Основы шаолиньской тренировки
Арсенал шаолиньского стиля складывался в течение нескольких
веков. Он был столь же разнообразен, сколь и непостоянен, меняясь в различные
эпохи и у разных наставников. Современный шаолиньцюань остоит из нескольких,
нередко не связанных между собою пластов. Механизм их формирования был
приблизительно следующим. В монстырь приглашалась группа армейских инструкторов,
который преподавали здесь боевое искусство, или монахами становились деревенские
кулачные бойцы. Они приносили новый арсенал приемов, который фиксировался в виде
новых комплексов и методик, те в свою очередь заносились в монастырские каоны и
хроники. Так формировался первый «пласт» шаолиньской техники. Через некоторое
время, например, через несколько десятков лет,под сень монастырских стен
приходили новые инструктора или кулачные бойцы из другой провинции, преподавая
несколко иной боевой арсенал - появлялся новый пласт техники, практически не
связанный с первым. Разумеется, за столетия развития Шаолиньсы постепенно
происходила некоторая унификация техники, например, во всех комплексах и метоха
боея используются одинаковые стойки и передвижения. На сегодняшний день
основными группами шаолиньской техники являются «Красный кулак» (Хунцюань),
«Кулак архатов» (Лоханьцюань), «18 рук архатов» (Шиба лоханьшоу»), «Кулак шести
взаимосоотвествий» (Люхэцюань), «Кулак, взметающийся к солнцу» (Чаоянцюань) и
т.д. К этому следует прибавить несколько разделов «звериных» стилей, имитирующих
некотрых животных: «Кулак восьми методов» (Бафацюань), «Кулак богомолоа» (Танланцюань)
и т.д. Разумеется, ни один монах-боец не знает всех разделов, обычно
специализируются на одном-двух, учитывая, что каждый такой раздел может включать
до десятка комплексов боя с оружием и без него, а также около сотни методов
тренировки. Некоторые методики мастера передавали лишь одному-двум ученикам,
либо вообще уносили с собой, не находя достойного преемника. Сегодня арсенал
монастырского шаолиньского ушу включает более трех тысяч различных приемов,
около 700 комплексов цюаньфа и упражнений с различными видами оружия.
Большинство монахов знают не более двух десятков коротких комплексов, а основное
время тренировки уделяют отработке специальных упражнений «внутреннего
искусства». Попутно заметим, что в древности, равно как и сейчас, далеко не все
шаолиньские монахи изучали ушу. В среднем лишь половина их носила звание
«монаха-бойца» - усэна, а боевые тренировки никогда не считались обязательными
для всех. Четыре классических дисциплины - буддизм, ушу, медицина и «гражданские
науки» - до сегодняшнего дня составляют основу воспитания шаолиньского монаха.
Формально считается, что все пять основных направлений чань-буддизма родились в
Шаолиньсы, однако сегодня основной проповеди является учение чаньской школы
Цаодун, основанной в IX в. и принесенной в Шаолиньсы настоятелем Фуюем в начале
XIV в. Последователи Цаодун считают, что не следует ни укрываться в высоких
горах от людей, ни бросать все мирские дела. Наоборот, просветление и познание
истины достигается лишь в ходе повседневной практической деятельности, что и
выражает «программное» изречение Цаодун: «Приступи к делу - и познаешь истину».
