Мастерство капоэйриста - это прежде всего умение вжиться в
роль и не видеть в своем противнике врага. По сути дела, лучшие мастера капоэйра
- это превосходные актеры.
Однажды дон Педро решил найти жениха для своей дочери.
Собрал претендентов на ее руку и сердце и придумал для них испытание. «Мы
находимся около бассейна, который кишит голодными пираньями, -объявил он. - Тот,
кто переплывет его, получит от меня все, что пожелает: чек на миллион долларов,
фазенду или руку дочери». Не успел дон Педро закончить свою речь, как один из
молодых людей прыгнул в воду и в мгновение ока оказался на противоположном
бортике. «Хотите получить в жены мою дочь?» -спросил восхищенный богач, подойдя
к герою. «Нет», - ответил юноша. «Тогда фазенду?» - «Нет». - «В таком случае
чек». - «Благодарю вас, дон Педро, нет». - «Тогда чего же вы хотите?» - «Я хочу
знать, кто только что столкнул меня в бассейн». Незнакомец, столкнувший юношу в
бассейн, не был человеком-невидимкой. Он просто хорошо владел приемами капоэйра.
Древняя техника боя капоэйра - сегодня одно из самых
зрелищных боевых искусств. Нанося удары с воздуха, выполняя шпагаты и стойки на
руках, опытные мастера капоэйра развивают умопомрачительную скорость,
превращаясь в смертоносный вихрь. При желании с помощью этих приемников можно
отправить в нокаут врага, до зубов вооруженного металлическими предметами, как
это делал знаменитый местре Амен Санто, сыгравший учителя Марка Дакаскоса в
фильме «Только сильнейшие». Но это -в крайнем случае. Главное же предназначение
капоэйра - научить человека игре жогу, с помощью причудливого танца вступать в
диалог с противником и собственным телом.
Чтобы овладеть этим искусством, вовсе не обязательно
обладать гибкостью женщины-кошки и стремительностью Брюса Ли. Вице-президент
Федерации капоэйра России Роман Белов утверждает, что научиться бразильскому
танцу-бою может практически каждый. - К нам на занятия часто приходят люди за
40, забывшие о том, что такое спорт, хрупкие девушки и неуверенные в себе юноши
и уже через несколько уроков становятся совершенно другими людьми. Капоэйра тем
и отличается от других боевых искусств, что может быть доступна любому -
независимо от физической подготовки и рода занятий. При этом каждый будет
получать свое. Кто-то научится вставать на мостик, и для него это будет
подвигом, потому что при больных костях и суставах он и согнуться-то толком не
мог. Кто-то будет выполнять сложные сальто. А кто-то - здорово танцевать. А еще
капоэйра - это мягкий путь научиться себя защищать. Чтобы освоить карате или
бокс, нужен бойцовский характер. Научиться же красивому танцу-бою под силу даже
самому тихому интеллигентному человеку.
- Фирменный знак капоэйра - своеобразная техника, при
которой большинство ударов наносится ногами и в прыжке. Откуда она взялась?
- В XVII-XVIII веках капоэйра практиковалась беглыми
рабами, которых свозили из разных районов Африки для работы на бразильских
плантациях. Самые сильные из них умудрялись сбегать, а так как-ру-ки у них были
в колодках, то удары своим преследователям они наносили ногами. Это одна версия.
Вторая - состоит в том, что, по поверью некоторых африканских народов, руки
нужны для того, чтобы созидать, а ноги - чтобы разрушать. К слову сказать, в
современной капоэйра есть удары руками, просто их значительно меньше. Техника
прыжка возникла из-за того, что плантаторы ездили на лошадях, и от ударов мачете
рабам приходилось увертываться, поднимаясь в воздух. Круговые движения в
капоэйра тоже родом оттуда. Дело в том, что, нанося удары, рабы зажимали между
пальцами ног бритву или острые камушки. Чем больше была площадь пореза, тем
больше крови терял противник. Если эти камушки смазывались ядом кураре, тогда и
малейшего пореза было достаточно.
Необыкновенные приключения русских в Бразилии
- Вы начали заниматься капоэйра в то время, когда кроме
фильма «Только сильнейшие» об этом искусстве вообще ничего не было известно. С
чего началось ваше увлечение?
