"Неделя" побывала в московских школах капоэйры: боевого
искусства, в котором нет слова "драться"
Наталия Киеня.
Капоэйра это не секта и не танец. Это боевое искусство.
Оно возникло среди африканских рабов, которых португальцы привозили на свои
плантации в колониальной Бразилии. Сейчас школы капоэйры открыты по всему миру.
Как выглядит эта смертоносная бразильская игра и где можно этому научиться?
Подробности выясняла корреспондент "Недели" Наталия Киеня.
Не драка, а игра
Капоэристы никогда не говорят: "Пойдем драться". Говорят:
"Пойдем играть". Слов "поединок" и "борьба" в капоэйре нет. Ее основателям
приходилось скрывать то, что их движения опасны. Для надсмотрщиков она выглядела
танцем. Никто не должен был знать, что безобидные танцоры могут легко свернуть
кому-нибудь шею ногами, стоя на руках.
Впервые я увидела капоэйру душным летним вечером в центре
Москвы. У края площади стояла плотная толпа. В центре ее явно было пусто: время
от времени там вздымались чьи-нибудь босые пятки и виднелись концы длинных
согнутых палок со струнами — музыкальных инструментов. Я стала протискиваться
внутрь. Нет, эти люди определенно не были просто зрителями. Потные и радостные,
они хлопали в ладоши и хором пели на португальском.
В центре круга были юноша и девушка в свободных белых
матросских штанах с толстыми разноцветными веревками вместо поясов. То, что
делали эти двое, напоминало танец двух тропических хищников. Широкие взмахи ног,
стойки на руках, мягкое перетекание внизу. Они играли близко, но не старались
ударить сильно и намеренно. Только касались друг друга кончиками ступней и
внимательно следили за каждым движением соперника.
Тут ко мне протиснулся еще один человек в белых штанах.
"Можешь подержать видеокамеру?" "Это и есть капоэйра? — спрашиваю. — Как
называется школа?" "Капоэйра. Это общая рода, — улыбнулся парень, — столько
народу сразу ты ни в одной московской школе не увидишь".
"А что такое рода?" "Да вот это все, — он обвел рукой круг,
— рода".
Как достичь бразильской нирваны
Меня усадили перед музыкантами, около высокого барабана на
коротких деревянных ногах — атабака. Слева были беримбао: те самые длинные
согнутые палки со струной, которые видны были издалека.
Беримбао выглядят диковато и на первый взгляд больше
напоминают первобытное оружие: тетива (струна), пустая высушенная тыква
(резонатор) на нижнем конце. Инструмент держат вертикально, струной наружу:
прижимают к плечу и поддерживают левой ладонью. Вместо медиатора струну трогают
плоским камушком или большой монетой, которые тоже нужно удерживать в пальцах
левой руки. В правую руку берут палочку и ударяют ею по струне. Чтобы
акцентировать ритм, на пальцы вешают кашиши — маленькую закрытую корзиночку с
крупными семенами.
Кроме атабака и беримбао, у музыкантов был большой кожаный
бубен и очень много разной звенящей и стрекочущей перкуссии. Звук от всего этого
вместе с пением и звонкими хлопками ладоней был таким мощным, что резонировал
где-то в грудной клетке.
В капоэйре для этого чувства есть слово: аше. Аше — прилив
сил и радость, которые ты переживаешь в роде, "энергия внутри". Сидя на теплом
асфальте с камерой в руках, я вдруг обнаружила, что тихонько подвываю в такт
песням на португальском и смотрю — неотрывно и завистливо — на отточенные
движения играющих.
Неправильная капоэйра?
Рода закончилась, я отдала разрядившуюся камеру худым,
счастливым и очень усталым людям. Они ушли шумной, разгоряченной толпой, шлепая
босыми пятками по каменным плитам.
Капоэйру часто играют босиком: пальцы ног цепляются за пол
чутко, как вторые руки. Белый цвет одежды — дань традиции (символ чистоты), крой
— необходимость. По-другому двигаться неудобно. Веревка на штанах — кордао, и у
каждой школы система цветов для нее своя: от бесцветного или зеленого для
новичков до снежно-белого для местре.
Капоэристы во всем используют португальские слова: ни
английских, ни русских названий у этих вещей и движений просто нет. На уроке
тренер медленно диктует: "Джинга. Армада. В ответ на армаду ау. Джинга... А где
кашиши? Кто видел мои кашиши?"
Если нет музыки, в зале слышно лишь тяжелое дыхание.
Капоэйра — непрерывное движение и много акробатики. Статичных стоек вообще нет.
После первого занятия не болят только ногти, волосы и пятки: потому что там нет
мышц. С пятками, правда, другая беда: мозоли. Многие мастера и ученики
тренируются в обуви, ведь на уличной роде, на асфальте или земле, не всегда
можно играть босиком.
