Основанная в Рио-де-Жанейро группа Сензала существует уже
более 40 лет и является, пожалуй, самой известной группой капоэйры в мире,
благодаря многим прославленным мастерам и отработанной технике преподавания.
История группы Сензала начинается с 1960 года, когда три
брата - Пауло, Рафаэль и Гильберто Флорес, родом из Байи (город в Сальвадоре,
который считается родиной капоэйры) - переехали в Рио-де-Жанейро. Капоэйру они
начали изучать еще в Байе, под руководством двух самых известных мастеров -
местре Бимба и местре Паштинья. Капоэйра стала важной частью их жизни, и они
стали тренироваться регулярно. Пауло, познакомился с другими инструкторами
капоэйры и начал вести еженедельные учебные сессии на террасе их квартиры,
расположенной в Ларанжерас - районе Рио-де-Жанейро.
В 1964 году к ним присоединился первый из ныне известных
мастеров Фернандо К.К. Альбукерке, которому дали имя - Гато.
Гато подружился с Пауло Флоресом после его возвращения из
Байи, но он ничего не знал о его навыках капоэйры. Однажды ночью, на вечеринке,
началась драка, и Пауло оказался её участником. Его оппонент попытался нанести
ему прямой удар, но Пауло умело ушел от атаки, контратаковал и вырубил
противника. Увиденное настолько впечатлило Гато, что он стал просить Пауло
обучить его. Пауло возражал, что он не мастер, и даже не преподаватель: "- Я
только ученик, как я могу преподавать Вам?". После долгих настойчивых просьб,
Пауло согласились показать Гато несколько базовых элементов Капоэйры. Гато начал
обучаться с Пауло, его двумя братьями, и некоторыми другими ребятами в
Ларанжерас.
Они изучили некоторые базовые движения, затем еще немного,
затем пробовали использовать то, что только что изучили в роде. Местре Гато
вспоминает игры, которые он играл, как очень напряжённые и с большим количеством
контакта, что помогало быстро научиться эффективно защищаться.
Вскоре к группе присоединились новые участники: парень по
имени Клаудио Хосе Кейроса, пришедший со своими друзьями Peixinho и Itamar. Два
мальчика 8 лет из фавелы Санта-Марта, которые пришли, чтобы наблюдать и
обучаться, были названы Garrincha и Sorriso. Через некоторое время Гато привёл
своего младшего брата Gil Velho, чтобы он тоже мог принять участие в
тренировках. Группа росла. Среди людей, которые присоединились к группе, были
Mosquito, Borracha, Sanfona, Bigode, Jimmy, Williamn и Antero.
Гато начал общаться с другими игроками капоэйры в
Рио-де-Жанейро, такими как Местре Артур Эмидио, на тот момент главный местре
капоэйры в Рио-де-Жанейро. Он немного тренировался с учениками группы Синху и с
формадо (старшим учеником) академии Местре Бимбы по имени Гранде.
В 1965 состоялось публичное шоу под названием "Vem Camara"
проходившее в театре Jovem, район Ботафого, Рио-де-Жанейро. Шоу было
организовано Бира Алмейда, более известным под капоэристским именем Аккордеон,
легендой в мире капоэйры и одним из лучших учеников Местре Бимбы. Аккордеон
пригласил в свою группу таких выдающихся игроков капоэйры как Camisa Roxa, Sacy,
Cabeludo и молодого формадо Местре Бимбы по имени Preguica. Пауло и Рафаэль
Флорес, которые знали Аккордеона со времён их тренировок в академии местре Бимбы,
привели своих учеников посмотреть шоу. Все были впечатлены высоким уровнем
капоэйры. Позже Аккордеон посетил террасу в Ларанжерас и показал некоторые
движения молодой жаждущей знаний группе. Когда Аккордеон покидал Рио-де-Жанейро,
один из его учеников, формадо Preguica, решил остаться в Рио и присоединиться к
молодой группе.
В конце 1966 группу попросили покинуть жилой дом - соседи
не желали больше терпеть по субботним вечерам шум и гам, производимый группой.
Кроме того, игроки, отрабатывая bencaos, по-неосторожности сломали одну из стен.
Поиск нового помещения для группы требовал денег, которые
группа пробует заработать на представлениях и шоу. Наконец, они были в состоянии
арендовать помещение для группы, которая теперь состояла приблизительно из
пятнадцати основных членов и двадцати, обучающихся от случая к случаю. В 1966
группа переехала в Ларго де Мачадо.
В 1966 году, во время шоу в немецком клубе, группа впервые
представилась под именем "Сензала". Группа стала известной, и после переезда в
новое помещение к ним присоединились новые люди.
