Историческая справка. В 1500 Бразилия стала португальской
колонией. Для работы на плантациях в Бразилию начали ввозить рабов из Африки. Не
желая мириться со своей участью, невольники при первой же возможности бежали от
хозяев. В 1660 беглые рабы образовали в джунглях так называемую Пальмовую
республику, которая несколько десятилетий успешно отражала натиск португальской
армии. Именно к середине 17 в. относятся первые упоминания о боевом искусстве
черных невольников. По одной из версий, само название « капоэйра » произошло от
слова «капоэйрас», обозначающего разновидность джунглевых зарослей. Прообраз
капоэйры – боевые танцы, до сих пор распространенные среди племен, обитающих на
территории Мозамбика и Сенегала. Свои упражнения в боевом искусстве рабы
маскировали под танцы. Тренировки проходили под музыку и песни. Со стороны все
выглядело совершенно безобидно: невольники отдыхают после работы. До поры до
времени хозяева и не предполагали, что их «движимое имущество» владеет приемами
борьбы и замышляет что-то недоброе.
Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению
относительно происхождения капоэйры (некоторые историки полагают, что она была
завезена из Африки в практически готовом виде) и этимологии самого слова.
После отмены в 1888 рабства в Бразилии капоэйра
становится национальным видом спорта. В 1937 она получает официальное признание
со стороны Национальной конфедерации спорта: в городе Сальвадоре была
зарегистрирована первая школа капоэйры – Региональный центр физической
культуры – под руководством мастера Бимба (наст. имя Мануэль дос Рейс Мачадо,
1900–1974). Присутствующее в названии школы слово «regional» со временем стало
использоваться как название стиля, разработанного мастером Бимба. В 1941 мастер
Пастинья (Винсенте Феррейра Пастинья, 1889–1982) основал Спортивный центр
капоэйры ангола. Так было положено начало официальному развитию еще одного
стиля капоэйры – ангола. Мастера Бимба и Пастинья – две ключевые фигуры в
истории современной капоэйры .
С 1950-х годов проводятся официальные соревнования – как
среди любителей, так и профессионалов. Чемпионаты мира, согласно установившейся
традиции, проходят в Бразилии.
Капоэйра сегодня. Современная капоэйра в том виде, в
каком она была представлена широкой аудитории, состоит из двух основных стилей:
ангола и региональ. Для анголы характерны медленные, «вязкие» движения, плавно
перетекающие одно в другое. Региональ – скоростной, силовой стиль, изобилующий
сальто, наносимыми в прыжке ударами и другими сложными акробатическими
элементами. При том, что сейчас существуют школы (в том числе за пределами
Бразилии), исповедующие какую-то одну из разновидностей капоэйры , ее
разделение на стили условно. По ходу поединка капоэйристы могут переходить с
одного стиля на другой. Предпочтение, отдаваемое бойцом тому или иному стилю,
очень индивидуально и зависит от множества факторов (например, от его возраста:
спортсмены в возрасте, как правило, предпочитают более спокойную анголу, а
молодые – более динамичный и агрессивный региональ).
Для обоих стилей капоэйры характерна очень низкая стойка:
боец почти касается руками земли. Основной вид перемещения называется «джинго»,
это своего рода пританцовывание в боевой стойке. Защита от ударов противника
осуществляется, прежде всего, при помощи уходов с линии атаки. Основные
атакующие действия проводятся ногами, работе руками отводится второстепенная
роль: удары «размазанные», не акцентированные, в основном это шлепки ладонями.
Удары ногами выполняются и в прыжках, и с опорой на руки, – причем на всех
уровнях: в голову, в корпус и по ногам. Акробатические элементы (такие, как
сальто вперед или назад) могут использоваться как для ухода от ударов
противника, так и для проведения собственной атаки.
Перед началом боя его участники становятся в круг, внутрь
которого по очереди выходят пары бойцов. Через какое-то время пара сменяется, но
смена может происходить и по одному человеку. Очередность никем не
оговаривается, каждый боец сам чувствует, когда ему нужно войти в круг и когда –
выйти. Поединок называется «рода» (португ. «roda» – букв. «колесо», «круг») и
может продолжаться несколько часов без остановки. Время поединка не
ограничивается, ведь все происходит только для собственного удовольствия.
