ОБИТЕЛЬ ОТВАЖНЫХ ВОИНОВ
В Китае говорят: "Овладев хотя бы одним из шаолиньских
сокровищ, вы научитесь искусству более ценному, чем умение превращать камень в
чистое золото".
В 527 году н.э. великий индийский монах Бодхидхарма прибыл
в Шаолиньский монастырь, чтобы проповедовать буддизм. В то время физическое
здоровье монахов, проводивших долгие часы в медитационных позах, не отличалось
особой крепостью. И для того, чтобы помочь им расслаблять мышцы, Бодхидхарма
научил их комплексу физических упражнений, известному как «Восемнадцать ладоней
Лохань», и комплексу внутренних упражнений «Мышечные метаморфозы». Впоследствии
первый комплекс трансформировался в шаолиньское кунг-фу, а второй – в
шаолиньский цигун.
Мастер сидит очень прямо, и я тоже, опомнившись, выпрямляю
спину, ставлю ноги параллельно друг другу и перестаю бессознательно задерживать
дыхание. Вообще поза «нога на ногу» чрезвычайно вредна – она нарушает жизненно
важный поток Ци. А стоит в течение нескольких месяцев последить за правильным
положением ног, как в жизни начинают происходить благоприятные изменения. «Не
принимайте ничего на веру, – говорят шаолиньские монахи, – убедитесь на своем
опыте!»
ФАНЬ ЧЖАНЬ
Или «Десятифутовый квадрат». Так издревле называется келья
Настоятеля. Объясняется это тем, что Настоятелю уделялось гораздо больше места
для отдыха, чем простым монахам, которые спали на циновках размером 5 на 2 фута
(приблизительно 1,5 на 0,6 метров). Таким образом, буддийский монах спал на
боку, согнув ноги в коленях. Одна рука служила подушкой, другая покоилась на
бедре. В Шаолиньском монастыре даже появилось выражение «спать в позе лучника».
Именно в такой позе изваяны многие статуи отдыхающего Будды.
(MC): – Как рано начинается день в монастыре?
(ШЯ): – В пять часов утра. «В году самое хорошее время –
весна, а в сутках – утро.» Поэтому в Древнем Китае занятия по кунг-фу начинались
еще раньше, в 4 часа. В столь ранний час возможность быть увиденными лазутчиками
противника была крайне мала.
(MC): – Сколько часов в день монахи посвящают занятиям
кунг-фу?
(ШЯ): – Это зависит от конкретного человека, его уровня
знаний и способностей. В течение дня мы изучаем общеобразовательные науки,
непременно китайский язык и один иностранный. Четыре часа в день – занятия с
мастером кунг-фу. Все монахи, независимо от возраста и уровня подготовки,
занимаются вместе. Здесь все едины.
(MC): – У вас есть градация по поясам?
(ШЯ): – Любой элемент соревновательности в монастыре
отсутствует. Пояс мы используем по его прямому назначению – как элемент одежды.
Обычно он черного цвета. И носят его как мастера, так и ученики. Мы не выделяем
первых, вторых, третьих. У нас есть Настоятель Шаолиня, которому мы все
подчиняемся, и монахи.
(MC): – В китайских фильмах часто показывают, как мастер
кунг-фу остается невредимым в единоборстве с многочисленными вооруженными
противниками. Известно, что древние шаолиньские мастера умели бегать с
умопомрачительной скоростью, почти мгновенно перемещаться на огромные расстояния
и совершать прыжки на недоступную обычному человеку высоту. Это придуманные
факты?
(ШЯ): – Я бы сказал, преувеличенные. Реально существуют
две методики искусства легкости и ловкости – «Цветок сливы» и «Плутание по
лесу», благодаря которым действительно можно стать неуязвимым. Тренировки
представляют собой выполнение приемов кунг-фу сначала на пяти нарисованных на
земле кругах в виде цветка сливы, а по мере приобретения навыков – на пяти
столбах высотой в 210 см, и перемещение между ними, не касаясь их. Увеличение
скорости и времени тренировки дают необходимый результат.
(MC): – В чем заключается главный секрет овладения
приемами кунг-фу?
(ШЯ): – В Шаолине говорят, что если одно упражнение
повторять сто раз, то движение будет легким, приятным и радостным. Задача
состоит не в том, чтобы выучить как можно больше приемов, но в постоянном
повторении одних и тех же до тех пор, пока их исполнение не станет совершенным с
точки зрения формы, силы и скорости. Существует история о бойце, прозванном
«Быстрый кулак», который ограничивался одним прямым ударом кулака для одержания
полной победы. Если бы он пытался отразить несколько ударов противника, то
непременно был бы повержен. Поэтому он и не предпринимал тщетных попыток, а
наносил свой коронный удар с опережением.
(MC): – Шаолиньские монахи никогда не были воинственны,
хотя владели уникальной боевой техникой. Почему?
(ШЯ): – Кунг-фу имеет религиозную основу. Изучая его,
человек не развивает в себе агрессию, но успокаивает ее, становится очень
миролюбивым и сострадательным. Например, согласно шаолиньской традиции, нужно
сделать все возможное для того, чтобы избежать поединка со смертельным исходом.
Известно немало случаев, когда специалисты по кунг-фу бросали вызов монахам, и
те просто уклонялись от смертельной схватки:
– Сифу (учитель), мы искренне верим в то, что у нас есть
все шансы победить.
– Именно поэтому вы и должны остановиться. Лучше бы вы
потерпели поражение, и на этом бы все закончилось. Если вы победите, этому не
будет конца.
– Но мы ведь должны защитить нашу честь.
– Если наши действия приносят вред другим, мы
воздерживаемся от таких поступков.
– Но ведь нас публично обвинили в обмане.
– Вы действительно кого-то обманули?
– Конечно же, нет!
– В таком случае ни о какой защите собственной чести не
может идти речи. Обвинение ложно, и оправдания не нужны. А то, что ты называешь
«честь», есть не что иное как уязвленное самолюбие.
http://aikido.kombats.ru/index.php?mod=text&type=practica&id=1166710228&uses=a8727f844079d7054d06ffad330da941