Капоэйра…. То, что скрывается за этим певучим названием, в
последнее время становится все более популярным, оставаясь при этом для
большинства лишь загадочным и красивым словом, смутно вызывающим образ пальм и
песчаного пляжа.
Да и те, кто «в теме», воспринимают капоэйру по-разному:
для одних это, прежде всего, весьма эффективная борьба, для других -
зажигательный танец, третьи просто приходят на выматывающие фитнес-тренировки.
Однако все они очарованы несомненной красотой и грацией этого удивительного
искусства, и все они в итоге получают мощную энергетику, сильное тело,
способность быстро ориентироваться в непростой ситуации и при необходимости дать
достойный ответ.
В борьбе свободу обрести
История капоэйры как боевого искусства началась в конце 19
века в Бразилии, на плантациях сахарного тростника. Рабы, привезенные из Анголы,
Мозамбика, Гвинеи, Конго и других португальских колоний, измученные малярией,
голоданием и беспощадными плантаторами, не хотели мириться со своим положением и
задумали сопротивление. Лишенные оружия, они решили не зависеть от него и
создать эффективное средство противостояния португальским клинкам и стволам -
свою собственную борьбу. Идея хорошая, однако, разработку движений и тренировку
необходимо было сохранить в тайне от хозяев. Поэтому по вечерам, после
изнурительной работы, рабы, как обычно, собирались, чтобы попеть свои этнические
песни, ритмично похлопать в ладоши, постучать в барабаны и, конечно,
потанцевать. Все это не вызывало никаких подозрений у снисходительно дремавших
надсмотрщиков. При этом двое, в середине круга, делали под музыку странные
телодвижения, похожие то ли на прыжки, то ли на хитрые па - но только не на
боевую схватку. Так был создан и постепенно оттачивался этот то ли шаманский
обряд, то ли необычный танец - нечто, надежно таившее в себе до нужного момента
огромную мощь и сокрушительную энергию.
Многим рабам удавалось бежать, и они, укрываясь некоторое
время в сельве, дополняли свое знание духом индейской культуры, после чего
оседали в крупных городах. Со временем, когда в Бразилии отменили рабство, и
страна была провозглашена республикой, отточенная до полноценного боевого
искусства капоэйра переместилась туда же. К сожалению, первыми это искусство
оценили бандиты в неспокойных районах Рио-де-Жанейро и Сан-Сальвадора. Так
капоэйра превратилась из борьбы за свободу и личного оружия свободного человека
в инструмент криминальных разборок. Ее арсенал был дополнен мачете и ножами. В
результате в 1890 году капоэйра оказалась вне закона. Лишь десятилетия спустя, в
1932 году, когда местре (мастер) Бимба с учениками продемонстрировал президенту
Бразилии искусство владения своим телом, капоэйра получила признание на всей
территории страны и приобрела новый статус: спорт, сочетающий в себе энергию,
игру и неповторимый бразильский колорит. Стали открываться первые официальные
школы капоэйры, появилось разделение стилей.
Только сильнейшие
Наконец, 20 лет спустя капойэра достигла Европы - впрочем,
скорее как экзотический танец, и лишь в конце 70-х у европейцев появилась
возможность самим изучать это искусство.
А вот в России и СНГ первый серьезный интерес к этому виду
искусства был проявлен лишь в 1994 г., после выхода на экраны фильма «Только
сильнейшие», с Марком Дакаскосом в главной роли. Как следствие, первыми
капоэйристами в СНГ были энтузиасты практически без доступа к информации, но с
огромным желанием учиться. Обучение по фильму, компьютерным играм и сведениям из
интернета было чуть ли не единственно возможным. Нередко недостаток знаний в
капоэйре компенсировался опытом в других боевых искусствах, акробатике,
спортивной гимнастике и брэйк-дансе.
И лишь в последние 2-3 года у капоэйристов России и бывшего
СНГ появилась возможность активно и профессионально заниматься любимым делом и
при этом обмениваться опытом.
