Нередко приходится слышать тезис о чисто
спортивно-гимнастической или оздоровительной направленности ушу, о его
несостоятельности как боевой системы. В свое время даже были популярны циклы
публикаций в рубрике "Ушу - гимнастика для всех". Попробуем разобраться,
насколько оправданы подобные утверждения. Для этого в очередной раз обратимся к
истории возникновения и развития ушу.
Ушу издревле имело тесную связь с обрядовыми и ритуальными
играми и танцами. Уже в VI-III вв. до н.э. существовали праздничные ритуальные
танцы - чиюси (игры чию), которые дали начало борьбе цзюэди (китайский прообраз
японской национальной борьбы сумо). Во многих ранних произведениях китайской
классики термины "танец" и "бой" как созвучные в устной речи оказываются
взаимозаменяемыми (записываются различными иероглифами, но читаются одинаково -
"у"). Со временем боевые танцы "уу" выделились в отдельный вид искусства и в
III-IV в. даже были одним из основных методов армейской тренировки. В конце XIII
века с приходом к власти монгольской династии Юань из-за преследований со
стороны официальных властей большинство мастеров кулачного боя и
профессиональных воинов были вынуждены зарабатывать на жизнь участием в
представлениях театральных трупп.
Что способствовало бурному развитию и возникновению канона
традиционной китайской драмы, включавшей в себя театрализованные боевые
представления - уси. В это же время начинается работа по кодификации приемов боя
и уже к XV-XVI веку в китайских боевых искусствах прочно закрепляется практика
отработки нормативных форм тао, как основного средства тренировки, позволяющего
индивидуально, без помощи партнера отрабатывать боевые приемы (зачастую
небезопасные при парной отработке). В то же время это помогает скрыть от
посторонних глаз истинные секреты боевых техник. С другой стороны, тесная связь
ушу, в частности так называемых школ "внутреннего направления" -Нэйцзя, с
традиционной философией и медитацией, позволила уже в XIX веке некотором
мастерам (в особенности в Тайцзицюань - "кулаке Великого Предела") выделить как
самостоятельный и самоценный оздоровительный аспект ушу. В 1953 г. официальные
власти Китайской республики предпринимают ряд действий, направленных на
реформирование ушу, с целью поставить достижения мастеров боевых искусств на
службу новому правительству.
В частности, в речи председателя спорткомитета КНР, члена
центрального народного правительства Хэ Луна, высказывался тезис о "возвращении
присущей ушу оздоровительной формы" и необходимости его реформирования таким
образом, чтобы "было легким для усвоения и эффективным для укрепления здоровья".
Для этого была проведена огромная работа по систематизации и классификации
традиционных методик. Но из-за наложения официального запрета на пропаганду и
развитие боевых аспектов ушу вне специализированных государственных структур
было утеряно немало ценного из наследия мастеров боевых искусств. Только в 1982
году возобновилась работа по развитию боевых практик ушу. Состоялись I
всекитайские соревнования по саньда (боевому разделу ушу).
Современное ушу - сложное и неоднородное явление китайской
культуры, содержащее и спортивно-гимнастический (развиваемый в рамках тао-лу, и
боевой (саньда, саньшоу, и оздоровительный (Тайцзицюань, цигун), и
театрально-цирковой аспекты. Ушу нельзя ограничивать только каким-то одним из
перечисленных направлений. Так комплексы формальных упражнений ушу гао или
тао-лу) состоят не только из боевых приемов и движений (представленных в слегка
облагороженном, кодифицированном виде), но и элементов акробатики, традиционной
драмы, составлены с учетом требований хореографии и должны отвечать, помимо
прочего, высоким эстетическим запросам. Постороннему наблюдателю, не
посвященному в секреты ушу, многие его движения кажутся лишенными всякого
смысла. Он сосредотачивает внимание на сугубо прикладных характеристиках
приемов, забывая, что тао является самостоятельной и всесторонней формой
тренировки. Оно призвано продемонстрировать разностороннюю физическую и
техническую подготовленность спортсмена. И, главное, не следует забывать, что
сам термин "ушу" ("боевое искусство"! совмещает два. казалось бы,
антагонистических понятия и одновременно исключает всякие инсинуации по поводу
оторванности ушу от многочисленного семейства восточных единоборств.
http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=6&id=4178