представления. В других источниках разделялась борьба без оружия и фехтование в
рукопашном бою, но четкой черты между ними не существовало, т.к. обучение
воинским искусствам предусматривало владение всеми видами оружия.
В современном ушу четко разграничены два течения. Одно из
них является формальным и по содержанию переплетается с акробатической
гимнастикой и спортивной борьбой. В другом направлении сохранена связь с
восточными традициями и содержатся элементы тайного (эзотерического) учения.
Иногда это направление ушу называют каноническим, потому что оно предусматривает
строгое и неукоснительное следование законам и требованиям восточной философии.
Ушу разделяется на множество стилей и направлений.
Некоторые из них сильно отличаются друг от друга, другие имеют общие черты. Если
одни напоминают грациозный танец, то другие отличаются применением силы и
характеризуются мощными движениями. Прежде чем приступить к изучению и освоению
данного вида восточной борьбы, необходимо определиться с выбором одного стиля,
потому что серьезно углубиться во все стили и направления ушу невозможно. Эта
часть главы призвана помочь читателю в выборе стиля. Для начала следует понять,
что представляют собой стили ушу.
Некоторые историки стили ушу связывают с географическим
положением. Река Янцзы разделяет Китай на две части: северную и южную. На Севере
преобладают "внешние" стили. В этой части Китая население представлено крепкими
и сильными людьми, потомственными охотниками и скотоводами. Традиционно они
ведут атаки с дальней дистанции, применяют мускульную силу, большое внимание
уделяют акробатическим прыжкам и технике ударов ногами. В процессе развития
восточных боевых искусств эти школы стали основой японского каратэ, т.к. в
древности в Китай прибывало множество японцев, желающих обучиться китайским
приемам. В технике ушу "внешнего стиля" и каратэ содержится очень много общих
элементов.
В южной части Китая преобладают "внутренние" стили. Здесь
живут люди небольшого роста, уступающие в силе северянам. Большая часть
населения этой области занимается земледелием и рыболовством. Их борьба
традиционно ведется с ближней дистанции, основное внимание в ней уделяется
технике ударов руками, ловким и плавным движениям, устойчивым стойками и
компактным шагам. Все движения борьбы "внутреннего" стиля направлены на
высвобождение внутренней энергии и основываются на согласованной работе человека
с космическими силами.
Приемы внутренней системы во многом схожи с приемами боя
китайских воздушных змеев. Когда шнур змея натянут очень туго, противник сможет
легко сбить его. Так же и в схватке между противниками: когда человек
напрягается, противник легко сможет одержать над ним верх. Это означает, что все
приемы должны выполняться в расслабленном состоянии, а достичь этого не так
просто, как может показаться на первый взгляд.
Представители "внутреннего" стиля ушу хорошо понимают, что
такое покой и сохранение энергии. Каждое усилие, затрачиваемое ими, производит
соразмерный им объем работы, они не теряют, не расточают и не разбрасывают свои
силы впустую, в то время как остальные, не понимающие закона расслабления
затрачивают от трех до двадцати пяти раз больше энергии, чем нужно для
выполнения приемов.
Восточная борьба по "внутренней системе" является прямой
противоположностью бою рогами (чяо ти шу), распространенному в Китае в
доисторическую эпоху. Примитивные и варварские приемы остались в далеком
прошлом. В ранних даосских трактатах говорится о том, что грубый и резкий
человек никогда не сможет добиться успехов. Один из них содержит следующее
высказывание: "Кто стоит на кончиках пальцев, не стоит твердо. Кто делает самые
большие шаги, не двигается наибыстрейшим образом" ("Путь и мощность", Дао Дэ
Дзин).
Основными постулатами "внешней" системы являются зрение,
кулак и стопа, а "внутренней" - воля, жизненная энергия и сила.
"Внешняя" система акцентирует внимание на регуляции
дыхания, тренинге костей и мускулов, развитию способности наступать и отступать,
единству твердого и мягкого. "Внутренняя" система основывается на тренинге
костей и мускулов, упражнениях ци гунг, подавлении атаки спокойствием и несет в
себе цель - повергнуть врага в тот момент, когда он атакует. Но "внешняя" и
"внутренняя" системы имеют и общие моменты.
Так как "внешние" стили имеют много общих черт с каратэ,
обучаться им лучше с дополнительными методическими рекомендациями по каратэ.
Тем, кто предпочитает "внутренние" стили, следует внимательно рассмотреть тай
цзи и ее японскую разновидность тайкиокукен.
Основными "внутренними" школами являются Синг И Лю Хо Цюань
("Кулак шести соединений"), Ба Гуа Чан и Тай Дзи Цюань ("Бокс Великого
предела"). К "внешним" школам относятся Хунг-Гар, Чой Ли Фут, Винг Цунь, Танг
Ланг Бай, Хао Бай, Ми Цунг Бай, Цуй Ба Хсень и др.
http://nevernyi.user.kz/bip/polza/ushu/raznov.php