Всеволод Овчинников
Сухие взгорья. Редкие клочки полей на склонах. В природе
доминируют блеклые, желто-серые тона.
Это бассейн Хуанхэ - Желтой реки, ставший колыбелью
китайской цивилизации. А гора Цзуншань, куда я держу путь, издревле почиталась
как одна из пяти священных гор Срединного царства. В 495 году на ее восточном
склоне был основан монастырь Шаолинь. И вот эти глухие, труднодоступные места
вновь стали местом паломничества. Причина - телевизионный сериал "Монастырь
Шаолинь", подхлестнувший повсюду в мире интерес к ушу - китайским боевым
искусствам. А местом их рождения принято считать именно Шаолинь.
Одна из фресок монастыря рассказывает, как тринадцать
здешних монахов спасли Ли Шимина - будущего основателя прославленной династии
Тан. Узурпатор захватил Ли Шимина в плен и держал его в заключении в Лояне.
Благодаря владению приемами ушу монахи сумели проникнуть в стан врага и
вызволить пленника. Вступив в 618 году на престол, император Тайцзун (как нарек
себя Ли Шимин) щедро отблагодарил монахов. Шаолинь получил почетный титул
"Первый монастырь Поднебесной".
Рассказ о том, как тринадцать монахов спасли будущего
основателя династии Тан, - хороший сюжет для телесериала. Но у монастыря Шаолинь
есть и другая причина быть исторической достопримечательностью. Иероглифы над
его воротами напоминают: "Здесь была основана школа Чань".
В монастыре есть статуя Бодхидхармы, который в 527 году
пришел сюда из Индии проповедовать буддизм и стал первым патриархом школы Чань.
Это слово означает созерцание, медитация. Именно так, личным примером, и
действовал пришелец из-за Гималаев: девять лет просидел лицом к стене в одной из
каменных пещер на горе Цзуншань. Молва об этом распространилась окрест. И когда
Бодхидхарма (которого китайцы именуют Дамо, а японцы - Дарума) вернулся из
своего скита в монастырь, его примеру захотели последовать другие. Один из
учеников по имени Хуэй Кэ весь день простоял по колено в снегу перед храмом,
желая убедить учителя, что искренне хочет найти путь к просветлению.
"Я поверю в это, если на снегу зацветут алые цветы", -
сказал Дамо. И тогда юноша отрубил себе кисть левой руки и кровью окропил снег
вокруг храма. После этого Дамо передал ученику свою миску для подаяния.
Методы традиционной буддийской йоги сочетаются в школе Чань
с приемами активной медитации, заимствованными из даосской психотехники. Ее
последователи считают, что можно достичь просветления не только отшельничеством
и постом, но и активной жизнедеятельностью. То есть развивать восприятие
прекрасного через живопись, поэзию, каллиграфию. Или совершенствовать свое тело
с помощью боевых искусств. Школа Чань (по-японски Дзэн) на многие века
определила "философию жизни" народов Дальнего Востока, своеобразие их этических
и эстетических воззрений.
В одном из монастырских храмов настоятель показал мне
старинную фреску. На ней изображены монахи, выполняющие различные упражнения с
целью обрести "шесть гармоний". Первые три ступени этого пути требуют
безупречной координации движений: руки - ноги, локти - колени, плечи - бедра.
Эти три гармонии составляют внешнюю сторону боевых искусств, говоря
по-современному - технику ушу. Но чтобы подняться выше, одного мастерства мало.
Нужно, что называется, вложить душу. Нужно овладеть искусством еще трех, уже не
внешних, а внутренних гармоний: сердце - разум, разум - дух, дух - сила. Обычно
человек действует по формуле "разум - сила". Но если волевой импульс сначала
воспламеняет дух и концентрирует его в нужном месте, сила многократно
увеличивается.
Умение управлять своей жизненной силой и составляет суть
загадочного искусства "цигун". Это слово, многократно звучавшее в нашем
разговоре, я бы рискнул перевести как "усердие духа". Во всяком случае, это
ближе к истине, чем объяснение, которое обычно дается в наших справочниках: "Вид
дыхательной гимнастики, применяемый в китайской народной медицине".
Лишь уяснив суть слова "цигун", можно провести точную грань
между терминами "ушу" (боевые искусства) и "кунфу" (что обычно переводится как
"китайская национальная борьба"). Проще всего это выразить формулой: "кунфу" -
это "ушу" плюс "цигун". Именно монахи школы Чань добавили к приемам восточных
единоборств умение управлять своей жизненной силой, выявлять скрытые резервы
человеческого организма.
http://www.rg.ru/2007/08/24/shaolin.html