Зумби (Zumbi)
Зумби родился в 1655 году в Киломбо дос Палмарес (Quilombo
dos Palmares), самой большой колонии беглых рабов. Комплекс Палмарес находился в
теперешнем штате
Alagoas (Serra da Barriga), северо-запад Бразилии. Его
популяция состояла не только из беглых рабов, но также и из коренных бразильских
индейцев и других смешанных рас. В Палмарес была организованная государственная
система, во многом схожая с Африканским Королевством, со своим Королем и
Ассамблеей. Только лучший воин мог быть избран Королем. Зумби был самым
известным Королем из всех. Киломбо дос Палмарес 65 лет боролось против
португальских и датских колонизаторов и было окончательно уничтожено в 1694
силами Домингоса Жорже Велью (Domingos Jorge Velho) и его солдатами. Однако
Зумби удалось сбежать и многие даже думали что он бессмертен. Разыскиваемый
властями, его поймали 20-го ноября 1695 года. Его убили и обезглавили на месте.
Его голова была принесена властями на городскую площадь в Вила ду Ресифи (vila
do Recife) чтобы показать людям что он не был бессмертным. Зумби до сих пор
считается национальным героем и воином, символом свободы. Его имя стало легендой
и предметом многих песен в Капоэйре.
Безоро Манганга, Безоро Кордао-де-Оуро (Besouro Manganga,
Besouro Cordao-de-Ouro)
С раннего детства, Маноэль Энрике (Manuel Henrique),
сын Жоао Гроссо (Joao Grosso) и Марии Хаифы (Maria Haifa) , изучал секреты
капоэйры на улице вместе с мастером Алипио (Alipio), в Санта Амаро да
Пурификасао (Santa Amaro da Purificacao). Его посвятили в капоэйру именем Безоро
Манганга (большой вид майского жука темного цвета), назвали его так за его
гибкость и возможность "исчезать" в нужный момент. Сильный, темнокожий, с духом
путешественника, он никогда не работал в одном месте постоянно, и не имел
конкретной профессии. Когда обстановка была напряженной и оказывалось что
превосходство в бою было у оппонента, Безоро "исчезал" без следа. Слухи
распространялись, и вера в его сверхъестественные способности начинала расти. На
поезде, коне, или пешком, в зависимости от обстоятельств, Безоро путешествовал
от Санто Амаро до Мараканганьи (Maracanganha) или в обратную сторону, при этом
умудряясь работать на плантациях, фермах или мельницах.
Мастер Кобринья Верде (Cobrinha Verde), двоюродный
брат Безоро рассказывал такую историю о нем. Однажды, безработный, Безоро в
поисках работы отправился на мельницу Колониа, которая сейчас называется Санта
Элизиа (Santa Elizia), что в Санто Амаро. Его приняли и он стал работать там.
Через неделю, когда настал день зарплаты, его босс объявил всем сотрудникам, что
рабочий контракт был "quebrado para Sao Caetano" (закрыт или сломан). Эта фраза
использовалась в те времена, чтобы сообщить, что никому не будут платить. Тех,
кто осмеливался бросить вызов боссу, привязывали к стволу дерева, били плетью и
оставляли там на 24 часа, но с Безоро все было по-другому. Когда босс сказал
ему, что не собирается платить, Безоро схватил его за рубашку и насильственно
заставил его платить обещанные деньги. Безоро был революционером. Он не любил
полицию и всегда впутывался в неприятности с властями. Много раз он применял
силу чтобы обезвредить полицейских. Однажды вооруженный их же оружием, он запер
полицейских в клетках предназначенных для преступников. Однажды, на Ларго де
Санта (Largo de Santa), одной из главных площадей Санто Амаро, Безоро заставил
одного солдата выпить столько алкоголя, что тот упал наземь без чувств. Когда
солдат проснулся он пошел к своему командиру, капитану Жозе Косталу (Jose Costal),
который назначил десять человек на поиски Безоро живым или мертвым. Безоро,
ошиваясь в окрестном баре, интуитивно почувствовал их приход. Он покинул бар и
последовал на главную площадь. Когда полиция подоспела, он подошел к
христианскому кресту, находящемуся на площади, он вытянул руки как Иисус Христос
и сказал полиции, что ни за что не сдастся им. Раздались выстрелы и капоэйрист
упал наземь. Капитан Жозе Костал подошел к нему и ткнул в него ружьем думая что
тот мертв. Однако, он был отнюдь не мертв, а напротив - живее живых. Безоро, к
глубокому удивлению капитана, выхватил винтовку, и приказал солдатам сложить
свои оружия и покинуть площадь. Они уходили обезоруженными, в то время как
Безоро напевал веселую песенку.
Передряги в которые ввязывался Безоро, по большей
части с полицией и владельцами ферм и мельниц, всегда заканчивались для него
хорошо. Когда Безоро работал на плантации Доктора Зека (Dr. Zeca), ему было
предначертано умереть. Доктор Зека был вспыльчивым человеком, страстно желавшим
смерти Безоро. Он приказал Безоро, неумевшему читать и писать, отнести письмо
своему другу - хозяину мельницы Мараканкалья (Maracancalha). В письме было
написано - "Убей того, кто принесет это послание". По прибытию к другу Доктора,
Безоро было предложено остаться на ночь, чтобы утром с ответом отправиться
обратно. На следующее утро Безоро вышел в поисках хозяина, и был окружен группой
из 40 солдат. Они стали стрелять в него нескончаемым количеством пуль. Безоро
бросился убегать, уворачиваясь от пуль и перемещая свое тело в ритм выстрелов. В
этот момент появился человек по имени Эусебио де Кисаба (Eusebio de Quisaba),
неожиданно, он жестоко пырнул Безоро ножом, который был сделан из специального
дерева - "туркум" (tur*****). Этот деревянный нож играет большую роль в афро-
бразильской религиозной традиции Кандомбле. Предания говорят что этот нож сделан
специально и является единственным способом убить человека, чей дух и тело
"закрыты" для смерти (Corpo Fechado), именно эту черту приписывали Безоро, -
человеку, которого не сразит ни одна пуля.
