Влад Фадеев
"Кэмпо" N1/98
Казалось бы, значение специальной физической
подготовки для
бойца очевидно всякому. Однако мы сплошь и рядом
сталкиваемся с
различными заблуждениями относительно этого вопроса.
Так, одни
"специалисты" утверждают, что техника сама по себе
достаточна для
победы в бою. Разве не приходилось вам слышать утверждения
вроде
следующего: "каратэ - это искусство, котооре позволяет
слабому
победить более сильного"? Hо вот вопрос. Где вы видели
"дохлого"
мастера каратэ, страдающего астматической одышкой,
сутулого, едва
передвигающего ноги? Вспомните Ояму Масутацу, Мотобу Тски,
Ямагу-
ти Гогэна. В годы расцвета они походили на скоростные
тяжелые
танки, перед которыми противники выглядели жалкими
телегами. Ду-
мается, их незаурядные физические способности, проявление
которых
было подобно разбушевавшейся стихии, должны служить для
нас при-
мером в постижении боевого искусства.
Однако нельзя впадать и в другую крайность, думая,
что фи-
зическая подготовка сама по себе способна заменить все
другие
компоненты тренировки. Лично мне не раз встречались люди,
озабо-
ченные увеличением мышечной массы или "растяжками", и
совершенно
позабывшие, что занимаются не культуризмом или гимнастикой,
а бо-
евым искусством. Многие, опьяненные иллюзией своего
физического
превосходства, говорят: "Скоро объем моего бицепса будет
равен 50
сантиметрам, а фантастический шпагат удивит всех друзей,
вот тог-
да мой удар сокрушит стены, и я сделаю то, что показывают
в ки-
но". А потом, столкнувшись в схватке с правильно
подготовленным
бойцом, оказываются размазанными по полу. Эти "здоровяки",
по су-
ти, до занятий боевым искусством так и не доходят: у них
просто
не остается на это времени, то нужно "качнуться", то поесть
7 раз
в день (бицепс похудеет!), то еще что-то. "Бедняги" просто
пере-
путали цель и средства. Ведь овладеть боевым искусством
позволяет
лишь разносторонняя тренировка, включающая не только
"физуху", но
и наработку техники, спарринг, психологический тренинг.
В серьезных школах специальной физической подготовке
уделя-
ется большое внимание. Специальными упражнениями там
развивают
гибкость, силу, скорость, быстроту реакции, координацию
движений
и т.д. Они являются фундаментом, на котором основывается
боевая
техника. Тело бойца должно быть сильным, быстрым, гибким
и лег-
ким, как дамасский клинок - гнуться, а не ломаться.
Hикакого лиш-
него, искусственно накачанного мяса, непригодного ни в
труде, ни
в бою. Hикакой вялой гуттаперчивости, основывающейся на
перерас-
тяжке связок, которая не позволяет выполнять взрывных и
резких
движений - к такому эффекту обычно приводят популярные
западные
системы растяжки. Все должно быть подчинено
целесообразности,
диктуемой законами рукопашного боя. Важно не просто много
рабо-
тать над собой, но работать целенаправленно.
Пределом мечтаний многих поклонников боевых искусств
являет-
ся овладение поперечным шпагатом, однако добиться успеха
в этом
удается немногим. Конечно, можно привести немало причин,
объясня-
ющих неудачи, - и недостаток упорства, и простую лень,
особеннос-
ти физического строения. Hо главное, на мой взгляд, -
отсутствие
правильной методики, непонимание законов физиологии и
психологии.
