Про капоэйру мало кто знает. Мы решили исправить это
досадное недоразумение. Потому, что не так много на свете вещей, Благодаря
которым ты можешь приобрести мощную энергетику, сильное тело, способность
ориентироваться в непростой ситуации и, при необходимости, дать достойный ответ.
Капоэйра - это фантастическое боевое искусство, в котором нет нападающих и
защищающихся. Любая защита может быть нападением.
Все началось на плантациях сахарного тростника в Бразилии.
Невольники, привозимые из Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго и других
португальских колоний, замордованные малярией, недоеданием и
кровопийцами-плантаторами, организовали подполье. Они не стали издавать
«Бразильскую искру», а задумали кое-что похлеще. Бунтари создали свое уникальное
боевое искусство - капоэйру. Со стороны все выглядело вполне безобидно: вечером,
после работы, рабы собирались, чтобы попеть свои этнические песни, ритмично
похлопать в ладоши, постучать в барабаны и... потанцевать. При этом двое, в
середине круга, делали странные телодвижения, напоминавшие все что угодно, но
только не поединок. Пока ничего не подозревающие надсмотрщики дремали, рабы
создали то ли шаманский обряд, то ли удивительный танец, острый и опасный, как
зажатое в пальцах танцующего лезвие. Когда рабство ушло в прошлое и Бразилия
была провозглашена республикой, капоэйра перебралась в города, точнее, в
бандитские районы Рио-де-Жанейро и Сальвадора, превратившись из личного оружия
свободного человека в инструмент криминальных разборок. Ее арсенал был дополнен
мачете и ножами. В результате в 1890 году капоэйра оказалась вне закона. Однако,
когда в 1932 году местре (мастер) Бимба с учениками продемонстрировал искусство
владения своим телом перед президентом Бразилии, капоэйра получила официальное
признание на всей территории страны. Это было уже не убийственное оружие, а
спорт, сочетающий в себе энергию, игру и неповторимый бразильский колорит.
Как это происходит
С той давней поры антураж капоэйры практически не
изменился. С одной стороны круга, называемого рода — музыканты. У них в руках:
барабан атабаке, бубен пандейро и смычковой инструмент беримбау — лук с
привешенной к тетиве выдолбленной тыквой. В круг выходят два участника, и под
звуки музыки начинается фантастическое зрелище — неповторимая смесь танца —
джинги, игры, ловкости, ритма, акробатики, эмоций и гибкости. Бойцы, нет,
«игроки», — то плавно крадутся низом, то наносят удар мыском, стоя на одной
ладони, то резко уклоняются, перемещая вес тела с одной ноги на другую, то ходят
колесом, танцуют на кончиках пальцев, делают перевороты с выпадами в воздухе,
приземляются на руки, выгибаются и взлетают снова, едва не касаясь противника...
Расстояние между соперниками минимально. Они смотрят друг другу в глаза,
чувствуют намерения противника кожей и, похоже, читают мысли друг друга.
Повинуясь ритмичной музыке и хлопкам, задающим убыстряющийся темп, игроки
растворяются в капоэйре, впадая в транс (аше), в состоянии которого способны
сделать то, чего сами от себя не ожидали. Побеждает тот, кто «нанес» больше
воображаемых ударов, перетанцевал, запутал соперника, разгадал его замыслы и
ярче показал свои физические возможности (касаться соперника в капоэйре
нельзя!). Напряжение захватывает не только танцующих, но и зрителей. Один раз
увидев капоэйру, забыть ее так же трудно, как трудно забыть игру бразильских
футболистов и бразильский карнавал.
В капоэйру играют
В отличие от других боевых искусств и, несмотря на наличие
определенных приемов, акцент в капоэйре делается именно на игровом элементе, а
не на обездвиживании соперника, поэтому в капоэйре все получается весело и
непринужденно. Здесь ты в центре внимания, ты импровизируешь, ты непредсказуем,
ты излучаешь энергию и зажигаешь.