Род занятий
Встречи капоэйристов, в абсолютном большинстве случаев,
проходят по правилам, принятым все теми же рабами на бразильских плантациях.
Музыканты становятся в изголовье круга (по-португальски «Roda»). Роду образуют
капоэйристы или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на
португальском языке. Двое входят в игру около места расположения музыканта с
Гунгой, которое называется Пе ду Беримбау (по-португальски «Pe do Berimbau»),
часто используя акробатические элементы. И начинается, как предпочитают говорить
сами капоэйристы, игра.
В боевой капойэре удивительные передвижения, удары, прыжки
чередуются с попытками достать соперника или вынудить его упасть. Однако более
распространена другая версия, в которой касаться соперника нельзя, но надо
постараться приблизиться к нему как можно ближе. Главное - не удар, а само
движение, его красота и энергия. Игроки то плавно крадутся низом, то наносят
удар мыском, стоя на одной ладони, то резко уклоняются, перемещая вес тела с
одной ноги на другую, то ходят колесом, танцуют на кончиках пальцев, делают
перевороты с выпадами в воздухе, приземляются на руки, выгибаются и взлетают
снова, едва не касаясь противника... Расстояние между соперниками минимально.
Они смотрят друг другу в глаза, чувствуют намерения противника кожей и, похоже,
читают мысли друг друга. Повинуясь ритмичной музыке и хлопкам, задающим
ускоряющийся темп, игроки растворяются в капоэйре, впадая в транс (аше), в
состоянии которого способны сделать то, чего сами от себя не ожидали. Побеждает
тот, кто «нанес» больше воображаемых ударов, перетанцевал, запутал соперника,
разгадал его замыслы и ярче показал свои физические возможности.
Капоэйра - это не танец и не борьба, это игра в танец и
игра в борьбу. Поэтому все получается весело и непринужденно - хотя напряжение,
создаваемое динамикой и магнетизмом двух тел, захватывает не только «игроков»,
но и зрителей.
С чего начать?
Для занятий капоэйрой не нужны ни специальная физическая
подготовка, ни особые навыки. Однако, безусловно, стоит отметить, тренировки
подразумевают неплохую физическую форму. Многие классические движения - стойки
на руках, колесо (или «ау» - по-капоэйристски), сальто - все эти движения
потребуют не только знания техники, но и готовности тела к ощутимой нагрузке.
Но самое главное - желание, стремление к внутренней
свободе. Ведь именно желание быть свободными стало причиной возникновения
капоэйры. Благодаря всеобщему дружелюбию и акценту на игровой элемент, а также,
не в последнюю очередь, энергичной музыке, новичок легко втягивается в общий
ритм и настроение. С первых тренировок идет активная работа над развитием
мышечной системы плюс растяжка. Тем, кто занимался хип-хопом или брейк-дансом,
будет намного легче, поскольку многие элементы этих стилей взяты из капоэйры.
Занятия проводятся каждый день, минимум посещений - два
раза в неделю, и тогда за год можно будет добиться неплохих результатов -
освоить основные движения, раскрыть себя, найти свой стиль и удивлять друзей на
пляже, ходя «колесом» и эффектно переворачиваясь в прыжках. Намного сложнее
стать мастером, или местре: раньше, чем через 10 лет звание мастера не дают.
Конечно, тренироваться следует с инструктором - в этом случае сводится к
минимуму риск получения травм.
Капойэра подразумевает не только определенный ритуал, но и
внешний вид. Впрочем, принятая форма одежды довольно скромная - белые штаны и
футболка. Многие - те, у кого эффектно подкачаны мышцы - занимаются с голым
торсом. На ноги можно надеть спортивные чешки для тренировки, а собственно
выходить в роду и «играть» принято и вовсе босиком.
Чего достичь?
1. Не сильно погрешив против истины, можно сказать,
капоэйра - это, прежде всего, яркие и сильные эмоции. Удовольствие от незримого,
но надежного контакта двух тел, от красоты и энергии движения, от ритма
зажигательной музыки и поддержки и одобрения других участников не сравнимо ни с
чем. Однако, это далеко не единственный эффект капойэры.
