Шаолиньский монастырь сегодня
После грандиозного пожара 1928 г., а затем очередного
разрушения, нанесенного японскими войсками в 1944 г., слава Шаолиня отнюдь не
померкла в людском сознании. Скорее, наоборот - несмотря на тотальные
разрушения, монастырь еще больше стал ассоциироваться со священным местом,
которое не погибает даже в пожарах. Рассказывают такую историю. При настоятеле
Чжэнсюе (1893-1955) место, где стоял монастырь, стало полем сражений между
гоминьдановскими войсками и японцами, вторгшимися в Китай. В сентябре 1943 г.
крупное гоминьдановское формирование базировалась неподалеку от Лояна, а часть
отряда расположилась в непосредственной близости от Шаолиня. Солдаты поставили
свой лагерь прямо среди шаолиньского «Леса пагод» - священной усыпальницы
патриархов, разожгли костры, порушили немало ценнейших надгробных сооружений.
Сам командир отряда, Чжан Лянчжан, отправился к настоятелю Чжэнсюю, решив
проверить, хранят ли монахи традиции «непобедимых бойцов». Преподобный Чжэнсюй
сначала отказывался принимать вызов, но затем сказал солдатам: «Выбирайте сами
себе противников». Солдаты выбрали себе соперников из числа монахов, окружавших
Чжэнсюя. Поединки решено было провести на площадке перед монастырем. Ни один из
солдат не сумел продержаться и минуты против усэна. Чжан Лянчжан был поражен - в
те времена к шаолиньскому искусству в армии относились крайне скептически,
считая рассказы о нем лишь традиционными мифами о магической силе буддийских
монахов. Но проходили года, и о былой славе Шаолиня напоминали лишь
многочисленные легенды, да в окрестностях Лояна и Чжэньчжоу можно было встретить
людей, за спинами которых шел уважительно-боязливый шепот: «Гляди, вот идет
настоящий шаолиньский усэн». Старых учителей стала все острее беспокоить
проблема утраты истинных традиций Шаолиня. Канули в лету сотни комплексов,
методов подготовки, трактатов. Немало носителей традиций «истинной семьи»
покинули этот мир, другие, скептически относясь к спортивно-массовым
нововведениям в ушу, просто не пожелали «выходить на люди». В период
восстановления Шаолиня его настоятелем стал наставник Дэчань (1907 или
1911-1982, мирское имя Лю Эрхэ). Выходец из уезда Дэнфэн, он в семь (по другим
сведениям, в девять лет) становится монахом этого монастыря, обучался сначала у
Сугуана, а затем и у самого Чжэньцзюня, прославился своими познаниями в
традиционной медицине. В 17 лет Дэчань был послан на послушание в один из
филиалов Шаолиня - Гуйюаньсы («Монастырь возвращения к началам», в провинции
Хубэй»), где обучался медицине, ушу, каноноведению, а затем возвратился в горы
Суншань, в монастырь Хуэйшаньсы («Познания добродетели»), где отвечал за прием
гостей, и стал фактически четвертым помощником настоятеля. В ту пору в Шаолиньсы
стремилось попасть много народа, небольшая обитель не могла вместить всех и
принимала лишь наиболее достойных. В 1927 г. было решено вернуть Дэчаня в
Шаолиньсы, где он также отвечал за прием гостей и одновременно преподавал
монахам медицину. За внешней мягкостью Дэчаня скрывался человек решительного и
мужественного характера. Когда Ши Юсань в 1928 г. окружил Шаолиньсы, Дэчань
создал небольшой отряд монахов-бойцов и вел мужественную борьбу с отрядами
регулярной армии. Увы, тогда победить ему не удалось, вместе с некоторыми
монахами Шаолиня и своим учителем Сугуаном он жил в ближайших монастырях, а
после смерти Сугуана в 21 год вернулся в Шаолиньсы и занялся восстановлением
построек монастыря и шаолиньских архивов. Однако сначала война с Японией, а
затем и события «большого скачка» и «культурной революции» заставили надолго
приостановить эту работу. Может быть, именно память о сожжении монастыря
гоминьдановским генералом послужила причиной тому, что мирный монах Дэчань
вместе с другими носителями шаолиньской традиции - Синфаном, Синсяном, Сулуном и
Суяном - присоединился в 1948 г. к Национально-освободительной армии для борьбы
с режимом Чан Кайши, сформировав по традиции отряд «монашеских войск». Долгое
время после того Дэчань лечил людей, одним из немногих сохраняя шаолиньские
рецепты. Страждущие приходили к нему за сотни километров. В 1965 г. Дэчань стал
старшим монахом Шаолиня. В то время практически весь монастырь лежал в руинах, и
начерно было отстроено лишь несколько залов. Но о полном восстановлении
монастыря нечего было и думать - в стране начиналась «культурная революция».