Капоэйристы нередко передают суть роды словом «игра», а самих себя называют,
соответственно, «игроками». Игра проходит под исполнение особых, магических
песен в сопровождении традиционных инструментов: беримбау, атабаки, кашиши.
Беримбау – струнный инструмент, напоминающий лук. Он крепится к высушенной и
вычищенной изнутри тыкве, а звук извлекается ударом палочки по струне. (По
преданию, когда-то беримбау делались как настоящие луки, а вместо палочки
использовалась стрела, и в нужный момент музыкальный инструмент превращался в
грозное оружие.) Атабаки – ударный инструмент наподобие тамтама. Кашиши –
небольшая корзинка с камнями, которая издает звук, напоминающий шелест дождя.
Музыкальное сопровождение задает необходимый ритм и темп, а также создает особое
психологическое настроение всех участников роды. Со стороны рода выглядит как
очень красивый и сложный танец, а мастера капоэйры – непременные участники
традиционных бразильских карнавалов, на которых они дают показательные
выступления.
Поединки в капоэйре проводятся как в полный, так и в
ограниченный контакт. Проводятся также бои без правил. В них участвуют в
основном профессионалы.
Помимо спортивного, в технике капоэйры имеется и боевой
раздел. В боевом разделе изучаются: борьба одного человека против нескольких
противников, борьба безоружного против вооруженного человека, борьба со
связанными руками. В капоэйре культивируется также работа с оружием.
Традиционное оружие капоэйры – мачете. Поединок с ним называется «мокелеле».
Проходит он, как и рода, в кругу, под пение и музыкальное сопровождение. В
качестве традиционного оружия в капоэйре используются также специальные
небольшие ножи с изогнутым лезвием без рукоятки, которые удерживаются пальцами
ног. Зажав пальцами ног лезвия, бойцы полосовали друг друга по спине и груди,
оставляя глубокие кровоточащие раны. Однако таким образом рабы сражались только
между собой, это был не совсем бой, ведь его участники не пытались убить друг
друга. По мнению специалистов, это некий ритуал, назначение которого не совсем
понятно. Возможно, таким способом проводилась психологическая подготовка бойцов.
Магия – еще одна грань капоэйры , темная ее сторона,
скрытая от посторонних глаз. О «магической основе» капоэйры известно немного.
Черные невольники привозили с собой свою религию, свои верования, ритуалы и
обряды. И хотя португальцы силой насаждали христианство, афробразильцы,
приобщаясь к новой вере, не спешили забывать старую. До сих пор в Бразилии
сохранились магические ритуалы, пришедшие из далекого прошлого, – такие, как
умбада и кондомбле. Сама рода – это не просто спортивный поединок, но и
магический процесс, в котором участвуют не только бойцы, непосредственно занятые
игрой, но и те, кто образует круг и под хлопанье в ладоши поет магические песни,
и музыканты, извлекающие из своих инструментов магические звуки. Все участники
процесса входят в состояние транса, когда становится возможным любой сложности
технический элемент, а усталость совершенно не чувствуется.
Кровавые ритуалы остались в прошлом. Современная капоэйра
совершенно лишена агрессии, а бойцы не стремятся вывести друг друга из строя.
Тренер-капоэйрист занимается не только физической подготовкой и постановкой
техники своих учеников, но и развитием в них положительных человеческих качеств.
Традиционный костюм капоэриста составляют белые
хлопчатобумажные брюки и белая майка с эмблемой школы. Цвета пояса (кардао)
свидетельствуют об уровне мастерства капоэриста. (Эти цвета соответствуют цветам
государственного флага Бразилии.) Новички (алуну) носят зеленый пояс, следующий
их этап – зеленый пояс с желтой полосой. У инструкторов (монитору) цвет пояса
желтый или желтый с синей полосой. Синий и синий с белой полосой носят старшие
инструктора (профессора), а белый – мастера (мейстре); это высший ранг в
капоэйре . Подобная цветовая символика принята в Федерации капоэйры . Школы,
официально не входящие в Федерацию, отличаются не только своеобразными
«фамильными» приемами в технике борьбы, но и расцветкой поясов
olvia.com.ua/articles.php?article_id=4166