Мастер Жуау Гранди более сорока лет посвятил капоэйре
Ангола и Бразилии. Он много путешествовал и обучал капоэйре в Африке, Европе и
Северной Америке. Так же как и его учитель, он преподает капоэйру в соответствии
с древними традициями и имеет большое количество учеников по всему миру.
Мастер Вальдемар (Waldemar) – современник мастера Бимбы. Он
получил известность как постоянный организатор роды в окрестностях Либердаджи и
как превосходный изготовитель беримбау. Он принимал активное участие в
большинстве мероприятий, связанных с капоэйрой, на которых делился своим опытом
в виде лекций и рассказывал старые истории. Об падающий большим опытом и
знаниями, Валдемар часто подшучивал над молодыми учениками, которые ещё не
постигли сути капоэйры, но уже спешили понять ее древние секреты. Мастер же
предпочитал, чтобы они сами достигали этого посредством совершенствования своей
техники.
" ... А глупость лечит время и постоянная практика".
Поколение, следующее за мастером Бимбой и мастером Паштиньей, обогатило историю
капоэйры новыми именами. Кобринья Вердэ, Жуау Гранди, Жуау Пекену, Кайсара,
Канжикинья, Мураес и другие были, без сомнения, хорошими капоэйристами.
Однако при жизни таких именитых мастеров как Бимба и
Паштинья, эти молодые капоэйристы не могли обрести широкого признания. Слишком
велико было влияние гранд мастеров на появление новых тенденций в капоэйре.
Сегодня эти мастера в зрелом возрасте. Они имеют более благоприятные условия для
самовыражения и общественного признания, вполне реальную возможность влияния на
установившийся в современной капоэйре порядок вещей. Конечно, каждый из них
привносит в капоэйру нечто личностное и, возможно, нарушает древние традиции.
Однако этот процесс уже невозможно остановить, как не остановить ход времени.
Многие из мастеров капойэры покинули Баивд чтобы преподавать где-нибудь еще,
например, в Сан-Паулу, Рио де Жанейро или Ва шингтоне, Берлине и Сиднее. Сейчас
новые мастера могут развивать свои собственные идеи без оглядки на
установившиеся догмы. Например, капоэйру всегда считали сугубо мух ским делом, а
в некоторых местах женщинам н разрешалось даже приближаться к практикую щим. Тем
не менее, были исключения. Есть очень немного исторических упоминаний о
женщинах-капоэйристках. Например, о Марии Дозе Оменс, а также о группе из шести
женщин, которую Мастер Бимба готовил международному фестивалю в середине 60-х
годов. Хотя, невзирая на слова Мастера Паштиньи о том, что "капоэйра — это
искусство для мужчин, детей и женщин, - для всех кто может и хочет учиться",
лишь в течение последних нескольких десятков лет бразильские женины начали
учиться капоэйре. Потребовалось немало времени, прежде чем приверженцы
традиционной капоэйры поняли, что нет никаких препятствий, кроме
социально-культурной установки, на пути к тому, чтобы женщины тренировались и
становились хорошими капоэйристами.
Политика и взгляды новых учителей привели к широкому
распространению капоэйры за пределами баии. Суасуна, Бразилиа, Валдемар
Анголейру, Паулу Лимау, Жуел, Паулу Гомеш - это основные имена уроженцев Баии и
учеников других мастеров, обучавшихся там. Современную капоэйру характеризует
большая работа, проделанная по организации практики капоэйры как единого
искусства. Сейчас мы можем найти колоссальное количество школ не только в
Бразилии; при наличии поисковых систем Интернета сегодня достаточно набрать одно
лишь слово "капоэйра", чтобы окунуться в мировое пространство этого искусства.