2. Вы прекрасно научитесь управлять собственным телом,
разовьете координацию и ловкость движений. Способность в считанные секунды
предельно собраться, максимально сконцентрироваться, предугадать движение
партнера, за долю секунды принять решение и эффективно ответить – тоже
несомненные «фирменные» навыки капоэйры.
3. Благодаря свободному движению тела в пространстве и
разнообразию приемов, вы получаете естественную и сильную нагрузку на все группы
мышц, а также гибкость тела.
4. Наконец, капоэйра, несмотря на игровой момент, все же
является одним из самых эффективных боевых искусств - движения и маневры
молниеносны и непредсказуемы, а опасные и неожиданные удары могут наноситься из
любого положения. Например, «ноу-хау» капоэйры - удар из стойки на руках, такого
нет в других единоборствах. Эта «игра» оборачивается чрезвычайно действенной
защитой даже при грубых уличных столкновениях.
5. Ну и самое главное - дух. Возможно, все те же истоки
капоэйры - желание любой ценой обрести свободу - лежат в основе того, что эта
игра в борьбу быстро закалит ваш дух, укрепит веру в себя и свои силы, избавит
от страха и комплексов, поможет справиться со стрессами.
Стили капоэйры
• Ангола - движения совершаются медленно, под неторопливый
ритм барабанов и беримбау, в полуприсяде: это нижняя техника, игроки почти
ползают по земле.
• Режионал - наиболее зрелищный стиль, отличается высокими
стойками, резкими амплитудными движениями (акробатикой), под постоянно
убыстряющийся ритм.
• Бенгела - смесь двух стилей: ангола и режионал.
• Макулеле - ритуальный танец с короткими палками (гримаш).
Удары совершаются правой рукой, завершая каждый такт барабана.
Основные элементы
1. Стойка
В капоэйре она очень низкая, ноги широко расставлены, бойцы
все время передвигаются с помощью маятникового шага, попеременно перемещая вес
тела с одной ноги на другую (это как раз и есть танец - джинга). Часто
используется упор на руки - для того, чтобы ногой или обеими ногами нанести
удар, сделать подсечку или прыжок. Иногда капоэйру называют «бокс ногами».
2. Зона атаки
Основных зон атаки (уровней) в капоэйре две: нижний уровень
(различные подсечки, зацепы и удары по ногам противника) и верхний уровень
(удары ногами в голову).
3. Защита Осуществляется за счет поворотов и уклонов. Блоки
не жесткие, а проводящие удар противника за счет вращательного движения.
Отзывы
Андрей, 32 года: «В капоэйре есть такое понятие - аше
(счастье, эйфория). Это сильное эмоциональное состояние, которое ты переживаешь
во время игры. Идея проста: все, что я делаю, я делаю для радости. Просто можно
делать это разными путями. Для меня это капоэйра, радостная и позитивная
зарядка».
Владимир, 22 года: «Капоэйра - что-то вроде ритуала. Это
больше, чем тренировка силы и ловкости. В капоэйре предполагается, что все, кто
собираются в роду, - братья, поэтому и атмосфера очень радостная и дружелюбная.
Один из переводов капоэйры - «добрая игра».
Анна, 26 лет: «У меня закончился абонемент в фитнес-клуб, и
я искала что-нибудь новое. Йогой заниматься не хотелось - для меня она слишком
медленна - и я вспомнила о когда-то услышанном слове «капоэйра». Занимаюсь
больше года. Капоэйра - это тяжелейшие физические нагрузки. Но, в то же время, -
легкость и радость, когда элементы начинают получаться, и ты вроде обыгрываешь
партнера. Что мне особо нравится в капоэйре, и чем она отличается от
традиционного фитнеса - физическая форма тут не самоцель, а элемент, необходимый
для достижения цели».
http://www.askwoman.ru/details/?id=4552