Для Капоэйры, в отличие от многих других боевых искусств,
музыка, пение, ритмы имеют очень существенное значение. Без них игра просто
невообразима, ведь музыка, тела игроков и их игра являются единым целым. Музыка
помогает объединять тело и разум капоэриста, заставляя его непрерывно
перемещаться и тем самым поддерживать игровой характер происходящего. Скорость,
качество и интенсивность музыки определяют движения игроков. Ибо двигаясь в
соответствии с ритмом игрок предотвращает превращение искусства в примитивную и
откровенную агрессию. Хороший игрок должен учиться сохранять равновесие между
эстетическими и атлетическими, артистическими и боевыми аспектами искусства
одновременно. Сливаясь с ритмами, созданными музыкантами, капоэрист наполняется
силой. Двигаясь одновременно в ритме танца и борьбы, он часто находит в себе
новые, скрытые до сих пор возможности или получает силу (позитивную энергию),
для описания которой точнее всего походит слово «АШЕ» (термин из Религии
Кандомбле — Африканской религии, окончательно сформировавшейся только в
Бразилии).
Музыка Капоэйры, как и многие другие искусства, родина
которых Африка, сочетает в себе естественное и сверхъестественное, природную
силу и энергию, предоставляя людям простой язык, с помощью которого можно
общаться с богами и духами. Музыка нужна и для того, чтобы вдохновить игроков на
более интенсивное взаимодействие, и для того чтобы успокоить их пыл, когда игра
становиться слишком «горячей». Капоэйра без музыки вряд ли возможна. Инструменты
для мастера капоэйры являются предметами силы, с помощью которых он поддерживает
незримую связь с игроками и зрителями, с помощью которых он способен рассказать
историю и погрузить каждого из игроков в невообразимый мир. Изменяя ритм музыки,
мастер руководит действиями капоэйристов. Песней он может льстить, критиковать,
осмеивать, хвалить или вызывать игроков. Инструменты, используемые в Капоэйре, в
основном африканского происхождения, но только на бразильской земле они
окончательно преобразовались и приобрели неповторимый вид и звучание. В
«основании» круга располагается bateria (батерия), оркестр из музыкантов и
солистов. Традиционным составом инструментов (оркестром ходы) являются: от
одного до трех беримбау разной тональности, два пандейру (бубен), атабак
(высокий барабан). Есть еще дополнительные музыкальные инструменты: агого (это
двойной колокольчик, на котором играют, ударяя металлической палочкой поочередно
на каждый из колокольчиков), реку-реку (представляет собой ребристую деревянную
или металлическую поверхность — «трещотку», по которой проводят палочкой,
извлекая «треск»). Оркестр формируется с одной стороны ходы. Все музыканты
располагаются в одну линию.
Доминирующий инструмент, сердце музыки Капоэйры — беримбау
(berimbau) — музыкальный лук. Инструмент делается из палки, согнутой в дугу (verga),
предпочтительно из дерева «бириба», на нее натягивается стальная струна (arame),
обычно вытянутая из автомобильной покрышки, и одевается (cabaca) — «кабаса» —
выдолбленная тыква, действующая как резонатор. Инструмент держится на мизинце,
практически подвешен на нем. В той же руке находится большая медная монета (media),
либо небольшой камень (dobrao). Исполнитель использует камень, чтобы изменить
длину струны и произвести один из трех разных тонов: низкий тон — удар по
открытой струне, высоки тон — камень прижат к струне, дребезжащий звук — камень
слегка соприкасается с вибрирующей струной. В другой руке находится тонкая
деревянная палочка (baqueta), ударом которой извлекают звук из струны. Небольшую
погремушку-шейкер — caxixi (кашиши) — держат в той же руке, что и бакету, она
обеспечивает аккомпанемент чередованию тонов струны. Обладающий гипнотическим
звуком беримбау считается душой капоэйры.
В оркестре капоэйры присутствует до трех беримбау:
Berimbau gunga
Беримбау гунга — беримбау с самой большой кабасой, он
держит ритм. Гунга имеет самый глубокий тембр и играет роль баса, он держит ритм
и ведет основную тему. Гунга также является самым большим из трех беримбау.
Berimbau medio
Беримбау медиу — беримбау с кабасой среднего размера,
который также держит ритм и дополняет гунгу, играя при этом ритм, обратный
основному. Является средним из трех беримбау по размеру и диапазону.
Berimbau viola
Беримбау виола — беримбау с самой маленькой кабасой,
который используется для ритмических импровизаций. Виола имеет самый звонкий
тембр и отвечает за синкопирование (перемещение сильной доли на слабую) и
импровизацию в музыке. Беримбау виола считается самым трудным для освоения и
игры на нем.
Беримбау гунга обычно находится в руках мастера, который
руководит ходой. Выбранный мастером ритм определяет характер игры. Игроки должны
узнавать базовые ритмы, несмотря на импровизации музыкантов.
Темп или скорость ритма устанавливаются музыкантами,
особенно музыкантом, играющим на gunga. В основном темп музыки возрастает в
течение игры, тем самым побуждая игроков играть быстрее. Темп, однако, не самый
главный элемент, отличающий один ритм от другого. Ритмы беримбау (Toques do
Berimbau) контролируют действия внутри ходы. В зависимости от ритма, участники
могут играть медленно и хитро, быстро и агрессивно, открыто и гармонично.
http://capoeirabelarus.org/capoeira/music/