Владимир Скосырев, Павел Кассин, Дели - Москва
Оказывается, не Китай, а Индия может претендовать на звание
родины восточных боевых искусств
В ходе кампании по отстаиванию приоритета Индии часто
упоминается имя буддийского монаха Бодхи Дхарма, который жил на юге Индии и
якобы в VI веке совершил через Гималайские горы путешествие в Китай, где
посвятил монахов монастыря Шаолинь в таинства индийских мастеров.
Как свидетельствуют исторические данные, в Индии в старину
зародились многие виды боевых единоборств. Среди них больше всего известен
калариппайятту, возникший на юге субконтинента, на территории современных штатов
Тамилнад и Керала. Это динамичная боевая система, которая включает в себя
элементы йоги и гимнастики. В ходе тренировок учеников готовили к схваткам с
помощью различных видов оружия (кинжалы, сабли, пики, палки), приемам боя голыми
руками, ударам по болевым точкам противника. Но допускались к тренировкам с
использованием оружия только выдающиеся послушники, которым гуру доверял.
Эти ученики в совершенстве контролировали движения своего
тела; практически оно превращалось в инструмент, подчинявшийся любой команде
интеллекта. Человек, овладевший этим искусством, получал также навыки лечить
пострадавшего в сражении с помощью средств аюрведы, традиционной индийской
медицины.
Иностранцу или даже индийцу с севера страны нелегко
произнести само название этого боевого стиля. Его называют для краткости калари
(что означает спортзал определенной длины и ширины). Основы именно этого стиля и
были, по мнению некоторых историков, переданы Бодхи Дхармой шаолиньским монахам.
Не менее известна в Индии и борьба на земляном полу,
однако, как считает Харпул Сингх, тренер и руководитель Ассоциации борьбы на
земле, этому виду единоборств очень мешает... крикет. Вроде бы ничего общего
между этими видами состязаний нет. Но Сингх не только усматривает между ними
связь, но и считает, что именно крикет, завезенный в Индию британскими
колонизаторами, стал причиной того, что исконно национальный спорт не находит
поддержки ни у властей, ни у меценатов.
- У нас все словно помешались на крикете. А ведь те, кто
играет в него, во время матча даже не вспотеют как следует! И это спорт? -
кипятится тренер. Вообще-то ему не положено выказывать досаду или иные сильные
чувства. Ведь многие приемы борьбы на земле были разработаны еще несколько
тысячелетий назад приверженцами индуистских богов и предполагали владение
искусством йоги и медитации. Но Сингха можно понять. Он отдал любимому делу
добрых 50 лет, хранил обет безбрачия, как и другие наставники, посвятившие себя
спорту и подготовке смены. А когда недавно потребовались средства для проведения
международных соревнований по реслингу (борьба в восточном стиле), никто денег
не дал.
Сам штаб ассоциации, где состоялась наша встреча,
расположился в бетонном бункере на берегу реки Джамны. Кроме телефона, стопки
листовок, рассказывающих о правилах соревнований, да статуэтки бога Ханумана,
царя обезьян, который считается покровителем борцов, в конторе ничего не было.
Ристалище, где они сходятся в схватке, представляло собой круг черной, набухшей
от дождя земли, накрытый тентом. В этот час он пустовал.
Но вот в бункер вошли два мускулистых парня и скромно
присели на скамеечку. Эти амбалы были настроены совсем не так мрачно, как их
почтенный наставник. Как следовало из слов Виджая Пала и Винода Ядава, только в
Дели и его предместьях на берегах Джамны действует 50 таких арен, где ежедневно
состязаются или тренируются тысячи молодых людей. И всеми ими движет прежде
всего страстная любовь к индийскому варианту вольной борьбы. Она заставляет их
ежедневно просыпаться за час до рассвета, делать зарядку, массажировать себя,
занимаясь не менее шести часов в день.
Во время тренировок Виджай и Винод работают не только на
арене, но и в зале со снарядами, бегают, играют в футбол, бадминтон, волейбол,
ручной мяч. Ложатся спать не позже десяти.
Преданность спорту предписывает не только отказ от
спиртного, встреч с девушками, но и соблюдение вегетарианской диеты. Завтрак
состоит из чапати (мучных лепешек), порции гороха со специями, кэрда (молочный
продукт типа кефира). На обед - сырые фрукты, а вечером - жареные фрукты, рис.
Слушая ребят, я удивлялся, как же они могли при таком рационе набрать тяжелый
вес и накачать мускулы. Оказалось, в чем они себя не ограничивают, так это в
молоке. В день выпивают по пять литров.
Перед боем поливают арену горчичным маслом, посыпают
песком. Это позволяет спортсменам, выходящим на нее босыми, избегать травм. У
борьбы восточного стиля больше всего общего с хорошо известной нам вольной
борьбой. Состязания проводятся в три раунда по две минуты каждый. Падение на
лопатки (хоть на секунду) засчитывается как чистое поражение. Ведется и счет по
очкам.
Современная индийская вольная борьба представляет собой
синтез двух физических культур - древнеиндийской и персидской. Первая тесно
связана с религией индуизма; вторая была импортирована в Индию Великими
Моголами, мусульманскими правителями, покорившими север страны в XVI веке.
Индусы и мусульмане обычно имеют разных тренеров и, дабы не возбуждать
межобщинной розни, редко вступают в схватку друг с другом на земляных рингах.
Индусы называют своих учителей гуру, а мусульмане - устад.
Правда, в нынешнем году в Дели в историческом Красном форте
прошли торжества, позволившие спортсменам, какую бы религию они ни исповедовали,
продемонстрировать единодушие. Отмечалась 150-я годовщина национального
восстания против британских колонизаторов. Хоть мятеж и закончился поражением,
премьер-министр Манмохан Сингх назвал его первой индийской войной за
независимость...
Поскольку в развитии восточных единоборств большую роль
сыграли монахи, закономерен вопрос: эти искусства происходят от какой религии?
От индуизма, буддизма или какой-либо еще веры? Ответ состоит в том, что боевые
искусства возникли как средство для выживания древнего человека. А религии
впоследствии включили их в свои учения. Как бы то ни было, связь восточных
единоборств с монашескими орденами и религиозными верованиями не помешала
атеистам из руководства советских спецслужб в 20-х годах прошлого века по
достоинству оценить эти боевые искусства. Для их изучения в страны Востока
выезжали сотрудники общества "Динамо". Многие элементы древних восточных боевых
искусств, с которыми они познакомились, нашли воплощение в самбо.
http://www.mn.ru/issue.php?2007-26-65