Наконец, в конце 70-х годов Дэчань возглавил группу монахов, которые занялись
восстановлением наследия Шаолиня. Вместе с ним работали такие известные мастера,
как Дэцянь, Суфа (позже вернулись к мирской жизни), будущий старший монах
Шаолиньсы Суси. Дэчань впервые начал регулярное издание материалов, которые
считались тайнами шаолиньского искусства. Вместе с учениками он компилировал
«Речитативы по кулачному искусству Шаолиньсы» в 38 цзюаней, «Материалы по
шаолиньской лечебной рецептуре» и другие уникальные труды. Дэчаню было уже
далеко за 70, но он работал по 12 часов в день, писал книги об искусстве
«облегчения тела», «алмазного пальца», шаолиньского цигун. На дверях его покоев
был начертан девиз, которому он следовал всю жизнь: «Дэ (Благодать, первый
иероглиф имени Дэчаня)) - это исток Дао, матерь милосердия. Чань (созерцание,
второй иероглиф имени Дэчаня) - это беззвучный колокол природы Будды». До 1986
г. в Шаолиньсы не было официального настоятеля. Такое положение могло повредить
дальнейшему развитию монастыря. В ту пору Дэчань уже был слаб и передвигался
только на кресле-каталке, поэтому сам предложил, чтобы 28-м настоятелем
монастыря был выбран другой известный монах, Синчжэн (1914-1987), выходец из
уезда Дэнфэн, чье мирское имя было Ли Тайбао.. Дэчань же стал именоваться
«почетным настоятелем». Однако судьба распорядилась так, что Синчжэн ушел из
жизни раньше, чем Дэчань, в августе 1987 г., и последний все же стал 29-м
настоятелем Шаолиньсы. Здесь стоит сказать несколько слов о Синчжэне, поскольку
его назначение настоятелем можно считать исключительным случаем за всю историю
Шаолиньсы. Синчжэн пришел в монастырь в шесть лет, здесь же при Шаолиньсы
окончил начальную школу. Дело в том, что Синчжэн с 12 лет был почти слеп, в то
время как монастырский устав предписывал, чтобы человек, претендующий на пост
настоятеля, «обладал пятью здоровыми органами чувств, иметь чистыми шесть индрий
(совокупность воспринимающих способностей - зрение, слух, обоняние, вкус,
осязание, сознание или познавательная способность. - А.М.); обладал
способностями к проповеди и был принят общиной; был искушенным в буддийских
ритуалах, обладал высокой добродетелью и имел достойный внешний вид». Тем не
менее устав был нарушен: Синчжэн, хотя и не имел «чистыми шесть индрий»,
считался святым человеком, был блестящим знатоком буддийских канонов и настоящим
мастером ушу. Он был способен, почти не видя противника, защищаться от ударов
длинным шестом и мечом. Синчжэн обучался во многих известных монастырях, в том
числе и знаменитом первом буддийском монастыря Китая Баймасы («Монастырь белой
лошади») и немало сделал для восстановления традиционных форм буддийской
проповеди в монастыре. С начала 80-х годов заметную роль в жизни Шаолиньсы начал
играть монах Хайдэн (1902-1989), чье имя буквально означает «Светильник в море».
Эта фигура весьма неоднозначна в истории монастыря. Официальная пропаганда
высоко превозносила Хайдэна. О нем было снято несколько фильмов, его фотографии
и история жизни широко печатались в центральной прессе, его удостаивали
встречами высшие партийные и государственные чины. Несколько раз мелькали
сообщения о том, что Хайдэн назначен настоятелем монастыря или исполняет его
обязанности рядом с тяжело больным тогда Дэчанем, но все это оказалось
преувеличением. Этот субтильный невысокий человек прославился многими необычными
способностями. С 17 лет он начал практиковать «постоянное сидячее созерцание».
Это означало, что он никогда не ложился и даже спал только сидя. Правда,
противники Хайдэна утверждали, что постоянно за ним никто не наблюдает и поэтому
его реальный распорядок жизни не известен. Но были у Хайдэна и другие
способности, которые никто не решался оспорить - он был непревзойденным мастером
искусства «чань двух пальцев» (эр чжи чань), которое заключается в способности
делать стойку на указательном и среднем пальцах одной руки. Даже когда ему
перевалило за 70, он без труда мог стоять на одном пальце, опершись при этом
ногами о стену. В том же возрасте он с гибкостью ребенка и без малейшего
напряжения садился на шпагат и показывал другие чудеса: легким нажатием пальцев
валил с ног могучих шаолиньских бойцов, останавливал соперников взглядом. Хайдэн
получил буддийское посвящение и принял на себя соответствующие обеты в 1935 г. в
одном из сычуаньских монастырей, когда ему было уже 33 года - достаточно поздно
для китайских монахов. До этого он обучался ушу у своего дяди, изучая некое
местное сычуаньское направление, именующее себя «шаолиньцюань», хотя и не
имевшее непосредственного отношения к Шаолиньсы. Во время учебы в
Политико-правовом институте на факультете литературы он добился встречи с одним
из шаолиньских монахов, жившим в то время в Чэнду, и начал перенимать у него
знаменитое шаолиньское «детское искусство». Хайдэн также изучал местные
направления ушу в горах Эмэйшань в Сычуани, а в 1946 г. на короткий срок
оказался преподавателем ушу при Шаолиньском монастыре. После этого он выступал
на различных состязаниях (в 1952 г. в г. Тайчжоу он даже занял первое место по
стилю лоханьцюань), преподавал ушу в Шанхае. В 1959-1962 гг. он исполнял
обязанности старшего наставника небольшого монастыря Шигунсы в уезде Усянь
провинции Цзянсу В 1982 г. Хайдэн окончательно поселился в Шаолиньском
монастыре, а в 1988 г., за год до смерти, открыл личную школу ушу (у гуань).
Однако далеко не все в Шаолине приняли Хайдэна. Тому были веские причины. Прежде
всего, он не считался представителем «истинной шаолиньской школы» и в самом
Шаолиньсы не воспитывался. Ходили упорные и не беспочвенные слухи о том, что
Хайдэн вообще имел косвенное отношение к буддизму, а скорее был геомантом,
лекарем, тяготел к народной традиции. Примечательно, что он не был даже внесен в
генеалогические списки монахов-бойцов.
http://www.omskinform.ru/default.asp?objValue=33247&objType=51