В начале 16-го века португальцы под руководством
мореплавателя и исследователя Педро Алвареса Кабрала (Pedro Alvares Cabral)
прибыли в Бразилию. Одна из первых вещей, которую они заметили, была
покорность и готовность местного населения - бразильских индейцев, снабжать
колонизаторов рабским трудом в обмен на хлопок и сахарный тростник. Однако
этот опыт оказался неудачным. Индейцы быстро умирали в неволе или убегали в
свои близлежащие дома. Тогда португальцы начали ввозить рабов из Африки. На
другой стороне Атлантики свободных мужчин и женщин ловили и сажали на в
жуткие трюмы кораблей рабовладельцев, и отправляли в кошмарные плавания,
которые для многих заканчивались вечными оковами.
В начале африканцы прибывали сотнями, позднее
тысячами (примерно 4 миллиона за весь период колонизации). Наибольший вклад,
при этом, внесли три крупные группы африканских народностей: Суданская
группа, состоящая в основном из йорубанских и дагомейских народов,
Гвинео-Суданская группа из малезианских и хауса народов, и группы народов
«Банту» (Bantu) (среди них люди конго, кимбунда и касанже) из Анголы, Конго
и Мозамбика.
Считается, что как раз группы «Банту» явились
фундаментом для рождения Капоэйры. Они привезли с собой собственную
культуру, которая не была отражена в книгах, и не хранилась в библиотеках, а
пронизывала их тело, разум, душу и сердце. Это была культура, которая через
поколения передавалась от деда отцу и от отца к сыну. Среди предметов этой
культуры было Кандомбле (Candomble) – религия, Беримбау (Berimbau) –
музыкальный инструмент, Ватапа (Vatapa) – кулинарное блюдо, и огромное
количество других вещей, по сути, – стиль и образ жизни.
Однако португальцы были не единственными
колонизаторами Бразилии. Датчане контролировали северо-запад страны в период
с 1624 по 1654 год. И когда они устраивали атаки на португальские колонии,
вторгаясь в города и на плантации, которые располагались вдоль
северо-западного побережья, концентрируясь, при этом, на Ресифи (Recife) и
Сальвадоре (Salvador), рабы начинали свои первые шаги на пути обретения
свободы. С каждым нашествием датчан, безопасность плантаций и городов
ослабевала. Рабы, пользуясь возможностью, убегали, бросаясь в гущи лесов в
поисках мест где можно укрыться и выжить. Многие, после побега, основывали
независимые деревни – киломбос (quilombos).
Существование киломбос внесло огромный вклад в
развитие и эволюцию Капоэйры. Было по крайней мере десять крупных киломбос,
каждый со своей внутренней социально-экономической организацией и
коммерческими отношениями с прилегающими городами. Киломбо дос Палмарес
(quilombo dos Palmraes) просуществовало в течении 67-ми лет в глубине штата
Алагоас (Alagoas), отражая почти все экспедиции посылаемые уничтожить его. И
поэтому, по причине постоянности и характера существовавшей угрозы,
Капоэйра, развила свою структуру как борьба именно в Киломбос. Зародыш
Капоэйры как зачаточного вида единоборства появился в рабских кварталах, и
возможно не совершенствовался бы дальше, останься он в той же окружающей
обстановке.
Начиная примерно с 1814 года, Капоэйра и другие
формы культурного выражения африканцев, стали подвергаться репрессии, и были
запрещены рабовладельцами и надсмотрщиками во многих местах. До этой даты,
эти формы были разрешены и даже иногда поощрялись, не только в качестве мер
предосторожности против внутреннего давления, возникшего вследствие
рабовладельческого строя, но также, и как способ выявить различия между
всевозможными африканскими группами, в духе «разделяй и властвуй». Но с
прибытием в Бразилию Короля Португалии Дома Жоао VI (Dom Joao VI) и его
двора в 1808-м, который искал убежища от вторжения в Португалию Наполеона
Бонапарта, вещи изменились. Вновь прибывшие осознали необходимость
уничтожения всяких признаков африканской культуры, чтобы доминировать над
рабами, и Капоэйра подверглась гонениям, и оказалась окончательно
объявленной вне закона в 1892-м году.
Было много мотивов для запрещения Капоэйры.
Прежде всего, она давала африканцам ощущение национальной сплоченности. Она
также развивала чувство уверенности у тех, кто ее практиковал. Капоэйра
создавала маленькие, организованные группы. Она также рождала проворных и
опасных бойцов. Бывало, что рабы ранили друг друга, практикуя Капоэйру, что
было абсолютно невыгодно с экономической точки зрения. Хотя хозяева и
надсмотрщики были, возможно, не так сознательны, как Король и его придворные
умы, касательно всех этих мотивов, они интуитивно ощущали, что «что-то здесь
не так».
Стоить отметить, что существует множество теорий
пытающихся объяснить корни Капоэйры. Согласно одной, очень распространенной,
Капоэйра была борьбой, замаскированной под танец так, чтобы ее могли
практиковать без ведома белых рабовладельцев. Многим это кажется
маловероятным, так как в 1814-м, когда любые проявления африканской культуры
начала всячески подавляться, другие формы танцев подверглись запрету наравне
с Капоэйрой, так что совершенно не было необходимости замаскировывать ее под
танец.
