Обычный спортивный зал, необычная и безумно заводная
музыка: kapoeee-kapoeiraaa! Вокруг люди в белых одеждах. Они выделывают странные
ритмические движения, смешно крутятся, при этом атакуя соперника ногами и
отталкиваясь от земли, выделывают в воздухе самые невероятные пируэты. Не то
акробатика, не то борьба, не то танец. На самом деле и то, и другое, и третье.
Бразилия в Сибири
Все это капоэйра - афробразильское боевое искусство,
зародившееся еще в XVII веке. В Бразилии невольникам, привозимым из Анголы,
Мозамбика, Гвинеи и Конго, запрещали изучать боевые искусства, и они
замаскировали основы атаки под танцевальные "па" и акробатические элементы. Пока
колонизаторы "прохлаждались", рабы создали боевое искусство - капоэйру. Рабство
ушло в прошлое, а капоэйра осталось. Теперь это второй по популярности вид
спорта в Бразилии - конечно, после футбола.
Южно-американская культура неожиданно прижилась и в
Новосибирской академии водного транспорта. Руководитель группы капоэйры студент
НГАВТа Андрей Беляев выступает в роли преподавателя уже два года. До этого в его
послужном списке были брейк-данс, акробатика и паркур. Сегодня капоэйра
монополизировалось в жизни Андрея, отодвинув все остальное на второй план.
- Капоэйристы выступали на дне первокурсника, там я впервые
увидела и узнала, что это такое. Зрелище настолько зажгло меня, что я решила
попробовать! - рассказывает Вика. - Кроме того, по НГАВТу развешены объявления о
наборе в группу капоэйры, мы постоянно выступаем, рассказываем о капе друзьям и
знакомым, люди интересуются и приходят.
А ты катись, колесо...
Отработка техники начинается с выполнения базовой стойки.
Андрей провозглашает: выполняем кадэйру. Капоэйристы прогибают спину в пояснице,
ноги полусогнуты, руки перед собой (прикрывают лицо) - все очень похоже на
другие боевые искусства. Но сам бой выглядит не так привычно. Спортсмены
выполняют приемы, боевые техники, но при этом даже не касаются друг друга. Это
запрещено. Победителем оказывается капоэйрист, нанесший большее количество
воображаемых ударов, разгадавший замыслы соперника и наиболее ярко
продемонстрировавший свои физические возможности. Главная ставка в капоэйре
делается именно на игровой элемент, а не на обездвиживание соперника, как
задумано в традиционных боевых искусствах.
Кстати, многим из нас хорошо знакомы некоторые приемы
борьбы капоэйра. Ну кто не делал в детстве "колесо"? Оказывается, его можно
легко использовать для самозащиты, "колесо" идеально для отклонения от
встречного удара и последующей контратаки. Капоэйристы называют этот прием
ау-батиду (или "клюв попугая").
Показав ау-батиду, Андрей внезапно делает мах ногой снизу
вверх с умопомрачительной скоростью (и завидной растяжкой).
- Это понтейра, - поясняет он.
Удар наносится пяткой, как правило, на уровне головы.
Кстати, почти все удары в бразильском боевом искусстве наносят ногами.
- Традиционно считается, что противник обязательно вооружен
чем-то острым (нож, лезвие, крупные куски стекла), и чтобы избежать возможного
"боевого ранения", в капоэйристской технике присутствует огромное количество
акробатических элементов. Это помогает легко парировать удары, оружие противника
лишь скользнет по одежде и не причинит вреда, - говорит Андрей.
Бей в бубен!
Та самая музыка, о которой вскользь было упомянуто ранее, в
капоэйре чуть ли не одно из главных звеньев искусства. Во-первых, это, пожалуй,
единственный вид спорта, где на тренировках используют музыкальные инструменты.
Во-вторых, для того чтобы получить звание местре (мастера), необходимо уметь на
них играть. Ведь ритм, задаваемый музыкой, - это половина успеха всего поединка.
Названия инструментов для русского уха звучат так же
непривычно, как и музыка, которую они воспроизводят: беримбау (музыкальный лук),
пандейро (бубен), агу-го (двойной колокольчик), реко-реко (зазубренная
бамбуковая трещотка) и атабак (высокий барабан).
Правда, новосибирские капоэйристы пока используют более
привычное средство воспроизведения ритмов - музыкальный центр.
- У нас готовы составляющие для беримбау, осталось только
собрать, - добавляет капоэйристка Вика.
По-духовному и по-философски
Финальное действие - рода. Спортсмены собираются в большой
круг (он символизирует солнце). Двое из них выходят на середину и начинают
"бороться". Рода будет идти до тех пор, пока каждый сидящий или стоящий в круге
не примерит на себя шкуру бойца.
Столичные спортзалы уже в буквальном смысле ломятся от
желающих познать азы необыкновенного боевого искусства. В Новосибирске движение
только начинает развиваться.
- В мае наш город посетят бразильские мастера капоэйры,
чтобы аттестовать нашу группу и присвоить ей официальный статус. Надеюсь, что
после этого движение капоэйристов в Новосибирске вдохнет полной грудью! -
добавляет Андрей Беляев.
Сердце музыки капоэйра - беримбау - музыкальный лук.
Инструмент делается из палки, согнутой в дугу, предпочтительно от дерева
беримба, на нее натягивается стальная струна, вытянутая из автомобильной
покрышки, и надевается кабаса - выдолбленная тыква, действующая как резонатор.
Не считая загадочного дерева, инструмент делается довольно просто.
Шнуры-пояса (кордау) обозначают степень мастерства
капоэйриста. Первая ступень - формадо - звание опытного ученика. Высшее звание
в капоэйре - контра-местре или местре. Достижение высшей ступени занимает не
менее десяти лет и дает право открыть собственную школу.
http://www.studentcity.ru/index.php/articles/2603