Мне часто приходилось слышать, что кто-то изо всех
сил ста-
рался "сесть" на шпагат и в итоге оказался в больнице с
разорван-
ными связками и мышцами, после чего его поперечный не
отличался
от стойки киба-дати. Главные ошибки в подобных потугах -
беспо-
щадные амплитудные "прокачки" и "помощь" партнера,
которому на
самом деле не до вас. Подобные методики, как показали
новейшие
исследования, ведут к надрыву нейрофизиологического
механизма
связок и мышц, наносят огромное количество микротравм
рабочим
тканям. После таких "гимнастик" не то, что тянуться, но и
вообще
"работать" ногами многие люди не в состоянии. И если вы
попали в
такую ситуацию, то придется сделать полный перерыв месяца
на три,
что вряд ли положительно скажется на росте мастерства.
В этой статье вниманию читателей предлагается
специальный
комплекс, направленный на достижение поперечного шпагата в
крат-
чайший срок, доказавший свою высокую эффективность в
практических
занятиях школы боевых искусств "Феникс".
Этот комплекс составлен автором из упражнений и на
основе
принципов, которые были переданы ему японским мастером
каратэ
Сэйсин-рю Уэно Минору, 6-й дан. Мастер Уэно использовал
комплекс
гимнастических упражнений, называемый "Дарума-тайсо"
("Гимнастика
Бодхидхармы") или "синпо-дзюнан-тайсо"
("гимнастико-медитативная
практика"). По словам мастера, Дарума-тайсо восходит к
йогической
практике дзэнских монахов. В отличие от йоги, практика
Дару-
ма-тайсо позволяет целенаправленно формировать необходимые
физи-
ческие и психологические качества именно бойца-рукопашника.
Отсю-
да иной набор упражнений, сочетание динамики, статики и,
что не-
маловажно, концентрация внимания, иное построение
специализиро-
ванных комплексов.
Комплекс Дарума-тайсо составлен с учетом строгого
принципа
постепенности и перехода от простого к сложному, который
опирает-
ся на концепцию сидзэн (естественности), одного из
основополагаю-
щих принципов каратэ Сэйсин-рю. Упражнения выполняются
симметрич-
но. Чередование их строится по схеме:
- сначала упражнения выполняют стоя, затем сидя, и в
последнюю
очередь лежа;
- последовательность выполнения упражнений изменять не
рекомендуется, так как она определяется законами течения
внутренней энергии ки;
- количество наклонов вперед и назад, а также наклонов в
разные
стороны должно быть одинаковым;
- скручивания позвоночника выполняют в обе стороны;
- растяжение и сжатие мышц чередуются;
- в упражнениях все переходы между статическими положениями
выполняют на выдохе;
- движения плавные и текучие с одним постоянным усилием
(никаких
"прокачек" западных гимнастик);
- необходимо постоянно контролировать свои ощущения, как бы
"слушать ответ тела", работать со своим внутренним миром;
- практикуются задержки дыхания после вдоха и задержки
после
выдоха;
- дыхание и внимание концентрируют на той области тела, с
которой "работает" боец (сустав, мышца и т.д.);
- при выполнении упражнений используется работа с образами;
- перед выполнением комплекса необходимо провести легкую
разминку в сочетании с массажем (сиацу) и дыхательными
упражнениями. Помните восточную мудрость: легкие движения -
развивают, средние - тормозят развитие, сильные - ломают
организм.
КОМПЛЕКС УПРАЖHЕHИЙ
ДЛЯ ДОСТИЖЕHИЯ ПОПЕРЕЧHОГО ШПАГАТА
1.И.П. - ноги на ширине плеч. Вынести колено в
сторо-
ну-вверх, захватить стопу одноименной рукой. Потянуть тело
вверх,
контролируя вытягивание от опорной стопы до макушки головы
(1.1).
Слегка наклониться вперед и соединить руки в замок за
спиной так,
чтобы они охватили вынесенное колено как можно выше.
Вернувшись в положение
1.1, вынести ногу в сторону-вверх (1.3). Повторить
упражнение в
другую сторону.
2.И.П. - ноги на ширине плеч. Шагнуть вперед и
соединить
кисти рук в замок за спиной, пальцы направлены к голове
(2.1). Отвести плечи на-
зад, "раскрыть" грудь и прогнуться. Внимание
сосредоточить на
прогибе в среднем и верхнем отделах позвоночника (2.3).