Естественно, главным объектом культа является образ Бодхидхармы. Копии со
знаменитого изображения XIV в. со стены Шаолиньского монастыря «Бодхидхарма на
тростниковом стебле переправляется через море», символизирующее приход чаньской
истины в Китай и непосредственно в Шаолиньсы, висят практически в каждой
монашеской келье и в залах для приема гостей. На них написано изречение,
передающее суть шаолиньского буддийского подвижничества: «Вне рождения и вне
умирания, передавать светильник в молчании - это и есть Будда». Скульптурные
изображения Дамо располагаются практически во всех залах монастыря и пред ними
совершаются особые церемонии. Наравне с Бодхидхармой шаолиньские монахи
поклоняются бодхисаттве милосердия и спасения Гуаньинь (Авалокитешваре), хотя в
буддийском пантеоне она стоит на ступень выше чаньского патриарха, который
причислен к рангу архатов. Много времени посвящается «недвижимой медитации»,
которую якобы Бодхидхарма и завещал своим последователям для постижения высшей
истины. Шаолиньские монахи медитируют, сидя на небольших деревянных постаментах
(«престолах» - тай), расположившись в несколько рядов лицом к стене, как это
делал Бодхидхарма. Молчаливому созерцанию уделяется обычно от получаса до
нескольких часов, хотя в особые периоды, приблизительно раз в два месяца,
медитация может длиться с небольшими перерывами по несколько дней. Базовое
обучение в Шаолиньсы продолжается от трех до пяти лет, хотя, по понятным
причинам, здесь не может быть никаких точно установленных сроков. Весьма условно
прогресс монаха как в боевых искусствах, так и в буддийской истине (все вместе
это зовется «шаолиньским чаньским искусством») подразделяется на «малое
достижение», т.е. овладение базовыми знаниями, «среднее достижение» и «высшее
достижение». При этом нигде формально не определено, какие знания соответствуют
каждой из ступеней - это могут сказать лишь наставники высшего посвящения, или
«учителя Дхармы» (фаши). Хроники монастыря по разному называют сроки, за которые
тот или иной монах приходил к стадии «высшего достижения» (дачэн), то есть
становился мастером. Некоторым это удавалось за два-три года, другим за 10-15
лет. Например, в XIX в. прославился монах Шубао. В молодости он в поединке убил
человека за воровство и скрывался. Его повстречал старший наставник Шаолиня по
ушу Кэнцзюй и привел в монастырь. За три года ежедневных тренировок (а он
тренировался даже ночью, оставляя себе три-четыре часа на сон) Шубао достиг
такого мастерства, что якобы мог вести поединок с 30 усэнами одновременно. Видя
такой прогресс Кэнцзюй показал ему святая святых шаолиньской тренировки -
систему захватов и заломов (циньна), приемы воздействия на точки и тайную
технику, используемую в поединках, после чего Шубао ни разу в жизни не испытал
поражения. Примечательно, что такое мастерство он приобрел не более чем за пять
лет. Один из самых знаменитых сегодня монахов-бойцов, старший наставник
Шаолиньсы по ушу Дэян (род. 1967), покинул дом и пришел в монастырь под
воздействием проповеди учителя Дэцяня, когда ему было чуть больше десяти лет, а
к 25 годам его уже называли «учителем Дхармы». Дети, приходящие в монастырь, а
также обучающиеся по шаолиньской системе, начинают свои тренировки в традиионных
«дестких упражнений», направленных в основном на развитие координации и
гибкости. Примечательно, что многие монахи блаодаря этим упражнениям до 80-90
лет способны сесть на продольный и поперечный шпагат, как это делает сегодня,
например, наставник Ихэн, или принять «перекрученную» позицию «сидящего архата»,
как знаменитый шаолиньский наставник Суюнь Наибольшее время тренировок сегодня,
как и в древности, посвящено не отработке комплексов или поединкам, а ряду
специальных методик, которые считаются «тайными». И действительно, большинство
их тонкостей хранится в строгом секрете. Традиционно они именуются «72 метода
шаолиньской тренировки» (цишиэр гун), хотя в действительности их значительно
больше ста. Мало кто знает их все и тем более регулярно практикует, поскольку
для достижения успеха лишь в одном упражнении порой требуется 10-15 лет занятий
по часу в день. В частности, это касается методики «алмазного пальца», благодаря
которой монахи способны делать стойку на одном пальце руки или «буравить»
отверстия пальцем в камне. В основном эти упражнения используются как для
разминки, так и в качестве способов закалки тела и усиления удара. Они
подразделяются на две большие группы. Первую составляют «мягкие» упражнения,
способствующие проработке основных групп мышц и связок, растяжке, успокоению
сознания, овладению методами правильного дыхания. Вторая группа - «жесткие»
упражнения, которые укрепляют тело, вырабатывают крепость мышц, или, как говорят
сами усэны, «тренируют внешнее начало». Некоторые монахи, которые не занимаются
собственно боевыми упражнениями, регулярно практикуют ряд «мягких» упражнений,
тесным образом связанных с цигун и позволяющих до старости сохранять гибкость
тела, замечательную растяжку.
http://www.omskinform.ru/default.asp?objValue=33247&objType=51