- Настоящее путешествие к индейцам в духе Фенимора Купера?
- В наши дни в Бразилии есть и абсолютно дикие племена.
Например, нам рассказывали о таком объединении, в котором белые люди считаются
злом и их убивают без разговоров. Эти индейцы отрезают своим жертвам головы,
снимают с них кожу, высушивают так, что лицо человека остается таким же, каким
оно было при жизни, только меньше, и носят это на шее в качестве боевого трофея.
Во многих племенах до сих пор сохранился ритуальный танец маку-ле-ле - танец-бой
против белого человека, но это только игра, метафора.
Мы же жили в достаточно продвинутом племени, к белым они
относились нормально, ходили в обычной одежде, жили в глиняных хатах с
соломенной крышей. Интересно, что гостей в свой дом они никогда не пускали, а
заставляли нас спать на улице в специальных гамаках из соломы. Несмотря на
признаки цивилизации, обряд, о котором рассказывал Дионисий, они сохранили
полностью. Как правило, устраивалось это все на праздники в честь поклонения
тому или иному божеству. Кстати сказать, мне даже удалось поучаствовать в одном
из ритуалов, в результате чего я заработал шрам от того самого острого камушка.
Суть ритуала такова. Мужчин десять выстраиваются в роду, в
центр выходит вождь. Он поет о начале охоты, благодарит богов за то, что те
разрешили ему прийти в джунгли, потом выходит в круг и начинает изображать
охотника. Чуть позже из круга выходит еще один мужчина - «зверь». Бойцы зажимают
камушки между пальцами, начинается схватка. Происходит все в сопровождении игры
на музыкальном инструменте, сделанном из тыквы и напоминающем беримбау.
- Кстати, о музыке. Что это за причудливые инструменты
используются в капоэйра?
- Капоэйра - единственное боевое искусство, в котором
музыка играет огромную роль в процессе тренировки. Как правило, используется
несколько музыкальных инструментов: барабан атабаке, который в зависимости от
размера служит проводником энергии от земли для ног, тела, головы и рук, агого -
два соединенных между собой колокольчика, на которых играют деревянной палочкой,
бубен пандейру и беримбау - священный символ капоэйра. Внешне беримбау
напоминает лук, на который натягивается металлическая струна, а к основанию
крепится кабасу - резонатор, изготовленный из сухой полой тыквы. Обычно беримбау
находится в руках того, кто руководит родой - ведущего игры джогу.
Все, что мы увидели в этом племени, начиная от музыки,
заканчивая ритуалами, было очень похоже на капоэйра ангола - направление,
которое и сегодня пропагандируется многими школами как способ сохранения
культурного наследия. Сразу хочу предупредить, что никакой пользы вашему
организму такая капоэйра не принесет, в лучшем случае вы будете распевать
народные песни на португальском, в худшем - попадете в самую настоящую секту.
Местре ангола - это такие ростоманы с длинными дредами, которые поклоняются
древним непонятным богам, соблюдают ритуалы, сопровождая все это курением
какой-нибудь наркотической травы. В то время как капоэйра режионал -
окультуренный вид капоэйра, который был введен мест-ре Бимба в середине XX века,
это полноценный вид спорта, имеющий своих мастеров и свои федерации в разных
странах мира.
Генералы песчаных карьеров
- Когда говорят об истории капоэйра, то обычно вспоминают
Зумби - всенародного заступника и защитника униженных и оскорбленных.
- Зумби душ Палмереш вошел в историю капоэйра благодаря
тому, что возглавлял один из крупнейших киломбуш, располагавшийся на территории
современного штата Алагоа. Это объединение просуществовало в условиях
правительственной блокады около 70 лет. Еще одна легенда капоэйра - Бизауро де
Ойро, который прославился тем, что вышел из круга непобежденным. Его реальный
прототип - Мануэль Энрике, сын простых крестьян из Санту-Армарув штате Баия.
Считается, что учителем Безору был бывший раб -легендарный местре Алипиу. В
народных легендах капоэйристы всегда защищают слабых, отсюда и прозвища:
Бунтарь, Бешеный Ягуар, Живоглот.
Но сказать, что все капоэйристы являлись благородными
героями, было бы неправдой. Когда в 1888 году рабство в Бразилии было
окончательно отменено, в стране царила очень криминальная обстановка, дети в
семь лет уже разгуливали по улицам с ножами, выживал сильнейший, и капоэйра была
нужна как средство обороны. Мирным жителям - чтобы постоять за себя.
Преступникам - чтобы вступать в борьбу с полицейскими. Беспризорникам - чтобы
отбиваться от жандармов.
Благодаря этой непрерывной борьбе между полицейскими и
преступниками история запомнила и имена полицейских. Так, первый командующий
регулярными общеполицейскими частями Нуньес Видигал по прозвищу Причастие
Камерунцев был своим человеком и при королевском дворе, и среди капенгуш - низов
общества. Обходительный и мягкий, он был одновременно хладнокровен и жесток.
Силу его ножа и дубинки испытали на себе даже те, кто неплохо владел капоэйра.
- Генералы песчаных карьеров, помнится, тоже отбивались от
штрейкбрехеров приемчиками капоэйра.
- Действие романа Жоржи Амаду, по которому затем сняли
знаменитый фильм, кстати сказать, тоже разворачивалось в штате Баия.
Капоэйра так и осталась бы видом уличной драки, если бы не
местре Бимба. В середине XX века он не только окультурил ее и превратил в
красивый вид спорта, но и сделал бразильской национальной культурой. Мануэль Душ
Реиш Мачаду по прозвищу Бимба родился в 1900 году в Сальвадоре, штат Баия.
Чтобы привлечь в это боевое искусство массы, надо было
сделать его красивым. Тогда он ввел в него элементы акробатики. Со временем у
Бимба появились ученики, и каждый стал добавлять в капоэйра что-то свое,
возникли школы. Чтобы сделать капоэйра доступной женщинам и детям, он создал
особую методику преподавания, известную как Восемь последовательностей Бимба.
http://www.kapoeira.ru/info/publication/page43.html