Автор: Алина КАДЫРИНА
Возраст у этого январского именинника младенческий: всего
два года исполнилось казанской школе капоэйристов.
Капоэйра - боевое искусство африканских рабов, вывезенных
португальцами в Бразилию, похожее, скорее, на зажигательный танец, чем на
жестокую борьбу. Эта странность капоэйры, по словам тренера казанской школы
Рустама, объясняется исторически: плантаторы боялись стычек с рабами и запрещали
им заниматься чем-то, напоминающим боевую подготовку, а отправление обрядов,
напротив, приветствовали. Поэтому рабы маскировали капоэйру под ритуальный
танец. Сказалась и врожденная музыкальность африканцев. И сегодня это
экзотическое искусство немыслимо без... оркестра.
Тренировка капоэйристов в спортзале КГТУ им. Туполева на
Подлужной началась с распевки роды - всех участников, вставших в круг, внутри
которого идет игра. Игроки по очереди бросали друг другу боевой клич: “Э-э!”.
Обладать вокальными данными при этом не требовалось. Затем тренер Рустам,
привезший капоэйру в Казань... из Красноярска, взялся за беримбау - палку,
согнутую в дугу, со стальной струной, вытянутой из автомобильной покрышки. Два
игрока у ног тренера слушали ладаинью - импровизированное соло мастера и
ведущего игры. Некоторые инструменты капоэйристы привезли из Бразилии, остальные
сделали сами. Орешник для беримбау везли из Камского Устья. Похожи их творения
на аутентичные или нет - судить не берусь, но в лавочках, торгующих этникой, они
смотрелись бы весьма уместно.
Затем под удары бубна и барабана началась игра. Ритм
оркестра задавал движения капоэйристов, по пластике не уступающие кошачьим. По
типу движений капоэйра напоминает брейк-данс: игроки дерутся у ног участников
роды. “Бури и натиска” нет. Атаку игроки начинают с уклонов, рассчитанных на то,
чтобы обмануть расчет противника. По словам Рустама, и эта “фишка” капоэйры
имеет историческое объяснение: хозяин - европеец, привыкший сражаться стоя, не
ожидал, что ползающий в ногах темнокожий раб может представлять опасность.
Изначально задача капоэйриста - остаться живым: “хороший негр - мертвый негр”. В
схватке без правил важна реакция - и ничего более. Можно притвориться мертвым,
напасть сзади, бить чем и как угодно. В капоэйре нет ни возрастных ограничений,
ни весовых категорий - человек маленького роста может убить великана, девчонки
на равных дерутся с парнями. Дерутся отчаянно, весело, с озорством. Диаметр роды
не превышает более двух метров, поэтому вышедший за линию игрок получает
“добавку” от зрителей. Азарт охватывает всех - такое ощущение, что участвуешь в
драке в Гарлеме. За то, что в начале двадцатого века капоэйру приняли на
вооружение американские люмпены, власти ее запретили. А в конце века она
превратилась в развлечение европейской элиты. Сегодня экзотическое боевое
искусство проникает во все слои населения, в том числе и российского, составляя
конкуренцию восточным единоборствам.
С тренировки мы с моим провожатым, капоэйристом Рашитом,
шли по неосвещенным пустырям Подлужки.
- А если придется драться? - в контексте нашей “прогулки”
этот вопрос был весьма уместен.
- Боевыми искусствами занимаются не для этого!
Кто знает.
http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-16849.htm