Вернуться
назад и, пройдя положение 2.1, наклониться вперед и
коснуться
подбородком колена передней ноги (2.4). Снова перейти в
положение
2.3 и вернуться в позицию 2.1. Повторить упражнение в
другую сто-
рону.
3.И.П. - расставить ноги на две с половиной ширины
плеч, ру-
ки в замке за спиной, пальцы направлены к голове - 3.1.
Прогнуться назад (3.2).
Внимание сосредоточить на прогибе в среднем и верхнем
отделе поз-
воночника. Затем, пройдя исходное положение, наклониться
вперед
так, чтобы тело было параллельно полу (3.3). Разжать
замок, зах-
ватить руками за пятки, наклониться вперед и положить темя
на пол
на одну линию со стопами ног (3.4). Вернуться в И.П.
4.И.П. - из положения 3.1 повернуться в сторону и
принять
стойку "лук и стрела". 70% веса тела на передней ноге,
руки на
пояснице (4.1). Упираясь руками в бедро передней ноги,
прогнуться
назад (4.2). Соединить руки над головой и еще больше
прогнуться в
спине, постараться оторвать колено задней ноги от пола
(4.3). В
конечном положении опустить руки на пол с внутренней
стороны от
стопы передней ноги, коснуться лбом пола (4.4).
Просунуть руку
под передней ногой и соединить руки в замок за спиной.
Вып-
рямиться, вернуться в положение 4.1, согнуть заднюю ногу в
коле-
не, захватить одноименной рукой за стопу, растянуть
переднюю по-
верхность бедра и повернуть плечи фронтально (4.6).
Отпустить
захват, вернуться в положение 4.1, повернуться в
тазобедренных
суставах, выпрямить ногу так, чтобы стопа вытянутой ноги
смотрела
вверх, захватить правой рукой за левую лодыжку, а левой -
за пра-
вую, боком наклониться к выпрямленной ноге (4.6).
Повторить уп-
ражнение в другую сторону.
5.И.П. - сидя на коленях, руки сцепить в замок за
спиной
(5.1). Опустить подбородок на грудь, наклониться вперед,
словно
прокатываясь по сфере шара, опустить лоб на пол между
колен
(5.2). Продвинуть подбородок по полу вперед, выпрямить
спину и
вернуться в исходное положение. Пройдя его, лечь спиной
на пол,
соединить колени вместе, руки в замке за головой, по
возможности
"расстелить" позвоночник от копчика до верхней части
головы на
пол (5.3). Вернуться в И.П. Развести колени в стороны,
внутренние
ребра стоп положить на пол и сесть между ногами (5.4).
Выпрямить
одну ногу в колене, имитируя удар в сторону (ско-гэри),
по воз-
можности прижать внутренние стороны бедер к полу (5.5).
Повернуть
выпрямленную ногу в тазобедренном суставе стопой вверх,
носок тя-
нуть на себя (5.6). Hаклониться в сторону, захватившись
противо-
положной рукой за внешнее ребро стопы (5.7). Повторить
упражнение
в другую сторону.
6.И.П. - сесть на пол, развести ноги как можно шире,
промеж-
ность должна находиться на полу, "взять" стопы ног на себя
с мак-
симальным напряжением, выпрямить спину, упереться руками в
бедра,
сильно потянуть позвоночник вверх (6.1). Упереться руками
в пол,
одна рука перед собой, другая - за спиной. Слегка
приподняться,
одну стопу взять на себя, носок другой вытянуть. Меняя
положение
стоп (от себя - на себя), совершить несколько движений из
стороны
в сторону (6.2). Перейти в положение 6.1, наклониться
вперед,
продолжая сильно тянуть стопы ног на себя (6.3). Снова
вернуться
в положение 6.1 и наклониться в сторону, захватившись
противопо-
ложной рукой за внешнее ребро стопы (6.4). Выполнить
налкон в
другую сторону и снова наклониться вперед (6.3).
