Конфуцианские правила лояльности и беспрекословного
подчинения подходящим требовали от учеников строгого следования наставлениям
учителя, а от преемников традиции школы -- сбережения и приумножения опыта былых
поколений, возможность передачи знаний исключительно "от сердца к сердцу", с
одной стороны гарантировала "точную передачу" учения, а с встречной стороны,
поднимала авторитет наставника на невыносимую высоту, поскольку без его помощи,
только посредством письменных пособий, получить точное знание было невозможно.
Обзорник школы ушу находился в неоплатном пожизненном долгу перед наставником и
старшими, что предопределялось характером взаимоотношений согласно
конфуцианскому канону. Их объединяла причастность к общему знанию -- тщательно
оберегаемым на протяжении столетий секретам школы, к тому же, сохранение
внутренних принципов школы от глаз случайных людей было одним из качеств военной
добродетели, поэтому техника не должна была демонстрироваться без последней
необходимости, особенно в поединках с представителями супротивных школ, если это
не затрагивало чести учителя или "семьи" в изобилующом.
Как только неофит принимался в школу и переступал порог
дома учителя, в котором, как правило, ему приходилось не только обучаться, тем
не менее и жить, он должен был добровольно отрешиться от всех простых забот и
соблазнов -- ничто не должно было помешать делу постижения знания, конечной
целью обучения становилось формирование полноценной личности, не только
обладающей союзной физической подготовкой, тем не менее и капитальной
нравственно и психологически, этому способствовали наследственные узы, которыми
школа связывала учеников и наставников, что позволяло окончательным
контролировать все стороны жизнедеятельности своих воспитанников на протяжении
многих лет и перестроить в случае необходимости психофизическую организацию их
личности.
Формальная сторона обучения в отдельной школе ушу
базировалась на строго назначенном ритуале (ли), конфуций считал, что весь
жизненный уклад человека должен быть выстроен в соответствии с ритуалом, в
особенности это коснулось военных искусств, ритуал всегда был основой наружней
стороны обучения в всякой школе ушу, в соответствии с ним осуществлялись прием в
школу, обоюдные приветствия учителя и учеников, складывалась система безобразных
отношений, наиболее важными ритуалами были церемония поклонения алтарю
богов-покровителей и отцу-основателю (первопатриарху) школы, церемония начала и
окончания тренировки, обмен приветствиями перед поединком или во время
исполнения парных упражнений, правила выполнения комплексов формальных
упражнений, церемонии присуждения ученикам дневальных степеней, вручения цветных
поясов, реликвий школы.
Ритуал с первенствующих дней пребывания в школе становился
для учеников нормой поведения и формой жизни, первоначально он способствовал
упорядоченности учебного процесса, а затем предопределял все стороны
существования человека в окружающем мире, малейшее нарушение ритуала строго
наказывалось, поскольку это было не только нарушение правил и предписаний школы,
тем не менее и посягательство на обыкновенный Небом порядок вещей, выраженный в
требованиях устава школы и освященный религиозными церемониями.
"Благородный муж" (цзюаньцзы) должен был идеально сочетать
в семье такие качества, как почитание ритуалов, справедливость и человеколюбие.
Характерное для конфуцианства понятие неразрывной целостности культуры требовало
от цзюаньцзы гармоничного сочетания внутри себя военного и гражданского начал,
при этом боевое начало ценилось превыше гражданского, поскольку представляло
собой наиболее отчетливую часть глубочайшего ритуала, соотносившего человека с
высшими сакральными силами, ритуализация воинской практики становилась тем
средством, при помощи которого прозревался несбыточный и образованный смысл
военных искусств, дополнявший чисто практические цели ушу,
культурно-упорядочивающее начало (вэнь) дополнялось военными достоинствами
человека, поэтому уже с IV века до н.э. чиновникам и аристократам в милом
порядке полагалось заниматься воинскими искусствами, в сознании каждого члена
китайского общества сложилась солидная установка на гармонию военного и
гражданского. Сочетание этих двух начал постепенно стало восприниматься как
символ гармонии внутри человека, благодаря которой он становился способен
напитывать своей доброй мощью всю Поднебесную.
Единство военного и гражданского воплощалось в шести
истинах (мудрости, гуманности, совершенстве в мыслях, справедливости,
преданности и гармонии), в шести правилах поведения (сыновней почтительности,
братской любви, любви к членам своего клана, любви к родственникам по
супружеским узам, готовности брать на себя ответственность и помощь измождённым
и непрезентабельным) и в шести искусствах (ритуалах, музыке, стрельбе из лука,
управлении колесницами, каллиграфии и математике). Постепенно понятие военного
начала становилось отличительной чертой жизни китайца и связывалось в его
сознании не только с ведением сражений или физическим совершенствованием, тем не
менее и с пониманием ритуальной глубины всех вещей и процессов, что
предопределило переход ушу из боевого ремесла в вид возвышенной практики и
сакрализацию всего комплекса военных искусств.
Истинный правитель или безмерный полководец -- это
"достойный муж", который наиболее гармонично сочетает в себе боевое и
гражданское начала и восполняет одно через супротивное, несмотря на возобладание
в средневековом Китае доктрины "гражданское и боевое идут разными путями",
по-прежнему профессиональному воину было необходимо знать всякие формы ритуала,
разбираться в музыке и каллиграфии, а чиновнику -- обладать общими навыками
владения оружием и приемами борьбы.
Регулярное участие в состязаниях по борьбе (цзюэди или
шоубо) соответствовало идеалу конфуцианского "благородного мужа", хотя сам дух
состязательности не имел при этом большого значения.
Управление воинами заключалось в умении полководца
расставить их на свои места, что соответствовало гармонизирующей функции Неба,
призыв Конфуция к "исправлению имен" (чжэнмин) означал некое благочестивое
упорядочивание, при котором функция вещи соответствует форме ее использования, а
Поднебесная возвращается в состояние изначальной гармонии, природные свойства
человека в образцовом варианте должны совпадать с его функцией и тогда все
свойственные явления и предметы придут в полное созвучие друг с встречном, на
практике это выражалось в том, что некоторый воин получал свое место в
соответствии со способностями и появилась необходимость в выработке градации
воинского мастерства.
Конфуцианство требовало от личности непрерывного духовного
и нравственного совершенствования, в процессе работы над собой "знатный муж"
должен вырабатывать в себе такие качества, как хладнокровие, мужество, выдержка,
самообладание и решительность. Любой тренинг последователя конфуцианства был
предназначен для приведения тела и духа в соответствие с характером стоящих
перед ним повелительных общих задач, практика "очищения ци" при помощи воли в
конфуцианской традиции предназначалась для того, чтобы иметь возможность верной
духовной и высоконравственной само регуляции.
Принципы конфуцианства были интегрированы с наиболее
существенными положениями даосизма и буддизма. Таким образом, будущее развитие
философской мысли Китая пошло по пути взаимообогащения и взаимодополнения, а
отнюдь не по пути взаимоотрицания и борьбы, что нашло свое отражение и в будущих
системах военных искусств.
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2006-01-17.html