Бай Сиюнь, мастер синъицюань:
"Путь учащегося в синъицюань - это в
действительности наука оздоровления, продления жизни и воспитания в себе
праведности. Я с молодых лет занимался лечением, и нынче, на исходе шестого
десятка, все еще легок и быстр в движениях, как в пору своей молодости. А между
тем я никогда не принимал целебных снадобий. Вот истинное доказательство того,
что занятия кулачным искусством и взращивание энергии воздействуют на человека,
словно эликсир бессмертия. Однако же заниматься кулачным искусством легко, а
обрести Путь Дао трудно. А если обрести Путь легко, то совершенствоваться в Пути
необычайно трудно. Поэтому в изучении кулачного искусства первое дело - найти
доступ к подлинному преданию, а потом досконально узнать правила занятия
кулачным искусством и всегда строго их соблюдать. Во вторых, нужно воистину
любить самоотречение. В-третьих, нужно обладать упорством и сделать
совершенствование делом всей жизни. Помимо этих трех условий, что бы ни говорили
про занятия, нужно помнить слова древних: "Если сознание отсутствует, то будешь
видеть - и не замечать, слышать - и не воспринимать, вкушать - и не чувствовать
вкуса". Тогда до конца жизни ничего не достигнешь. И если немного поймешь пользу
добросовестных и упорных занятий, то гордиться этим не следует.
Разучивая внешние формы кулачного искусства, нужно
постоянно сопоставлять себя с учителем и просить его посмотреть, как вы
исполняете форму. Древние говорили: "Кто, если он не высочайший мудрец и не
достойнейший муж, способен не совершать ошибок?" Если ж считать себя во всем
непогрешимым, тогда непременно потеряешь истину, и занятия кулачным искусством
лишь породят всевозможные болезни. Когда болезнь на виду, устранить ее легко,
сравнивая свое поведение с действиями учителя. Когда же болезнь не видна и
гнездится глубоко в человеке, то, не вникнув до конца в мудрость учителя и не
пережив многое в жизни, невозможно ее побороть. Ведь болезнь головы коренится не
в голове, болезнь ног коренится не в ногах, внутренние болезни идут не от
внутреннего, внешние болезни идут не от внешнего".
Сунь Лутан:
"Что такое "искусство Пути" в деле: в сознании все
пустотно-неосязаемо, без усилий попадаешь в точку, без раздумий постигаешь
правду, вольно следуешь срединному пути и ко времени выказываешь его. В кулачном
искусстве нет кулачного искусства, в воле нет воли. Где нет воли - там подлинная
воля. Когда сознание не имеет своего сознания, тогда сознание пустотно. Когда в
теле нет этого тела, тогда тело пустотно. Вот что древние называли: "пустое - а
не пустое, не пустое - а пустое. Такое зовется подлинной пустотой". Хотя это
пустота, она предельно действительна и предельно подлинна. Если вдруг противник
нападает на меня, в моем сознании вовсе не возникает желание ударить его. Я лишь
следую его намерению и откликаюсь на него. В каноне кулачного искусства
говорится: "Покой - это основа, а движение - способ ее применения". Это значит,
что, пребывая в покое и не двигаясь, я откликаюсь на все воздействия и постигаю
все вещи изнутри. Моя правда есть то, что не может быть и не может не быть".
Чэ Ичжай, мастер синъицюань:
"Путь синъицюань находится в согласии с путем
Середины и Постоянства. Путь сей правдив и прям, величествен и предельно прост.
Он не терпит никаких колебаний и отклонений, учит жить в согласии со всеми, не
поддаваясь общему настроению, обнимать собою весь мир и воплощать в себе природу
всех вещей. Развиваясь вовне, он охватывает все Шесть пределов мироздания.
Свертываясь вовнутрь, он облекается покровом глубочайшей тайны. Смысл его
поистине неисчерпаем, и познать его можно только в деле. Приступающий к учению
должен сначала изучать один стиль, а в этом стиле должен особо изучать одну
фигуру. Он должен изучать и во всякое время практиковать ее. Только усвоив ее
досконально, он может переходить к изучению другой фигуры. Усвойте безупречно
все позы, а потом добивайтесь, чтобы каждая фигура сходилась в одном жесте,
после чего стремитесь к тому, чтобы каждый жест воплощался в одном движении
мысли, и чтобы каждая ваша мысль исходила из пустотности бытия. Учащийся
начинает с пустоты и к пустоте возвращается. Когда достигаешь этого состояния,
то все позы синъи, багуа и тайцзи уже исчезают, все явления мира оказываются
пустыми, и все сущее воспринимается как хаотически-смешанное состояние Единого
круговорота энергии. Посему изучение кулачного искусства состоит не в
разучивании фигур, а лишь в достижении полноты энергии и духовной силы. В каноне
кулачного искусства говорится: "Цени полноту жизненных свойств и не цени
физическую силу, стремись к накоплению духовности"".
Хао Вэйчжэнь, мастер тайцзицюань:
"В изучении тайцзицюань есть три этапа постижения.
Первый этап: тело как будто находится в воде, ноги идут по дну, а рукам, ногам и
туловищу словно приходится преодолевать сопротивление воды. Второй этап:
туловище, руки и ноги как будто находятся в воде, ноги же словно не касаются
дна, а плывут в. воде. Третий этап: тело становится еще более легким и
одухотворенным, ноги как будто идут по воде. В этом состоянии сердце замирает,
словно стоишь на краю пропасти или шагаешь по тонкому льду.
Тогда в сердце не возникает ни одной шаловливой
мысли, дух и энергия не рассеиваются и не приходят в смятение, но сами собой
опускаются вниз. В каноне кулачного искусства говорится: "Дух и энергия, четыре
конечности должны быть одним завершенным целым. Если между ними возникнет хотя
бы малейшее несогласие, в движениях тела воцарится сумбур, в позах будет
утрачено равновесие и в жестах не будет одухотворенной живости"".
http://www.san-da.narod.ru/