Двадцатый век стал значительным этапом в развитии боевых искусств Востока. Увлечение дзю-дзюцу, охватившее Европу в начале века, после второй мировой войны переросло в глобальное распространение у-шу, карате, дзю-дзюцу, тхеквон-до, вьетво-дао и др. по всему миру. Именно в этот период японские и окинавские мастера боевых искусств меняют иероглиф дзюцу (техника, мастерство) на иероглиф до (путь, учение). И это оправдано, так как задача подготовки умелого рубаки, фанатично (или бездумно?) исполняющего приказы, потеряла актуальность. Теперь стало необходимо вспомнить, что боевые искусства, самодисциплина, тренировка духа нужны для воспитания сильного здорового человека – ячейки современного общества. Ревнители У-шу вспомнили, что Бодхидхарма обучал шаолиньских монахов гимнастике, чтобы качественно улучшить их основную работу – служение богам, и только потом эта гимнастика переросла в методы ведения боя.
Оздоровительный эффект от занятий восточными единоборствами неоспорим. Тренировки улучшают подвижность суставов, гибкость, эластичность сухожилий, силу, выносливость мышц. Человек, практикующий тот или иной вид боевого искусства, спокойнее чувствует себя на улице, умеет найти выход из кризисной ситуации, он целеустремлен и активен. Многие знаменитые люди практиковали боевые единоборства. Элвис Пресли, к примеру, многие годы занимался карате-до, обладал степенью пятого дана, и жертвовал значительные средства на развитие этого направления боевых искусств в США. Эти и многие другие факторы привлекают в спортзалы все больше и больше новых учеников.
И если в Европе и Америке достаточно и хороших залов и грамотных инструкторов, в том числе из Китая и Японии, то в нашей стране нехватка профессиональных тренеров-инструкторов порождает ощутимый информационный голод. Это вынуждает учеников в карате, айкидо, дзю-дзюцу обращаться к учебной литературе, которой в настоящее время издается достаточно много.
Но при этом возникает ряд проблем. Первая, и самая важная, заключается в том, что освоить то или иное боевое искусство по книге или даже видео без помощи инструктора практически невозможно. Книга и видео это дополнительный, справочный материал. Кроме того, каждое отдельное издание освещает только один или несколько аспектов тренировочной программы, а полные, всеобъемлющие пособия достаточно редки.
Проблема вторая в том, что и пользоваться учебными пособиями практически могут только тренеры-инструкторы, имеющие специальные знания, опыт, профессиональную подготовку.
И еще одна проблема - это огромное количество терминов, используемых в практике боевых искусств. И на этом хотелось бы остановиться подробнее.
Многие направления боевых единоборств, каратэ, дзю-до, айкидо, дзю-дзюцу, тхеквондо и др. практикуются в разных странах мира. Семинары, соревнования, тренинги, проходящие в Японии, Европе, Америке, России, посещают люди разных национальностей. И знание терминологии становится основным фактором, помогающим преодолеет языковой барьер. Кроме того, изучая терминологию, мы сохраняем традицию, культурное и историческое значение того боевого искусства, которое практикуем.
В мире спорта, где достижение победы на соревнованиях имеет приоритетное значение, не обязательно знать, как изначально называлось то или иное техническое действие. Действуют правила, методики, разработанные для определенного вида спорта, по которым и тренируются спортсмены. Вольная борьба, бокс, кикбоксинг и др. - явления международные. Конечно же, следует приветствовать распространения боевого единоборства по всему миру, но, к сожалению это приводит к его отрыву от истоков, корней, традиции. Вот и получается, что в клубе кикбоксинга благополучно соседствуют и японские термины (маваши гери, например) и английские (лоу кик), в дзюдо из вольной борьбы перекочевал термин «суплекс», обозначающий прием, имеющий японское название «ура наге».
К счастью существует огромное количество видов боевых искусств, сохраняющих свою оригинальность, самобытность, традицию. Можно подвергать сомнению практичность старинных, национальных, традиционных школ борьбы, но именно они позволяют сохранить культурное наследие того народа, которому принадлежат. Именно на таких школах основываются современные, и, может быть, более практичные направления единоборств. К таким современным школам можно отнести самбо, основой которого стали кодокан дзюдо и дзюдзюцу школы Кито.
К огромному сожалению, русский народ утратил многовековые традиции рукопашного боя. Нельзя с уверенностью сказать, что есть школа, дошедшая до нас из глубины веков. Утеряна философская, этническая, религиозная основа. Радует то, что есть энтузиасты, стремящиеся найти эту основу и восстановить национальные традиции.
На востоке беречь традиции умеют. До нашего времени дошло множество школ рукопашного боя, исчисляющих свою историю многими веками. Китайские стили ушу монастыря Шаолинь и ушу Удан-пай, тайский бокс муай-тай, окинавское карате. Из японских направлений это в первую очередь айкидзюцу Дайто рю, имеющее почти тысячелетнюю историю, дзюдзюцу Катори Синто рю, Касима Синдэн, Ягю-Синкаге рю сохранявшиеся почти без изменений на протяжении сотен лет и давшие миру многих знаменитых войнов.
Что позволило сохранить эти школы? Тщательно разработанный их основателями набор базовых техник и принципов (кихон), разумное и бережное отношение последователей к этим техникам и принципам. Из глубины веков дошли до нас названия приемов «Крыло ласточки» (Эмпи учи), «Отраженная волна» (Нами гаеши), «Бросок в долину» (Тани отоши), «Наклонный меч» (Шиа то). В этих терминах заложен глубинный смысл техник, энергетическая, сакральная наполненность механического действия.
Многие инструктора отказываются от применения в тренировках оригинальной терминологии. Так гораздо легче изучать стиль борьбы того или иного народа. В результате от школы останется только внешняя, формальная часть, а боевое искусство превратится в банальный мордобой. Невозможно передать русскими словами принцип «ирими», как объяснить внутреннее состояние при проведении приема «нами гаеши». Для европейцев слова – передача информации, для азиатов определение чувств.
Почему в айкидзюцу, в айкидо, в ушу и многих других стилях единоборств практикуют тренировки с оружием? Через использование меча, посоха, шеста и т.д. приходит понимание принципов движения. Для японцев меч уже давно перестал быть орудием убийства. Меч символ созидания, самосовершенствования, воспитания духа. Через практику с мечом приходит понимание айкидзюцу и айкидо, как методов самозащиты. На тренировках используются японские команды, счет, термины, чтобы адепты прониклись духом, волей, стойкостью воинов древности, чтобы использовать эти качества в повседневной жизни.
Именно этим путем можно сохранить добрые традиции боевых искусств мира и передать их последующим поколениям. Ищите то, что Вам по душе, приходите в залы, тренируйтесь, изучайте историю, может быть, именно Вы принесете потомкам сакральные знания предков.
Савин Вячеслав
http://www.tessenaiki.info/termin.html