Другая, утверждает, что у мукупи, народности юга
Анголы был ритуал инициации, который назывался эфендула (efundula),
чевствующий девушек, которые стали женщинами, в честь чего молодые воины, в
свою очередь, устраивали Н”голо (N”golo), или «танец зебр» - боевой
танец-поединок. Согласно этой теории, Н”голо это и
была Капоэйра. Эта теория был выдвинута писателем Камара Каскудо (Camara
Cascudo), но годом позже историк Вальделоир Рего (Waldeloir Rego), возразил,
что эта «странная теория» должна оцениваться критично до тех пор, пока не
будет представлено весомых доказательств, чего собственно пока не произошло.
Если Н”голо действительно существовал, можно считать, что он был одним из
тех немногих танцев, что вошли в фундамент основ Капоэйры.
Другие теории, титул основателя Капоэйры,
приписывают Зумби, легендарному лидеру Киломбо дос Палмарес, естественно
абсолютно без каких-либо оснований.
Однако, как бы то ни было, все эти теории
невероятно важны для понимания мифа, который окружает Капоэйру, но не может
быть полностью принят как исторический факт, согласно имеющимся данным и
информации. Возможно, в будущем, вследствие дальнейших исследований, теория
о том, что Капоэйра возникла как смесь разнообразных африканских танцев и
единоборств на территории Бразилии главным образом в 19-м веке, также
покажется недостоверной.
С подписанием Золотого Закона, который отменил
рабство, в 1888-м году, рабы, вновь обретшие свободу, не могли найти себе
места в текущей социально-экономической ситуации. Капоэйрист (человек,
практикующий Капоэйру), обладая умением драться, самоуверенностью и
индивидуальностью быстро пал до криминала, и Капоэйра вместе с ним. В Рио де
Жанейро (Rio de Janeiro), где Капоэйра развивалась исключительно как форма
единоборства, стали появляться криминальные группировки, терроризирующие
местное население. Вскоре, во время перехода статуса Бразилии от Империи к
Республике в 1890-м, монархисты и республиканцы стали использовать эти
банды, чтобы оказывать давление и срывать съезды своих соперников. Дабы
усилить ущерб, приносимый различными движениями Капоэйры, в те времена
широко применялись всевозможные оружия, в основном это были дубины, кинжалы
и перочинные ножи.
В Баийи (Bahia), однако, Капоэйра продолжала
развиваться как ритуально-танцевально-боевая игра, и беримбау по прежнему
был обязательным инструментом, использовавшимся для того, чтобы вести Роды
(Roda), фактические сеансы игры Капоэйра, которые всегда проходили в
потайных местах, потому как в то время, согласно первой конституции
Бразильской Республики от 1892-го года, Капоэйра уже была запрещена.
В начале 20-го века в Рио де Жанейро типичный
капоэйрист был негодяем и бандитом. Неважно был ли капоэйрист темнокожим,
светлокожим или мулатом, он без сомнений был экспертом в использовании
ударов головой (cabecadas), ногами (golpes) и подсечек (rasteiras), также
как и профессионалом в обращении с лезвием. В Ресифи Капоэйра стала
ассоциироваться с городскими музыкальными группами. Во времена карнавала,
крепкие бойцы-капоэйристы вели эти группы через улицы города, и когда две
группы пересекались драка и кровопролитие обычно имели место. В Баийи
капоэйрист также довольно часто расценивался как преступник.
Преследования и конфронтации с полицией
продолжались. Искусство постепенно погасало в Ресифи и Рио, однако Капоэйра
продолжала по-прежнему практиковаться в Баийи. Именно в этот период
появлялись легендарные фигуры и опытные игроки такие как Безоро Кордао де
Оуро (Besouro Cordao-de-Ouro) в Баийи, Насименто Гранди (Nascimento Grande)
в Ресифи и Мандука да Прайа (Manduca da Praia) в Рио, которых прославляют и
по сей день.
Двумя ключевыми фигуры в Капоэйре в двадцатом
веке несомненно являются местре местре Бимба (Bimba) и местре Пастинья (Pastinha).
Эти две личности настолько важны для истории Капоэйры, что они, вместе с
тайнами, которые их окружают, ассоциируются с мифическими предками всех
игроков Капоэйры. Многое из того, чем современный капоэйрист хочет являться
обуславливается тем, кем были эти два человека и что они из себя
представляли.
Сейчас Капоэйра распространилась далеко за
пределы Бразилии и продолжает расширяться по всем странам мира. Капоэйра
«открывается» многим в силу различных причин. Во-первых, чистейшая красота
этого искусства гипнотизирует. Капоэйра это и танец, и борьба. Это не только
смесь гимнастики, танцев и единоборств, это еще и музыка, культура, история
и знания. Капоэйрист учиться искать баланс между физическим и ментальным.
Капоэйрист должен уметь играть на многих инструментах и петь. Капоэйрист
иногда может быть вашим врагом, но чаще, он ваш друг. Капоэйрист это
историк. Капоэйрист – это все вышеперечисленное. аг, и уже через несколько
лет капоэйра была признана национальным спортом Бразилии.
http://www.spb-capoeira.ru/capoeira/history.html