"Советский спорт" N 016 стр. 13 от 04.02.2005
НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ПЫТАЛСЯ СТОЯТЬ НА ГОЛОВЕ, БИЛ ПО АТАБАКИ
И ТРЯС КАШИШИ
Уже завтра символические ключи от города Рио-де-Жанейро
будут переданы королю карнавала -толстяку Момо. Тут-то и начнет вся Бразилия
справлять самый свой колоритный национальный праздник. Журналист Александр
МАЛАХОВ, осатанев от московских морозов, стал рыскать по столице в поисках
"внутренней Бразилии". Чего скрывать - удача ему снова улыбнулась.
Капоэйра - одновременно боевое искусство, танец, стиль
музыки и образ жизни. В капоэйре два человека сходятся в танце стратегии и
хитрости. Круговые удары ногами и точно выверенные уходы от них сочетаются со
стойками на голове и умопомрачительными акробатическими прыжками. Оркестр,
ведомый беримбау (см. справку на этой странице), задает скорость и стиль. Песня,
исполняемая всеми участниками роды (круг, в котором происходит капоэйра),
прославляет известных мастеров и рассказывает о славных страницах истории
капоэйры. Вот такое оно, это афро-бразильское чудачество. И кто бы мог подумать,
что им всерьез увлекаются в Первопрестольной, где открылось в последнее время
множество специализированных клубов, секций и существует даже Всероссийская
федерация капоэйры!
Кругом враги - а я весь в белом
В один из клубов я и отправился. Традиционное одеяние
капоэйристов - белые широкие хлопчатобумажные брюки и белая футболка -
напоминает одежду рабов, которые трудились когда-то на плантациях сахарного
тростника. Что не удивляет - в их среде и зародилось это танцевально-боевое
искусство. Такая одежда удобна и гигроскопична, то есть вбирает в себя влагу.
Само название - капоэйра - можно перевести приблизительно
как "низкая трава". Именно низкая трава является идеальным "рингом" для занятий
капоэйрой.
Трудна была жизнь бразильских рабов. Вывезенные
безжалостными работорговцами из Африки, преимущественно из Анголы, они со всех
сторон терпели унижения и горести: то рабовладелец побьет, то надсмотрщики. А у
раба какое оружие? Мачете (длинный нож для уборки сахарного тростника и
прорубания троп в густых зарослях) только, да палка какая-нибудь. А
защищаться-то от врагов всяких надо. Вот и выдумали наиболее выносливые и
крепкие негры нечто среднее между танцем и борьбой. Становились чернокожие
ребята в круг - и давай на голове крутиться, при этом еще и удары нанося ногами.
И все время под музыку.
- Все приблизительно так и было, - говорит мне Руслан,
руководитель одной из школ капоэйры в Москве. - Боле того, капоэйра такое
распространение в Бразилии получила, что в начале XIX века обеспокоенные власти
запретили занятия этим видом единоборств, создали специальные отряды по борьбе с
капоэйристами. И вновь капоэйра получила широкое распространение только в начале
XX века. А в конце прошлого века пришла и в Россию.
Танцуют все!
Руслан занимает боевую стойку: правая нога впереди, левая
отведена назад, потом он начинает менять положения ног, как бы пританцовывая.
Вдруг он резко садится на пол, вытянув одну ногу вбок, держа при этом другую на
уровне головы.
- Прямо-таки гопак какой-то! - ляпнул я.
- Не удивляйтесь. Негры вынуждены были маскировать свои
занятия боевыми искусствами, надсмотрщики полагали, что негры просто танцуют.
Никто не думал, что они учатся сражаться... - объяснил Руслан и тут же
закружился в каком-то невероятном танце: то он делал сальто вперед, то назад, то
стойку на руках, успевая при этом нанести ногами серию ударов по воображаемому
сопернику.
В связи с тем, что я был признан негодным для активной фазы
занятия, мне доверили стучать в атабаки - национальный бразильский ударный
инструмент, звук которого сопровождает игрища бойцов.
Начиналась игра (именно так называют капоэйристы свои
поединки). Бойцы становятся в круг, звучит атабаки - я стараюсь! - и по два
человека выходят из круга и начинают танцевать друг напротив друга. Ладони
открыты - все удары наносятся именно ими. Покружив 3-4 минуты, бойцы покидают
круг, и их место занимают другие. И так пара за парой...
Смотрю, кто-то притащил корзину и стал ее трясти. Звуки,
издаваемые сим инструментом, напоминали стук камней. В сочетании с моим атабаки
- это нечто...
- Это кашиши, - объясняет мне Руслан, - маленькая корзинка,
наполненная камнями. Хочешь попробовать?
Еще бы. Как же я без кашиши? Начинаю трясти. Камни стучат,
люди танцуют, урчит барабан - да, господа присяжные заседатели, это -
Рио-де-Жанейро.
***
Инструменты в капоэйре
Беримбау - доминирующий инструмент в капоэйре, он диктует
ритм и характер игры, происходящей в центре роды. Лук для беримбау делается из
дерева твердых пород, длина его составляет около 1, 5 метра с натянутой на него
стальной струной, которую обычно берут из корда от старой покрышки. Для
резонации и усиления звука к нему прикрепляют высушенную пустую тыкву. Звуки на
беримбау извлекают деревянной палочкой около 12 дюймов в длину, а также
используют шейкер. Для извлечения звуков различной высоты используется монета,
либо плоский камень.
Пандейру - бубен, который, как считают, также был завезен в
Бразилию из Африки.
Агогу - бразильское или нигерийское название двойного
колокольчика, на котором играют стальной палочкой. В нигерийских ритмах он
обычно играет основные партии, тогда как в бразильской самбе для него есть сотни
вариаций, а также солирующие партии.
Реку-реку - бразильское название трещотки, изготовляемой из
различных материалов, включая металл, бамбук, тыкву и дерево.
Атабаки - традиционно на этот барабан натягивают кожу вола
с помощью канатов, которые снизу прикрепляются к металлическому обручу. Обруч же
подбивается деревянными клиньями. Клинья служат для регулировки натяжения кожи,
то есть для подстройки инструмента. В последнее время распространена натяжка
кожи при помощи обруча с винтами, что намного упрощает настройку инструмента.
http://www.prazdnikinfo.ru/2/24/i21_17329p1.htm