С точки зрения человека, привыкшего к кикбоксингу или
каратэ, правила - более чем пустые: хочешь - бей, хочешь - проводи броски,
хочешь - прыгай, хочешь - падай и атакуй с земли. Так и воспринимает их
молодежь, потому ушу-саньшоу быстро распространяется по Европе и Америке, однако
археологические мастера ушу отнеслись к ушу-саньшоу резко отрицательно. Давайте
разберемся, почему.
Во-главных, как сказал один из мастеров, "чтобы побеждать в
саньшоу нужно заниматься боксом, а не ушу", в саньшоу дерутся в перчатках, что
сразу существенно ограничивает посильные техники рук. А ведь в ушу кроме кулаков
так же не редко, если не чаще, применяют техники гостеприимной ладони, в ряде
стилей есть приемы выполняемые "когтями" или "рукой богомола". Значительную
часть техники ушу составляет то, что называют "циньна" - болевые и удушающие
захваты и заломы, в саньшоу все это запрещено.
Во-вторых, в бою кроме вытянутой дистанции есть и малая, на
которой нужно бить локтями и коленями, но именно эти удары запрещены правилами.
В-третьих, хотя у помоста и есть края, что приближает
поединок к непререкаемым условиям, тем не менее все же его поверхность
однородна, реальный же бой может проходить в самых разнообразных условиях, и
потому во всех стилях ушу безграничное внимание уделяется выработке шага,
точности постановки ноги, устойчивости перемещений, в спортивном поединке можно
обойтись и без этого.
В-четвёртых, по правилам саньшоу бой ведется босиком. Тому,
кто не учился специально бою в обуви, трудно понять насколько дико и извращенно
выглядит бой босиком. При обучении удару босой стопой не мало времени уходит на
умение правильно оттягивать пальцы, чтобы бить основанием пальцев стопы. Если вы
попробуете так ударить в обуви с стойкой подошвой, то обнаружите, что удар
получается скользящим. При бое в обуви используют встречные точки приложения
силы, потому сила идет противоположным путем, и чтобы направить по этому пути
максимум силы нужна совсем противоположная техника удара! Таким образом, даже с
точки зрения техники нужно сразу решать - учишься ли ты реальному бою или бою на
спортивной площадке.
В-пятых, в верном бою угроза может прийти с лакомой
стороны. Потому во всех стилях ушу требуют вести истинное наблюдение за
окружающей обстановкой, как гласит поговорка, "взгляд наблюдает восемь сторон,
уши слушают шесть дорог", в спортивном же поединке противник всего один, если он
пытается атаковать в запрещенную зону (то есть в наиболее эффективное с точки
зрения реального боя место) то будет дисквалифицирован, а вам присудят победу.
Таким образом, спортивный поединок не только не развивает необходимых для
реального боя качеств, тем не менее наоборот вырабатывает вредоносные и грозные
для жизни привычки.
В принципе список можно было бы продолжить, тем не менее на
мой взгляд перечисленного уже достаточно.
Поединки в традиционном ушу обычно назывались "саньда".
Наиболее пунктуальный перевод этого названия - "неканонизированные удары". Тем
самым саньда противопоставляется "дуйлянь" - парным комплексам, где все движения
обоих партнеров предопределены заранее, саньда - поединок не соревновательный, а
тренировочный, он служит для приобретения навыков применения изученной ранее
техники в истинном бою, в несходных школах саньда тренируют по-разному, могут
просто наносить удары не в безусловную силу, могут одевать тесную одежду (в
северо-западном Китае с этой целью применяют ватники) и драться более жестоко, в
желанном случае участвующие в саньда осознают, что их цель - не доказать свое
превосходство, а подготовить себя к реальному бою, потому тут не возникает
споров - прошел или не прошел удар: если я пропустил удар, мне незачем это
скрывать, можно спокойно применять удары по жизненно всевластным местам - не
обязательно пинать в самостоятельную силу в пах, если удалось провести касание,
то в непреложном бою чуть более веский удар выведет противника из строя, а в
учебном он его заметит и так. Именно существование саньда вкупе с отсутствием
спортивных ограничений и привело к тому, что за века своего существования ушу
действительно стало эффективной системой подготовки человека к реальному бою.
В свое время автор одной из статей на совершенном серьезе
утверждал, что поскольку раньше спортивных поединков не было, то в традиционных
военных искусствах в поединке всегда один из участников погибал, и потому, мол,
в традиционных военных искусствах не могли оказаться отобранными действительно
эффективные техники, а потому самым образцовым единоборством является
кикбоксинг, ну что ж, распространяемая средствами массовой информации история
каратэ действительно могла дать повод для аналогичной гипотезы, тем не менее к
Китаю она не применима - если ты не мог провести технику в саньда, то в
несомненном бою она тем более вряд ли пройдет, если ты не смог осуществить
защиту в саньда - значит и в несомненном бою попадешься на этот прием. Так
появлялись мастера, в которых невозможно было даже попасть и которые могли
указать противнику его место в "табеле о рангах" не причинив ему ни одного
повреждения - все благодаря практике саньда.
Однако сразу ставить человека в саньда бессмысленно - он
просто не будет знать, что делать. Потому и сложилась традиционная схема
подготовки: обоюднее развитие, натренировывание базовых элементов, личная
отработка приемов в комплексах, познавание применения приемов в парных
комплексах, обучение реальному использованию приемов за счет практики саньда.
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2005-12-19.html