Маноэль Энрике, Безоро Манганга умер в 1924 году, в
возрасте 27 лет, но продолжал жить в памяти своих учеников Рафаэля Алвареза
Франса (Rafael Alves Franca), Мастера Кобриньи Верде (Mestre Cobrinha Verde) и
Сири де Манге (Siri de Mangue). В наши дни, Безоро - символ Капоэйры по всему
штату Баийя (Bahia). Он хорошо известен за свою храбрость и благосклонность. Та
поддержка, которую он оказывал преследуемым и униженным полицией и владельцами
плантаций, никогда не будет забыта.
Лампиао (Lampiao)
Виргулино Феррейра да Силва (Virgulino Ferreira da
Silva) (1898-1934. позже названный Лампиау - лампа, за яркий свет исходивший от
его винтовки во время битв) родился в сертау (sertao),
сухая область в глубине северо-востока страны, которая
известна своими бесконечными засухами и невыносимой жарой, обитателями которой
были в основном бедные фермеры. В начале 20-го века этот район, благодаря
невероятной бедности, безграмотности и социальному безправию, вкупе с
неадекватным контролем властей, дал почву для расцвета беззакония. Группы
кангасейрос (cangaceiros - часто бедных пастухов, ставших бандитами) скитались
по этому региону, грабя мелкие города и фермы.
В 1920-х годах, после того, как его родителей убили,
Лампиао примкнул к кангасу (cangaco) - банде изгоев. Вскоре он стал главой своей
собственной банды. Он получил известность за свои безжалостные, садистские
поступки, за умение драться, а также за свою отвагу, щедрость и музыкальные
способности. Он отлично играл на аккордеоне, пел и бывало танцевал ночами
напролет на вечеринках. Согласно легенде, он и его банда популяризовали шашаду (xaxado)
- мужской танец. Жизнь его окончилась когда он был пойман и обезглавлен вместе
со своей женой Марией Бонита (Maria Bonita). Хотя Лампиао и не был капоэйристом,
его имя воспевается во многих песнях капоэйры, наравне с другими известными
личностями; он был легендарной фигурой, чье имя вызывало страх у богачей и
любовь и признание у бедняков.
Мэстрэ Bimba (1900-1973)
В 1930 году мэстрэ Bimba (Manoel dos Reis Machado), один из
наиболее видных мастеров Капоэйры, получил
приглашение от президента продемонстрировать своё искусство
в столице. После успешного выступления, он возвращается домой, и, с разрешения
правительства, открывает первую формальную школу Капоэйры в Бразилии в 1932
году. Это был первый шаг в основании официальной Капоэйры и год спустя сенат
издал указ о присвоении Капоэйре статуса национального спорта. Капоэйра
продолжала развиваться и вскоре распространилась по всему миру. Она и сейчас
растет, посредством практики и средств массовой информации. Мэстрэ Bimba стал
основателем стиля Капоэйры Regional (Luta Regional Baiana). Стиль был создан в
ответ на опасности улиц двадцатых годов. Regional сосредоточен на боевых
аспектах искусства. Мэстрэ Bimba хотел узаконить Капоэйру, как форму самозащиты,
атлетическую игру, улучшающую технику движений и создающую последовательности
тренировки. Он использовал технику грубого танца-боя, которому его обучил отец
Luiz Candido Machado. Главным новшеством, придуманным мэстрэ Bimba, было cintura
desprezada что означает небрежное ипользование талии в бросках с лёгкостью.
Применение этой техники заключается в последовательности акробатических бросков,
которые изучающие должны проделать без чьей-либо помощи для преодоления страха
падения.
Мэстрэ Pastinha (1889-1981)
Мэстрэ Паштинья (Mestre Pastinha) - полное имя Висенте
Ферейра Паштинья начал изучать капоэйру с 8 лет.
Он изучал Капоэйру Ангола - более древнюю, силовую,
медленную и шаманскую разновидность капоэйры. Обучался он ежедневно в течении 10
лет. Затем служил на бразильском военно-морском флоте. За 8 лет службы успел
повидать многое, попробовать себя во многих профессиях и набраться достаточно
опыта. Но больше всего ему нравилось учить людей капоэйре. "Сойдя на берег", в
1910 Паштинья открыл свою первую школу, которая находилась в велосипедном клубе.
Накопленный опыт и высокий уровень подготовки позволили ему свободно нести
капоэйру в массы. Мэстрэ Паштинья известен также своим философским складом ума и
своими высказываниями. Кроме того, Паштинья был художником и в свободное время
преподавал рисование. Паштинья был первым, кто ввел униформу в капоэйре.
Замечательный рассказчик, обожавший говорить о древних традициях, в 1964 г. при
помощи друга Жоржи Армаду он написал книгу под названием "Капоэйра Ангола", а
также записал альбом "Капоэйра Ангола - Мастер Паштинья и его Академия". К
сожалению, несмотря на свою известность и популярность, Висентэ Паштинья ослеп и
прозябал в нищете, покинутый всеми. Он скончался в 1982 году в г. Байя, в самой
колыбели Капоэйры. Мастер Паштинья оставил после себя много учеников, которые
известны и преподают по сей день - Жуау Гранди, Жуау Пекену, Кайсара
http://www.spb-capoeira.ru/brazil/great.html