Через полчаса тренировки мы мокрые как мыши. Тренер
меланхолично играет на беримбао. Одна из учениц поворачивается с лукавой
улыбкой: "Видишь, что с окнами творится? Все запотело. Так всегда. Все вымокшие,
но всем нравится".
Разные школы между собой не дружат. Капоэйра делится на 2
основных направления: традиционная (традиционал и ангола-капоэйра) и современная
(режиональ и контемпораниа). Представители каждого считают, что у другого
капоэйра неправильная. Друг от друга стили и правда очень отличаются.
Традиционал — это близкая игра, много касаний, ударов и нижней акробатики.
Режиональ и контемпораниа — динамичные, изящные и зрелищные. Но не такие
функциональные.
Где учат капоэйре в Москве
АБАДА (www.abadacapoeira.ru) — часть Бразильской спортивной
ассоциации. Здесь учат контемпораниа. В московской школе занятия проходят каждый
вечер, кроме воскресенья. Заниматься можно один, два или три раза в неделю,
абонемент на месяц стоит около 1700 р.
В Аше Капоэйра (www.axecapoeira.ru) помимо капоэйры
(контемпораниа) учат самбе и португальскому языку. Здесь есть детская группа. В
других школах иногда ругают учеников Аше за пафос, называя их "эти акробаты из
Аше". Абонемент на месяц (12 занятий) — 2000 р. Начинающая группа занимается по
средам и пятницам в 7 вечера, а в воскресенье школа собирается на общую роду.
ИНБИ (www.capoeira.ru) — международный этнический клуб.
Кроме капоэйры есть курсы фламенко, танго, ацтекских танцев, индийского массажа,
кельтской и даосской алхимии и мистических учений. В ИНБИ 2 группы новичков:
Пн-Ср-Сб и Ср-Пт-Сб. Субботнее занятие — общая рода. Есть группа для детей.
Занятия с инструктором из Сальвадора — 3500 р., с инструктором из России — 2333
р.
В школе Arte de Gingar (www.so-capoeira.ru) играют
традиционную капоэйру — вечером по средам и понедельникам и днем в субботу и в
воскресенье. Месячный абонемент на 3 раза в неделю стоит 1800 р. Много
акробатики и растяжки. Длинные тренировки: от 2 до 4 часов.
В "Ангола-Капоэйра" (capoeira-angola.ru) один урок стоит
100 р., первые пять уроков — бесплатно, чтобы можно было понять, подходит ли
стиль. Ангольская игра — медленная, хитрая. Играющие перетекают и стелются, как
животные из дельты Амазонки. В капоэристской среде их ласково называют
"ползучими" — за то, что они почти все время находятся внизу.
Имейте в виду!
Есть также несколько школ, которые успели обзавестись
дурной славой. Капоэристы говорят, что в клубе каскадеров "Барс" "под видом
капоэйры обучают хорошему тайскому боксу", а мастера из школ Федерации капоэйры
могут "откровенно побить соперника совсем некапоэристскими приемами".
Чем капоэйра отличается от дзюдо
В отличие, скажем, от дзюдо, в капоэйре никто никого не
хватает за волосы, не душит и не тащит. Самое главное здесь — не побить и
навалиться, а сохранить темп и рисунок игры.
Капоэристы используют руки для защиты корпуса и головы,
акробатики и увеличения маховой силы ударов ног. Существует мнение, что техника
капоэйры стала такой, потому что руки у невольников были скованы и длины цепей
не хватало, чтоб размахнуться и бить. Если противник выше уровнем и играет с
тобой корректно, твой удар ладонью наотмашь (galo pante) будет означать, что ты
вызываешь его на схватку и с тобой можно не церемониться.
В капоэйре много обманных движений и обманной мимики.
Хитрые уловки (malicia) — часть игры. Правда, если во время роды ты накинулся на
соперника с кулаками, это будет не хитрость, а грубое нарушение правил.
Схватить и бросить противника через бедро в капоэйре можно,
но по сравнению с приверженцами восточных боевых искусств капоэристы находятся
дальше друг от друга. Достаточно далеко, чтобы при ударе пяткой не свернуть
сопернику челюсть, но и достаточно близко, чтобы ступней подцепить за щиколотку
его опорную ногу и превратить атаку в падение.
Помимо ударов ногами можно, опираясь на руки, сделать
плавное движение назад, захватить обе его ноги своими ногами и повалить на пол
(tesora). Аналогичный прием есть, кстати, в дзюдо и самбо.
А можно толкнуть зазевавшегося противника головой в грудь
или живот и вытеснить за пределы роды. Но в капоэйра-контемпораниа такое
маловероятно: там играют на большом расстоянии.
http://www.izvestia.ru/sport/article3099426/