Определить, что такое Ушу, довольно сложно. Если на Западе
Ушу воспринимается либо как боевое искусство, либо как спорт или оздоровительная
гимнастика, то для Китая это нечто большее. В разные периоды истории к Ушу
относили методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативную и духовную
практику, народные праздничные ритуалы, цирковые представления и танцы в
подражание животным, даже дыхательную гимнастику. Но самое главное, во все
времена Ушу воспринималось как "чудесное и утонченное", как "сокровенное
искусство" (мяо и сюань шу). Оно реализовывалось в "одухотворенном ударе" (шэнь
цюань), даровало истинное мастерство" (чжэнь гунфу), "благую мощь" (дэ).
Несложно заметить, что все это как бы некий священный "от Неба данный характер"
Ушу. Не случайно сегодня в традиционных школах о занятиях боевыми искусствами
говорят: "упражняться в достижении мастерства" (лянь гун), в противоположность
спортивным секциям, где просто "тренируются". Все это лишь подтверждает связь
традиции Ушу с духовными и религиозными системами.
Ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех
боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо,
айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао.
Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как бы
"праформу" японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских
боевых систем. Правда, не все сегодня громко заявляют об этом. Но факт остается
фактом - даже в таком чисто японском виде боевых искусств, как каратэ, в первое
время названия приемов и комплексов были заимствованы из Китая.
Если японские боевые искусств распространялись в мире по
"официальной" линии, и росту их популярности до сих пор способствует продуманная
государственная политика, то китайское Ушу проникало в другие страны прежде
всего через общины китайцев - эмигрантов. Именно от них Запад узнал о китайском
Ушу. Поскольку зарубежные китайцы происходили, в основном, с Юга Китая, а многие
были к тому же членами тайных обществ, то для обозначения боевых искусств стал
применяться термин, распространенный в этой среде и являющийся синонимом ушу, -
гунфу. Вследствие особенностей транскрипции его звучание несколько исказилось, и
мир узнал о боевом искусстве кунфу. Сначала на Западе кунфу преподавали в
основном китайцы, чуть позже к ним присоединились и европейцы. Долгое время
такое преподавание носило довольно бессистемный характер, а под кунфу
подразумевались не столько собственно китайские боевые искусства, сколько все те
способы боя и оздоровления, которые не попадали под четкую систему каратэ.
Естественно, не обошлось без создания новых "стилей" и "школ". Большинство из
них представляло собой откровенные подделки под восточную экзотику, но некоторые
оказались весьма удачными изобретениями, хотя и мало соприкасающимися с
китайской традицией. Например система боя, созданная Брюсом Ли считается кунфу.
О китайских боевых искусствах заговорили еще в 60-х гг.
XX-го века, но настоящий бум наступил приблизительно с начала 70-х гг., когда
стало стремительно расти число залов для занятия кунфу.
Сначала кунфу воспринималось лишь как антитеза или
дополнение к каратэ - "еще лучше", как писали о нем западные журналы типа "Inside
Kungfu" и "Karate". Интересно, что долгое время Запад вообще не знал, как
называются китайские боевые искусства, поэтому появилось название "китайский
бокс", а известный популяризатор боевых искусств, Эд Паркер вообще писал о
китайском карате.
Ситуация заметным образом изменилась в конце 70-х. Именно
тогда стали выходить первые, пусть недостаточно профессиональные, но
познавательные работы по истории и духовной традиции Ушу, потеснившие бульварную
литературу о "смертельных касаниях и энергетических ударах". Так постепенно
становилось ясно, что Ушу - явление более высокого порядка, нежели просто боевая
практика.
Параллельно с этим власти КНР активизировали начатую еще в
50-х гг. пропаганду спортивного направления Ушу, созданного в результате
упрощения традиционной практики. С одной стороны это переводило Ушу в область
спорта, с другой должно было противостоять тем международным организациям,
которые проповедовали традиционные ценности Ушу. Оно оказалось разделенным на
"традиционное" и "современное". В ряде стран возникло даже лобби, толкующее Ушу
исключительно как вид физкультуры," пропагандирующее современные гимнастические
комплексы. Пик этого движения пришелся на начало 90-х гг., однако затем начался
резкий спад. Большого успеха это направление не приобрело, поскольку, с одной
стороны, было ориентировано в основном на молодых и хорошо подготовленных
спортсменов, а с другой игнорировало духовные аспекты Ушу.
В начале 80-х гг. популярность кунфу докатилась и до СССР.
Изначально это выразилось в создании нескольких стилей, не имеющих ни аналогов в
Китае, ни непосредственного отношения к Ушу. В частности, тогда родились стили
чой, шоудао и ряд других.
С 1986 г. началась пропаганда спортивно-физкультурного
направления Ушу. Большое количество поклонников завоевал чаньцюань "Длинный
кулак" - молодой гимнастический стиль, созданный в 50-х гг. нашего столетия. Во
многом это объяснялось тем, что первые энтузиасты боевых искусств ушу из-за
недостатка информации не очень точно представляли себе, что же такое Ушу. Вскоре
осознали, что "гимнастика ушу" связана, скорее, не с боевым искусством, а со
спортивной гимнастикой и не дает ответов на многие вопросы, волнующие
энтузиастов Ушу. Наиболее привлекательными становятся те стили, история которых
насчитывает несколько столетий: шаолиньцюань, синъицюань, тунбэйцюань, чоцзяо и
др.
http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=6&id=1903