Говорит вице-президент Федерации капоэйра России Роман
Белов: «Капоэйра — это своего рода выпендреж. У кого получится красивее. Ты
выходишь в роду, демонстрируешь свое умение, красоту и ловкость. О том, что на
тебя кто-то смотрит, быстро забываешь: просто делаешь то, что тебе нравится. Ты
не сомневаешься в своем мастерстве, а просто учишься слушать собственное тело:
оно подскажет, как двигаться».
Освоение
Хотя для занятий капоэйрой не нужны специальная физическая
подготовка или особые навыки, справедливости ради скажем: гимнастическое или
акробатическое прошлое будет очень кстати (для стоек на руках, колеса и сальто).
Но самое главное — желание. Новичок сразу же втягивается в общий ритм и
настроение. С первых тренировок идет активная работа над развитием мышечной
системы плюс растяжка. Занятия проводятся каждый день, минимум посещений — два
раза в неделю, поэтому за год можно добиться неплохих результатов. Кстати, тем,
кто знаком с хип-хопом или брейком, будет намного легче, поскольку многие
элементы этих стилей взяты из капоэйры. Если ты задумал стать мастером, вернее
местре, — приготовься к тому, что тебя ждет долгий путь — раньше, чем через 10
лет, звание мастера не дают.
Если тренироваться с инструктором — риск получения травм
минимален.
Форма в капоэйре скромная — белые штаны и футболка. Если ты
хорошо подкачан, можешь заниматься с голым торсом. Тренироваться можно в
спортивных чешках, а «играть» ты будешь босиком.
5 Плюсов
Перейдя от эмоций, без которых капоэйра немыслима, к ее
более ощутимым плюсам, можно выделить главные моменты:
- Капоэйра - отличный способ научиться владеть своим телом,
развить координацию и потрясающую ловкость.
- Разнообразие движений и приемов капоэйры обеспечивает
гибкость телу - благодаря хорошей растяжке, а еще дает очень серьезную нагрузку
(в том числе и статическую) на все без исключения группы мышц.
- Капоэйра учит концентрироваться, рассчитывать движения,
наносить удары, ставить блоки, чувствовать партнера и предвидеть его намерения.
- Как боевое искусство капоэйра признана одним из самых
эффективных. Ее удары молниеносны, движения непредсказуемы, а маневры
неожиданны. Многие приемы позволяют быстро прекратить любую уличную драку.
- Эта «игра» раскрепощает тело, укрепляет силу духа и веру
в себя. Это - способ избавиться от комплексов и стрессов.
Стили
АНГОЛА - движения совершаются медленно, под неторопливый
ритм барабанов и беримбау, в полуприседе: это нижняя техника, игроки почти
ползают по земле. РЕЖИОНАЛ - наиболее зрелищный СТИЛЬ : С ВЫСОКИМИ стойками,
резкими амплитудными движениями (акробатикой), под постоянно убыстряющийся ритм.
БЕНГЕЛА - смесь двух стилей: ангола и режионал. МАКУЛЕЛЕ - ритуальный танец с
короткими палками (гримаш). Удары совершаются правой рукой, завершая каждый такт
барабана.
Вице-президент Федерации капоэйра России Роман Белов:«От
других видов боевых искусств капоэйру отличает музыка. Под музыку все делается
легче. В капоэйре нет неудобных положений: многие удары делаются из стойки на
руках, чего нет в других боевых искусствах».
Элементы
СТОЙКА. В капоэйре она очень низкая, ноги широко
расставлены, бойцы все время передвигаются с помощью маятникового шага,
попеременно перемещая вес тела с одной ноги на другую (это как раз и есть танец
- джинга). Часто используется упор на руки - для того, чтобы ногой или обеими
ногами, нанести удар, сделать подсечку или прыжок. Иногда капоэйру называют
«бокс ногами».
ЗОНА АТАКИ. Основных зон атаки (уровней) в капоэйре две:
нижний уровень (различные подсечки, зацепы и удары по ногам противника) и
верхний уровень (удары ногами в голову).
ЗАЩИТА. Осуществляется за счет поворотов и уклонов. Блоки
не жесткие, а проводящие удар противника за счет вращательного движения.
http://www.kapoeira.ru/info/aboutcapoeira/page38.html