Газета "Одесский Вестник"за 11 декабря 2003 года,
Загадочная надпись "Коллектив капоэйра" сама собой
бросилась в глаза со стенда, стоящего у входа во Дворец культуры студентов
Одесского национального политехнического университета, на котором помещался
список всевозможных творческих ансамблей и кружков, занимающихся в стенах ДК.
Впрочем, загадочной она была лишь наполовину - сразу вспомнился виденный
когда-то американский фильм, в котором молодой учитель приходит в
неблагополучную школу в бедном квартале и начинает перевоспитывать подрастающих
там юных хулиганов. Причем для этих целей он использует вовсе не систему
Макаренко, а странный то ли танец, то ли вид единоборств, которому сам научился
в Бразилии. Средство оказывается весьма действенным, и будущие правонарушители
кардинально меняются в лучшую сторону, заодно помогая преподавателю искоренить
банду, которая терроризировала всю но картина запомнилась благодаря виртуозным
акробатическим трюкам и экзотичной афро-латиноамериканской музыке, которая
задавала ритм всем танцевально-боевым движениям. Называлась все это действо
малопонятным именем "капоэйра". Загадочность же упомянутой выше надписи
относилась к той ее части, которая указывала на то, что каким-то ветром этот
танец-борьбу из далекой Бразилии занесло во Дворец студентов в Одессе.
В небольшом зале несколько десятков юношей и девушек в
спортивных костюмах в такт музыке совершают движения, которые напоминают
одновременно и разминку перед тренировкой и танцевальные па. Но вот ритм
меняется, и присутствующие переходят к акробатике - начинают "крутить колесо" и
ходить в стойке на руках. У одних это получается так, что залюбуешься, другие
явно только начинают осваивать эти непростые упражнения, то и дело падая и
вставая, чтобы снова и снова повторять попытки. Потом к гимнастическим трюкам
добавляются прыжки, удары ногами и ловкие уклоны. И во всем этом по-прежнему
присутствует элемент танца. Так выглядит тренировка участников спортивного клуба
"Джинга ди либер-даде", что в переводе с португальского означает "Танец
свободы". Так значит, судя по названию, экзотическая "капоэйра" это все-таки
танец?
- Капоэйра - это игра, - даст неожиданное объяснение
инструктор клуба Максим Чечетов. - Это симбиоз танца, боевого искусства, музыки
и песен. Когда игроки образуют круг, называемый "рода", и двое выходят в центр,
то со стороны может показаться, что они проводят поединок. Но здесь нет
поединка, есть только игра. И человек напротив тебя - не противник, а друг.
Высшим же уровнем тут считается способность играть без правил. Собственно, для
некоторых игроков в капоэйру жизнь и игра - это одно и то же.
- Но эта игра имеет вполне практическое применение, -
добавляет Александр Шевченко, также инструктор клуба. - Все удары наносятся
по-настоящему, просто суть состоит в том, чтобы контролировать свои движения, и
если человек не смог уклониться, нужно быть готовым смягчить свой удар. Если же
кого-то ударили, то это считается обоюдной ошибкой - и того, кто не смог
увернуться, и того, кто не смог остановить удар. Капоэйра - это не. просто
акробатический танец, вроде, например, брейк-данса. Ее более чем двухсотлетняя
история доказывает, что это -мощное средство самозащиты.
Тут, пожалуй, стоит отвлечься для небольшого исторического
экскурса. Никто не может точно сказать, когда и как зародилось это искусство
борьбы. По самой распространенной версии, капоэйра была придумана африканскими
рабами, вывезенными в начале XVI века в Бразилию. Чтобы противостоять
притеснениям, они были вынуждены применять новые виды борьбы. В 1814 году
капоэйра была запрещена, но рабы нашли выход из этой ситуации - они
замаскировали ее под танец. Запрет был отменен только после 1932 года, и
постепенно капоэйра стала распространяться за пределами Бразилии. Такую
информацию можно обнаружить после непродолжительных поисков в Интернете. Однако
в глобальной сети ничего не сказано о том, как бразильское боевое искусство
проникло в наш город.