В конце 60-ых было очень немного соревнований, открытых для
капоэристов. В 1964 в Санта Терезе состоялся турнир под названием Berimbau de
Prata. Участие в нём приняли несколько групп. Местре Вальдо Сантана, глава
Академии Сантана, попросил, чтобы Пауло Флорес и Гато представляли их академию,
что они и сделали. На удивление, молодые капоэристы заняли третье место после
группы "Бонфим" и группы Местре Артура Эмидио. В 1967 при поддержке официальных
лиц было организовано другое соревнование групп капоэйры под названием Amigos do
Folclore, Berimbau de Ouro. Каждая группа-участник должна была провести
демонстрацию своей группы и представить пару капоэристов, играющих в течение
пяти минут. Демонстрации оценивались советом мастеров и специалистов по
фольклору, и работа пары имела важное значение. С помощью других капоэристов,
таких как Tabosa и Fritz из Бразилиа и друзей Клаудио Данадиньо, группа Сензала
приняла участие в соревнованиях. В этом турнире команда Гато и Preguica
победила. В следующем году они повторили победу, утвердив таким образом группу
Сензала. На третий год организаторы не допустили Гато и Preguica к
соревнованиям, мотивируя тем, что соревнование открыто только для учеников, а не
для мастеров. Гато и Preguica пытались возразить, что они лишь ученики, но
Ассоциация ответила, что на основе выступлений прошлых двух лет их признали
мастерами.
Поскольку Гато и Preguica не смогли принять участие в
Berimbau de Ouro, они начали готовить для выступления на турнире новую команду
от группы Сензала. Эта новая команда состояла из Mosquito и Barracha, которые
побеждали три года подряд. Новость об этом распространилась среди всех
капоэристов Бразилии. Многие люди приезжали, чтобы посмотреть, поучиться и
испытать эту новую группу.
В связи с возросшей репутацией группы и большим количеством
членов, они снова должны были переезжать в новое помещение. Один из учеников
группы предложил использовать большой сарай, расположенный на его частной
территории. Предложение было с радостью принято, и группа переехала в Cosme
Veiho. В течение 1968-1971 гг. многие мастера и ученики приезжали в Cosme Veiho.
Местре Гато вспоминает, что это было "место большой энергии".
Это место на долгие годы стало местом встреч, где
большинство представителей того поколения капоэристов субботними вечерами
принимали участие в известных родах. Это было место, где новые члены группы
получили свои красные шнуры и стали частью группы - такие как Байано Анзол,
формадо местре Бимбы; Луа, игрок уличной капоэйры из Сальвадора; Нестор Капоэйра
и Бермуда, получившие посвящение в капоэйру у местре Leopoldina, которые через
много лет покинули группу и последовали собственными путями.
В начале шестидесятых капоэйра всё ещё считалась весьма
неформальным искусством, плохо воспринимаемым обществом. Дети из престижных
районов в поисках капоэйры должны были идти в предместья, где в роде они должны
были показать себя, заслужить уважение, а после пойти "на пиво". Жесткий мир
капоэйры всегда отличался крепкой дружбой.
Первоначально тренировки в группе проходили согласно
методике местре Бимбы, но вскоре стало чувствоваться влияние Рио-де-Жанейро. К
этому времени группа была основной в Рио-де-Жанейро и одной из наиболее
известных в Бразилии.
В последующие годы группа росла, оказывая влияние на многие
другие группы в различных государствах. Двенадцать первых участников группы
пошли в разных направлениях и были признаны новыми местре. В начале
восьмидесятых капоэйра начала распространяться в США и Европе.
Местре Гато в 1968 году начал преподавать капоэйру в
Католическом Университете Рио-де-Жанейро и в Федеральном Университете
Рио-де-Жанейро в университетском городке Фундао. Другие мастера Сензала также
создали несколько школ и клубов. Мастера Сензала начали организовывать местные и
международные встречи, стараясь всегда приглашать опытных мастеров, чтобы они
передавали свой опыт участникам.
К середине 1980-ых группа начала терять единство из-за
отсутствия новых идей и роста числа участников. Осознав ситуацию, старшие члены
группы начали исправлять положение дел. В конце восьмидесятых группа Сензала
снова расширилась, стала одной из самых сильных и организованных в Бразилии, и
совместно с опытными мастерами других групп стала помогать развитию капоэйры в
мире. В 1987 мастера Garrincha, Peixinho, Toni Vargas и позже студент Клаудио
Арруда, провели 6 месяцев в Европе, принимая участие в семинарах и шоу, помогая
некоторым студентам Сензала, которые там преподавали капоэйру в течение
нескольких лет, таким как Клаудио Самара в Амстердаме и China в Париже. Они
помогли в организации первых European Capoeira Meetings в Амстердаме и в
Гамбурге.
Филиалы группы Сензала под руководством мастеров Peixinho,
Garrincha, Sorriso, Elias, Itamar, Ramos, Beto, Samara и Arruda находятся в США,
Португалии, Франции, Германии, Италии, Голландии, Дании, Сербии, Финляндии,
Украине.
На сегодняшний день красные шнуры мастера - высшая степень
в группе Senzala de Capoeira имеют Rafael Flores, Paulo Flores, Claudio
Danadinho, Gato, Peixinho, Itamar, Gil Velho, Garrincha, Sorriso, Toni Vargas,
Elias, Ramos, Amendoim, Feijao, Beto, Claudio Arruda и Claudio Samara.
http://www.senzala.com.ua/capoeira_senzala.php