После памятных событий борьбы с японскими пиратами, в
которых участвовали и шаолиньские усэны, ничто уже не могло поколебать славы
шаолиньского искусства. «Хэнаньский Шаолиньсы не имеет себе равных в Поднебесной
по кулачному искусству, его странствующий монах устоит и против десятка врагов»,
- гласит трактат в XVII в. «У цза цзу» («Пять стихов смешанного содержания»). В
эпоху Мин (1368-1644) в Шаолиньсы проживало до 400 монахов. Всего же усэнов в
Китае насчитывалось более десяти тысяч. Их умение было далеко не одинаковым -
истинных мастеров, прозванных «улинь» - «боевой лес», было, предположительно, не
более 800 человек, хотя, естественно, точных подсчетов никто не вел. В основном
мы знаем историю Шаолиньсы по внутренним монастырским архивам и народным
преданиям, которые не могут быть до конца объективными. В определенной степени
противовесом и одновременно проверкой этих преданий могут служить свидетельства
«внешних наблюдателей» - отчеты проверяющих чиновников, уездные хроники, записки
путешественников. Наряду со славословием в адрес мужественных и умелых
шаолиньских усэнов в таких источниках мы нередко встречаем упоминания о том, что
уровень их техники оказывался ниже ожидаемого. Долгле время в монастыре не было
единого «шаолиньского стиля»: монахи для обучения разбивались на небольшие
группы, каждой из которых руководил наставник, преподающий известный ему стиль.
Монахи-инструктора приходили в Шаолиньсы из других монастырей и местностей и
приносили сюда свои методы боя. Поэтому под крышей Шаолиньского монастыря мог
одновременно преподаваться добрый десяток направлений ушу.
К XVII-XVIII вв. под названием «шаолиньцюань» фигурировали
уже более 100 различных стилей. Часть из них действительно выросла из техники,
практикуемой в стенах монастыря, например, хунцюань («Красный кулак»),
мэйхуацюань («Кулак сливы мэйхуа»), лоханьцюань («Кулак архатов»), шиба
лоханьшоу («18 рук архатов»), цисинцюань («Семизвездный кулак») и другие. Вместе
с этим сложилась традиция относить к шаолиньскому направлению большинство
северных стилей ушу, хотя генетически они никак не были связаны с Шаолиньсы.
Складывалась парадоксальная ситуация, когда под названием шаолиньцюань
преподавались десятки ничуть не похожих стилей. «Шаолиньцюань» оказывался
предельно растяжимым понятием, объединяющим стили скорее мифологически, нежели
на основе каких-то общих методик или ритуально-культовых особенностей. Явные
упоминания о Шаолиньсы как о боевой обители появляются лишь с начала XVI в.
Первые немонастырские описания тренировок по ушу среди монахов оказываются
достаточно скромными. Путешествующий в этих местах в 20-30-х гг. XVI в. чиновник
Чай Хун в «Стихах о Шаолине» («Шаолинь шицзо») довольно невнятно заметил:
«Монахи перед древним залом праздно беседуют о боевых искусствах». А вот в конце
XVI в. другой чиновник, Чу Сюэмо, в «Смешанных стихах о Шаолине» («Шаолинь цзаши»)
уже не мог скрыть своего восхищения боевой обителью: «Ароматы благовоний
древнего зала происточают полноту сил, в догорающих лучах заходящего солнца
можно видеть танцы с мечом и упражнения с клевцом. Можно лишь удивляться тому,
что монахи столь умелы в боевом искусстве!» Из отрывка нетрудно заметить, что
монахи в основном упражнялись в обращении с оружием, а не в кулачном искусстве,
что вообще отражало характер ушу того времени. Путешественники неоднократно
подмечали, что занятия ушу у монахов подчинены определенному календарю. Цзиньши
(чиновник, прошедший столичные экзамены) Юань Хундао в последней четверти XVI в.
рассказывал, что усэны тренировались обычно на расцвете и особенно активно - в
первую половину лунного месяца, называемую в буддийских общинах суклапаксой,
когда силы человека были на подъеме. Тренировке предшествовал обычный буддийский
ритуал, а занимались усэны уже не только работой с оружием, но и кулачным боем,
который чиновник назвал древним термином «шоубо». Именно во время этого
путешествия по цветущим горам Суншань Юань Хундао заметил, что монахи в своих
боевых упражнениях имитируют движения обезьяны, «подпрыгивая и крутясь на
месте». По его словам, к тому времени в монастыре было по крайней мере 60
человек, владевших кулачным искусством (дословно - чжан, «боем ладонями», так
как в то время именно ладонью наносилось большинство ударов), а также мечом,
«плетью»-бянь, трезубцем. Конечно, 60 человек - это далеко не сотни усэнов, о
которых пишут внутренние хроники монастыря. Тем не менее реальность активных
занятий ушу в монастыре в ту эпоху не вызывает никаких сомнений. Упоминания о
таких занятиях до XVII в. весьма редки. Это можно легко объяснить закрытым
характером боевой практики монахов. К тому же, монастырь находился несколько в
стороне от дорог, и поэтому сюда помимо бродячих монахов заглядывали лишь
странствующие поэты и проверяющие чиновники. Именно по такому случаю в XVI в.
чиновник Ван Шисин посетил Шаолиньсы. Он составил «Записи о путешествии в горы
Суншань» («Сун ю цзи»), где писал, что «число монахов монастыря достигает
четырехсот, все они совершенны в боевом ремесле», а «кулаком и шестом владеют
так, что кажется, будто они летают». Когда листаешь «Хроники уезда Дэнфэн» за
XVI в., сразу бросается в глаза, что большинство путешественников восхищаются в
основном красотой и покоем тех мест, где расположен Шаолиньсы, и гостеприимством
монахов, предоставляющих путнику ночлег. А вот о боевых искусствах говорится
крайне мало. Зато тем, кому довелось наблюдать монашеское искусство уже в
XVII-XVIII вв., иначе как с восхищением о нем не говорили, А это значит, что
прогресс шаолиньского ушу шел весьма быстро. В 1625 г. чрезвычайный эмиссар
двора в провинции Хэнань Чэн Шао оставил стихотворение «Наблюдаю занятия ушу в
Шаолине»: «Лишь на время решил я здесь отдохнуть, посмотреть на монахов-бойцов.
Сверкают алебарды и металлические посохи, кажется, их удары громоздятся один на
другой. Мощные удары обладают силой воспаряющего духа, а обучение этому
позволяет обрести способности тигра». Итак, с XVI в. уровень боевой монашеской
практики резко пошел вверх. Что это? Может быть, проявилась какая-то тайная,
никогда не демонстрировавшаяся посторонним техника «внутренних залов» Шаолиня?
Скорее другое - количество начало переходить в качество. Десятки людей,
приходивших сюда, оставляли свои знания, дополняя теорию боевых искусств Шаолиня,
писали небольшие, но емкие трактаты, остававшиеся (зачастую непрочитанными) в
монастырских архивах. Постепенно складывалась и система передачи знания боевых
искусств, использовавшая каналы преемствования буддийского учения.
http://www.omskinform.ru/default.asp?objValue=33247&objType=51