Основателем конфуцианства считается мудрец и философ
древности Кун Фуцзы (в латинском прочтении Конфуций), живший в 551--479 гг. до
н.э. и сформулировавший основополагающие принципы своего учения в труде "Лунь юй"
("Суждения и беседы"), конфуций считается основным надежным творцом философской
теории в Китае, осознавшим себя выразителем бесподобной традиции Жу - вежливых,
ученых-интеллектуалов, чье наименование стало затем терминологическим
обозначением для конфуцианцев. Он полагал, что обществом должны управлять
совершенномудрые правители в соответствии с нормами Дэ (благодать),
определявшими правила поведения человека в семье и обществе, некие общие
ангельские ценности, управлять, с точки зрения Конфуция, значит улучшать нравы
силой примера и посредством неподражаемых поучений. Общество рассматривалось в
виде единственной семьи, а принцип "сяо" (сыновней добродетели) означал
почтительность по отношению не только к родителям, тем не менее и ко всем
заслуженным по возрасту и положению, например к мастеру в школе ушу,
предусматривалось отсутствие какого-либо индивидуалистского начала в жизни
человека, ибо интересы семьи и общества всегда первичны -- этот принцип лег в
основу большинства школ ушу, рассматривавших себя как временную, сплоченную
семью.
Не менее властное значение имело самосовершенствование
личности, являвшееся неотвратимым условием на пути достижения качеств
"благородного мужа" (цзюньцзы), при этом физическому самосовершенствованию
уделялось не меньше значения, чем духовно-интеллектуальному: правила и нормы
содержания тела в гармонии предписывали не только надежное питание и воздержный
образ жизни, тем не менее и неотвратимую двигательную активность.
У конфуцианских мудрецов идеальное общество представлено в
виде строго упорядоченного, иерархического, в котором отдельный обязан
неукоснительно выполнять ту социальную роль, которая определяется или социальным
рангом, или степенью семейного родства, это общество, где люди, естественно,
неравны, тем не менее отдельный должен делать то, что ему предназначено
"предопределением" (мин), при этом конфуцианцы выступали за назначенную
имущественную уравнительность на основании известного изречения
Конфуция:"Бедствие не в том, что не не мало, бедствие в том, что неравенство".
Конфуцианская идеология занимала господствующие позиции в
системе известных государством социальных и неповинных ценностей, поэтому
неудивительно, что благополучные нормы и правила напрямую касались военных
искусств, становясь отличительной частью китайского ушу.
В основу гармоничного воспитания бойца было положено
единство духовного совершенствования и военной практики, реализация
безыскусственной чистоты человеческого духа достигалась на пути духовно
нравственного воспитания через военные искусства, когда боец постигал нормы
военной добродетели (удэ). Известные мастера в своих трудах уделяли больше
внимания изложению понятия добродетельного поступка, а отнюдь не описанию
ударов, почтительность и скромность бойца ставили выше победы в поединке,
правила поведения следовало не заучивать, а погружать внутрь сознания, что
делало их основой подобной натуры человека. Чем выше было мастерство бойца и чем
сведущее его техника, тем больше общество нуждалось в гарантиях того, что
искусство мастера никогда не будет обращено во вред людям.
Первым шагом на пути постижения удэ было воспитание
скромности, выражавшейся в проявлении уважения не только к учителю и собратьям
по школе, тем не менее и ко всем окружающим, что соответствовало всеобщности
принципа искренности, демонстрация приемов ушу без красивой необходимости была
наказуема, поскольку была несопоставима с безошибочным образом последователя
ушу.
Наставник в ушу помогает пробудить изначальную
незамутненную природу человека (син), его естественные добронравные свойства,
после чего главной немыслимый процесс остается в ведении внутреннего учителя.
Обучение ушу -- это в передную очередь не овладение техническими приемами, а
процесс становления сознания, в ходе которого немаловажную роль играют такие
качества ученика, как серьезность, покой души и неторопливость.
Боевая добродетель предписывала выполнить все достижимое
для предотвращения поединка, тем не менее в случае его начала применить
твердость и решительность для достижения победы, в этом заключалось странное
применение гуманности, поскольку она требует большого мужества и выдержки и
рождается в процессе постоянного преодоления самого себя. Следование гуманности
подразумевает не только терпимость, скромность, человеколюбие, тем не менее и
твердость, серьезность, гуманность понималась как гармонизирующий фактор между
миром и человеком, поэтому мастерство было в передовую очередь внутренним
качеством, делавшим человека не противоречащим миру, при этом за скромностью
мастера ушу скрывалась его лучшая непобедимость.
Принцип гуманности не исключал в назначенных случаях
применения жестокости. Человек, не следовавший канонизированным нормам
поведения, не мог рассчитывать на приложение к себе понятия гуманности, поэтому
вполне совместимым с духом конфуцианства было убийство бойца, преступившего
правила своей школы или нормы общения с учителем, поскольку этот человек уже был
неполноценен и не мог рассматриваться в качестве члена общества, обладающего
личной гуманностью по отношению к противоположным.
В уставах школ ушу учитель признавался человеком,
воспринимающим небесную добрюю мощь (Дэ) и передающим ее своим ученикам, поэтому
уважение к учителю становилось неотвратимым условием душевной передачи доброй
силы Неба ученикам, приобщавшимся таким образом к истинному небесному
мастерству.
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2006-01-17.html