Вы знаете, что такое «капоэйро»? Если нет, сейчас мы это
исправим.
О президентском дзюдо знают все, наслышаны челябинцы и о
каратэ, и об айкидо. А вот капоэйро (или капоэйра слово обрусело дабы его
удобнее было склонять) большинству будет в новинку.
Где вы могли это видеть? В клипе Рикки Мартина «Jaleo»
был эпизод с капоэйро на танцполе, когда двое шоколадных парней исполняли
кое-какие акробатические трюки, в частности ау сэ мао (колесо без рук). Чтобы
что-либо стало известным, необходимо чтобы это что-либо попало на большой
экран. Это почти аксиома. И капоэйро не исключение. Лицо капоэйро в киномире -
это Марк Дакаскос. Самый очаровательный среди тех, кто классно дерется, и самый
классно дерущийся среди Бредов Питов и Томов Крузов. Посмотрите фильм «Только
сильнейший» с Марком Дакаскосом и вы получите представление о том, что
есть капоэйро. Правда, никакими иными достоинствами фильм не обладает.
Поэтому, если вы поклонник кинематографической эстетики в духе Китано или
Ким Ки Дука ( как и я, кстати), подготовьте себя морально к голливудскому
боевику класса В и все равно посмотрите этот фильм с позиции исследователя.
Еще вариант - раздобудьте древнюю игрушку «Теккен 3» (боевые искусства
планеты). Собственно, с них в России все и началось. Народ посмотрел,
восхитился и сказал: «Тоже так хочу!»
В 1995 году два инструктора московского клуба ИНБИ
(занимающегося исследованием древних традиций различных народов мира, и, в
частности, воинских искусств) заинтересовались фестивалем бразильской капоэйры в
Сан-Франциско. И началось!
Капоэйро - это танец-бой. Когда я начала заниматься
капоэйро, это было все, что я знала. Причем я полагала, что определяющее слово в
этой конструкции все-таки танец.
А на самом деле все оказалось все гораздо сложнее. Начать с
того, что это может быть и боем-танцем. А может, не сочтите за банальность, и
философией, и стилем жизни, и самой жизнью. Стоит только раз поиграть (так
называется движение игроков относительно друг друга в круге таких же
капуэристов). Почему поиграть? Потому что цель капоэйро не в том, чтобы
вытряхнуть дух из соперника, а пообщаться таким образом с другом.
Хотя заблуждаться на этот счет тоже не стоит. Капоэйра
создавалась, чтобы убивать. Впервые ее начали использовать бразильские
чернокожие рабы для побега. Именно поэтому, ударной техники рук в капоэйро
практически нет. Связанные руки рабы использовали в качестве опоры для круговых
ударов с последующим сокрытием в кустах (отсюда, кстати, одно из предполагаемых
объяснений этимологии этого слова: есть мнение, что оно происходит от
бразильского слова «куст»). И именно поэтому со стороны может показаться, что
игроки танцуют (своеобразно, конечно, но тем не менее красиво): плантаторы,
случайно видевшие процесс обучения, не должны были сомневаться в невинности их
занятий. Что и обогатило капоэйро потрясающей пластикой и повышенными
требованиями к гибкости капуэриста.
Как бы там ни было, существует множество мнений, гипотез и
догадок, порой даже самых противоречивых, касающихся истории возникновения и
развития капоэйры как воинского искусства. Скажу только, что сегодня капоэйру
условно делят на боевую, танцевальную и фестивальную (в ней наибольшее внимание
уделяется фольклорной, традиционной составляющей). В России начинающие группы
занимаются в основном вторым видом. Главное не нанести удар, а уклониться от
него.
Вот как объяснял нам наш тренер философию игры : люди
созданы равными, что означает уважение друг к другу. Уважение к слову, делу,
движению, удару. Удар - есть выражение воли, поэтому уважая удар, мы не должны
ему препятствовать, а должны его пропустить мимо себя. Любопытная логика, не
правда ли.
Люди, занимавшиеся каким-то видом единоборства раньше,
очень быстро достигают в капоэйро значительных успехов. Остальные - ловят кайф
от процесса открытия новых возможностей своего тела. Мои успехи самые скромные
на фоне остальных членов нашей группы, но еще полгода назад я и представить себе
не могла, что стойка на руках с последующим переворотом, или колесо на одной
руке, или сальто вперед абсолютно реальны и возможны для 23-летнего человека,
ранее занимавшегося спортом лишь эпизодически по зову души. До капоэйро в моей
жизни были и прыжки с парашютом, и спелеология, и дайвинг, и верховая езда, и
ныряние в прорубь, и горные лыжи, но назвать себя спортсменкой язык бы у меня
точно не повернулся, поскольку в моих многочисленных увлечениях не было никакой
системы, и уж точно невозможно было меня представить потеющей два раза в неделю
в тренажерном зале таких людей я уважала за подкаченные тела, но презирала за
отсутствие воображения. Моими же спортивными принципами были увлечение,
приключение, удовольствие, а никак не регулярность, дисциплина и результат.
Благодаря капоэйро, я поставила удовольствие на регулярную основу. В капоэйро
есть все растяжка, подкачка, акробатика, удары, игра, танец, система, история,
культура, работа, авантюра, эйфория, кайф, кайф, кайф, кайф, кайф… Впрочем, у
большинства членов нашей группы гораздо более серьезное отношение к капоэйро.
Только я принципиально отказываюсь быть серьезной девушкой после окончания
работы. Так что прошу учесть, что я высказываю свою частную точку зрения.
История челябинского капоэйро складывается непросто.
Первый набор был в мае 2003г., через полтора месяца тренер уехал, и группа
распалась. Несколько человек, заразившихся капоэйро, тренировались
самостоятельно. Потом тренер вернулся, и в конце сентября набрали вторую группу
(тогда в капоэйро пришла и я). В начале января 2004г. наш тренер снова нас
оставил, и теперь мы, выжившие после всех передряг, зараженные вирусом
капоэйро, занимаемся самостоятельно под руководством лучшего из нас. Раз в
месяц к нам приезжают капуэристы из Екатеринбурга, где очень сильная школа
капоэйро - набрав в поисковике слово «капоэйра», первая ссылка будет на их
сайт. Сейчас нас 8 человек, больных, увлеченных, влюбленных в капоэйро, и мы
хотим, чтобы нас стало больше. Если и вы хотите попасть в наш мир, свяжитесь с
нами по электронной почте annamayo@list.ru или ICQ 24754190.
http://www.chelout.ru/lart_cpArt_107.html