- Собственно, с фильма-то все и началось, но о том, чтобы
заниматься самому, я даже и не думал - не было учителей, не было книг. Помогла
простая случайность. Дело в том, что в ту пору я очень активно занимался
хоккеем, был даже чемпионом Москвы и регулярно приходил тренироваться в парк
Фестивальный на Сущевском валу на каток. И вот однажды мое внимание привлек
смуглый парень лет 20, весь обмотанный какими-то шарфами. Кататься он не умел,
не успев встать на ноги, тут же падал на лед. Меня поразило упорство, с которым
он осваивал нелегкий для себя вид спорта, и я решил ему помочь. Показал пару
движений, мы подружились. Звали его Франсе-лино Морейра - этнический бразилец,
живущий в Кабо Верде - небольшом островном государстве в Атлантическом океане.
Он был студентом Университета Патриса Лумумбы. Через некоторое время, когда он
уже увереннее держался на льду, меньше падал, я вдруг понял, что меня в нем
заинтересовало в тот первый вечер: то, как он падает. Из любого положения в
последний момент он как-то группировался и, словно кошка, приземлялся на руки.
Как будто законов гравитации для него не существует. Когда я спросил его, как
ему удается так аккуратно приземляться, он ответил, что ему помогает знание
капоэйра. Я тогда уже кое-что слышал об этом виде борьбы и попросил показать мне
какие-нибудь приемы. Он согласился, потом ко мне присоединились еще трое моих
друзей, появилась группа. Затем Франселино вернулся в Бразилию, но наша связь с
ним не прервалась. За эти годы он стал местре школы «Со форса». Два раза
приезжал в Москву, проводил семинары. А в 1995году в Москве была открыта школа
капоэйра «Со форса», на базе которой в 1998 году была организована Федерация
капоэйра России, которая изучает не только технику, но и историю этого вида
борьбы.
- Насколько мне известно, вы даже пытались создать
собственную теорию происхождения капоэйра.
- Когда рабы сбегали с плантаций в джунгли, то
организовывали там свои поселения - киломбш, этакие города солнца, в которых все
были счастливы и свободны. Поскольку у жителей этих «городов» не было никаких
приспособлений для защиты, образовалась борьба капойэра. Замечу, что рабов
привозили из разных африканских племен, а в каждом племени были свои обряды,
свои ритуальные танцы, и все это смешивалось, поэтому у капоэйра такой непохожий
ни на что стиль. Все это было теорией, пока я не отправился в Бразилию и не
убедился в этом своими глазами. Причем начинал я свои поиски с того, что узнал о
русском поселении в Бразилии.
- Русское племя в бразильских джунглях?
- Почти. По происхождению я из ортодоксальной
старообрядческой семьи, и как-то к моим родственникам приехал погостить уставщик
старообрядческой церкви с Аляски по имени Дионисий, который родился и вырос в
Бразилии, в небольшой русской деревушке. У его семьи невероятная трагическая
история. До 1917 года они жили на Амуре, после революции, скрываясь от новой
власти, поселились недалеко от Харбина в Китае. В 1945 году туда пришли
коммунисты, все мужчины были арестованы, а женщины с детьми высланы в Гонконг.
Два года русские жили в лагере для беженцев, пока ООН не распределила их по
различным странам. Семья Дионисия была отправлена в Бразилию, прожила там до
середины 60-х, а потом переехала на Аляску. Дионисий рассказал, что в Бразилии
они жили в штате Баия, недалеко от городка Итаете, где находилось поселение
индейцев жесов. По его словам, ритуальные танцы этого племени очень напоминали
боевую капоэйра - они тоже вставали в круг, зажимали острые камушки между
пальцами ног, играли на музыкальном инструменте, похожем на беримбау -
музыкальный символ капоэйра. Я жутко заинтересовался, позвонил Франселино в
Бразилию и все ему рассказал. Тот отыскал нам гида, который знал дорогу в Итаете
и говорил на местном наречии лингва жерал, и мы отправились на поиски племени.
http://www.kapoeira.ru/info/publication/page43.html