Как оказалось, благодаря уже упомянутому фильму под
названием "Только сильнейший". Посмотрев его, Максим, до этого занимавшийся
брейк-дансом, начал самостоятельно осваивать бразильскую борьбу по
видеокассетам. Потом вывесил объявление в ДК политеха, студентом которого он
является, приглашая к занятиям всех желающих. Среди тех, кто откликнулся,
оказался и Александр, также студент ОНПУ, который до поступления в одесский вуз
изучал капоэйру в родном Херсоне под руководством тренера. Вместе ребята
организовали клуб, который в настоящий момент объединяет около тридцати человек.
- Кто может прийти к вам заниматься, какой уровень
подготовки при этом требуется?
- Уровень может быть любым, так же как и возраст. Кстати,
одно из двух существующих направлений капрэйры под названием "Ангола" допускает
занятия до глубокой старости. Тех, кто к нам приходит, поначалу мы просто учим
владеть своим телом, потом отрабатываем акробатические упражнения, ударную
технику и броски, разучиваем песни.
- Песни?
- Музыка является неотъемлемой частью капоэйры. Раньше
ритмы служили сигналом, который мог предупреждать о приближении полиции, -
Максим показывает замысловатое сооружение, напоминающее бамбуковую удочку. - Это
- беримбау, основной музинструмент. Он представляет собой музыкальный лук с
резонирующей тыквой. Используется также барабан ата-бак. Все мы учимся играть на
этих инструментах и петь. Песни простые, часто шуточного характера, Правда, все
на португальском языке. Где находим музыку? Да где только возможно - в
Интернете, на различных семинарах.
- А много в Украине существует подобных клубов? Часто ли
проводятся соревнования?
- Клубов капоэйра уже насчитывается немало. Например, в
Днепропетровске, Хмельницке, Херсоне. Мы с ними поддерживаем постоянные
контакты, проводим семинары, встречи. А вот соревнований в капоэйра просто нет.
Мы выступаем с показательными выступлениями в рамках турниров по карате. Кстати,
наш клуб входит в Федерацию Джундокан Украины.
- Но если соревнования отсутствуют, то в чем тогда смысл
капоэйры как спорта?
- Капоэйра - это не просто набор замысловатых движений.
Здесь важную роль играет особая философия, - поясняют Максим и Александр. - Цель
состоит в достижении особого состояния, которое называется "аше". Если
попытаться выразить его словами, то это - энергия счастья, Ощущение радости.
Играя в капоэйра, участники стремятся войти в это состояние, а мастера способны
распространять его на весь род и сохранять после тренировки. Суть капоэйра
выражена в названии нашего клуба - "Танец свободы". - - Для меня все новое - это
встреча с сегодняшним днем, - присоединяется к разговору директор Дворца
культуры ОНПУ Иосиф Ефимович Гольдштейн. - По возрасту я консервативен, но рядом
с этими ребятами чувствую себя молодым. Раньше брат Саши, Виталий, также
занимался у нас, потом увлекся фокусами и сейчас работает профессиональным
иллюзионистом. А отец Максима ведет у нас клуб оригинального жанра. Так что оба
они, можно сказать, из актерских династий. А если серьезно, то мы всеми силами
стараемся привлекать молодежь к творческой работе. Воспитание - процесс
невидимый. Ребята, которые приходят заниматься капоэйра, должны упорно
тренироваться, вести трезвый образ жизни. У них есть любимое дело, они отвлечены
от улицы. Не побоюсь показаться банальным, сказав, что этот факт - уже победа.
Что ж, жизнь, возможно, действительно игра, но, как видим,
в этой игре победы возможны.
Андрей ПОЛЯКОВ.
http://www.capoeiraodessa.sbn.bz/states/state2.html