В связи с появлением большого количества мастеров и
связанных с ними традиций в капоэйре, возникла необходимость в упорядочении и
систематизации капоэйры. Одна из первых попыток была сделана Сенной, бывшим
учеником мастера Бимбы. После разногласий с мастером Сенна основал собственную
ассоциацию "Сеннавох". Он усердно работал над тем, чтобы капоэйра была признана
в качестве национального вида спорта и сыграл большую роль в привлечении
внимания капоэйристов к этому вопросу. Он одним из первых предложил ввести в
капоэйре систему квалификации и пояса, взяв за основу цвета бразильского флага и
флага Баии. Конечно, не обошлось и без бурной критики в его адрес со стороны
старых мастеров. Но всё же такое действие заставило многих капоэйристов
сконцентрироваться на этом вопросе, что позволило им впоследствии получить
определенный социальный статус.
Другим последователем идеи структуризации капоэйры был
Ферсен Брага, действующий под патронажем ВВС Бразилии. В 1 968 году он поставил
, перед собой практически невозможную задачу: собрать вместе более пятидесяти
мастеров и инструкторов. В конце концов, ему удалось договориться об организации
этой встречи с именитыми мастерами, «ногим из которых пришлось на некоторое
время забыть о своей жесткой позиции и попытаться найти общий язык для общего
дела. Во время этой встречиювым поколениями мастеров — проблема времени и
развития. Было бы ошибкой придать одинаковый статус новичкам и старым мастерам.
«После нескольких дней работы терпение мастера Бимбы подошло к концу, так как
ему приходилось выслушивать предложения новоявленных мастеров, зачастую наивные
и неуместные. Однажды поздно ночью, после жестоких дискуссий, один из
«самопровозглашенных» мастеров продемонстрировал новое движение, которое назвал
«эу иа» («я могу идти»). Когда он представил собравшимся странную атаку с этим
именем, мастер Бимба резко подскочил и спросил: «Как называется твое движение
сынок?». Молодой капоэйрист ответил: «Ямогу идти, мастер». «Ну хорошо, ты можешь
идти когда угодно… но я ухожу сейчас!» - и тут же покинул собрании. Больше он не
возвращался».
Эта встреча, как и последущие конференции, собрания,
симпоузиумы, не привела к желанному результату. Несмотря на всестарания,
капоэйру не удалось втиснуть в определённые рамки. Более того, существования
различных направлений капоэйры, таких как Режионал, Ангола, Сензала(senzala),
Атуал(фегфд), Контемпорания(contemporanea) и других, вообще ставило под сомнение
возможность каких-лио договоренностей, так как эти школы отличались в первую
очередь своей идеологией. Ну а постоянные конфликты еще больше усугубляли это
положение. Вплодь до 1972 года жарким спорам не было конца и края. Причем споры
эти происходили по самым мелочным вопросам- от цвета значка до названий тех или
иных движений.
Тем менее, 26 декабря 1972 года под эгидой Бразильской
Конфедерации кулачного боя правительство Бразилии признало капоэйру в качестве
официального вида спорта и одобрило ее первые официальные правила под названием
«Технические правила капоэйры». Конфедерация, объединяющая все виды спорта
Бразилии, которые не имели собственной лиги, назначила Дамианора де Мендосу в
качестве советника покапоэре. Он провёл большую работу по включению в «Правила»
разных идей, включая предложения Ангелу Деканиу из школы Мастера Бимбы. Правила
были несовершенны но они, по крайней мере, устанавливали нормы, определения,
установления, кодекс поведения, признанные движения и грацию уровней учеников.
Уровни устанавливались посредством поясов – кордау(cordao), имеющих зелёный,
желтый, синий и белый цвета бразильского флага. Кордау, или корда, представляет
собой верёвку, состоящую обычно из шерстяных жгутов длинной около полутора
метров, раскрашенных в разные цвета. Носится наподобие пояса под штрипками
штанов для обозначения уровня ученика. Для каждого уровня были установлены
физические и технические нормативы, а также степень знакомства с историей,
музыкой и ритуалами капоэйры. Однако «Правила так никогда не были полностью
приняты всеми капоэйристами из-за их нежеланий идти на компромисс или принимать
за базу что-то недоработанное.
http://jogador.org.ua/joga_plugins/content/content.php?content.6