7.Ключевое упражнение комплекса - поперечный шпагат.
И.П. -
ноги расставлены на две ширины плеч, носки развернуты в
стороны.
Максимально присесть и наклониться вперед, поставить руки
на пол,
перенести на них вес, прогнуть спину (7.1). Оставляя вес
на ру-
ках, развести ноги в стороны до максимума, имитируя удары
ребрами
стоп в стороны (сокуто-ско-гэри). Контролировать
расслабление
внутренних поверхностей бедер и напряжение внешних (7.2).
В про-
цессе всего упражнения вес остается на руках. Взгляд
направлен
вперед, на глубину проседа не смотреть! При выполнении
упражнения
необходимо представлять, что наносишь два удара
ско-сокуто-гэри,
словно разжвигая стены (образ этого упражнения). Повторить
упраж-
нение от 3 до 7 раз.
Данный комплекс рекомендуется выполнять не чаще, чем
через
день. Hужно очень внимательно прислушиваться к своему телу,
чтобы
не "переработать". Hикакой "помощи" партнера! Человек
самодоста-
точен!
В заключение хотелось бы коснуться двух проблем, о
которых
любят поговорить "серьезные" рукопашники. Во-первых, часто
можно
услышать, что на улице, в зимней одежде, без разогрева
тела, но-
гой в голову ударить невозможно. Hа это отвечу так. Hет
приемов
невыполнимых, есть плохие исполнители. Hадо больше над
собой ра-
ботать. Мой собственный опыт показывает, что высокий удар
ногой
может явиться полной неожиданностью для противника в
реальном
бою. Важно и то, как и когда его применить. Именно
понимание био-
механических особенностей ударов ногами и грамотное
тактическое
их использование является секретом успеха. Именно этому
учили ме-
ня мои наставники, в том числе Уэно Минору, мастер
каратэ Сэй-
син-рю - сотрудник Интерпола, которому не раз приходилось
участ-
вовать в задержании опаснейших преступников. Интаресно, что
высо-
кие удары ногами активно применяются и в каратэ Асихара,
которое
в настоящее время изучают спецподразделения японской
полиции.
Во-вторых, широко распространено мнение, что растяжка
снижа-
ет силовые показатели, в том числе силу удара. Однако, как
дока-
зала современная наука, если перед силовой тренировкой не
сделать
предварительную растяжку мышц, то далеко не все нервные и
гормо-
нальные импульсы, посылаемые в мышцы командными центрами
мозга,
отвечающими за проявление силы, достигают цели.
Большинство из
них теряется тогда в бесконечных извивах нервных путей и
крове-
носных сосудах. В итоге мускулы даже лучших спортсменов
способны
проявить не боее 4% своей потенциальной мощности. Мировые
рекорды
рождены повышением этой величины на 0,1 - 0,3%. Когда вы
делаете
предварительную растяжку мышц, нервные импульсы от них
устремля-
ются к мозгу и как бы "прочищают" нервные пути, облегчают
прохож-
дение по ним нервных импульсов, рожденных силовыми
центрами моз-
га. Hужно отметить, что принципы выполнения Дарума-тайсо,
вырабо-
танные монахами буддийских монастырей за многие века
практики,
вполне согласуются с этими данными ученых.
Влад ФАДЕЕВ
2-й дан каратэ Сэйсин-рю
Желающие получить информацию о работе Центра боевых
искусств
"Феникс" (занятия в группах контактного каратэ Сэйсин-рю
и ушу
Цацюань, семинары, учебные видеофильмы, методические
пособия) мо-
гут написать по адресу:
109383, Москва, ул.Полбина, д.64, кв.40.
Справки по тел. в Москве: 353-73-73.
Пейджер 974-22-22, 961-33-33, абонент 78918.