Оригинальное боевое искусство, созданное в ХVII-ХVIII веках
чернокожими рабами, вывезенными из Африки для подневольного труда на плантациях
сахарного тростника и кофе в Бразилии.
«Невольничье» происхождение наложило свой отпечаток на
технику. Капоэйристы принимают очень низкую стойку, основанную не на продольном,
а на поперечном шпагате — ноги широко расставлены, руки почти касаются земли.
Бойцы перемещаются «лягушачьими» прыжками, держась друг от друга довольно
далеко. Используя руки для опоры, наносят удар или делают подсечку ногой (чаще
обеими). Становятся понятными и кажущаяся незащищенность головы при
«четвероногой стойке, и дальняя дистанция поединка:
близко все равно не подойти, так как выпад очень длинный —
во все тело плюс длина рук. Внезапно упав на связанные (безразлично — спереди
или за спиной) руки и провернувшись вокруг них, словно волчок вокруг оси,
схваченный раб мог за секунду буквально скосить нескольких охранников. Потом
вскочить, нанести им ряд добивающих ударов, чтобы не дать подняться. Если
позволяли путы — вырвать оружие. Но чаще — просто бежать, скрыться в джунглях...
(Нынешняя спортивная капоэйра теперь практикует и обмен ударами в стойке, без
падения. Но это уже сказывается влияние каратэ).
Бой чаще всего происходит под сопровождение музыкального
инструмента. Во всяком случае, это касается «публичных» боев, неотъемлемого
элемента любого бразильского карнавала. Такие поединки происходят почти
бесконтактно, удары скорее эффектны, чем эффективны, явно рассчитаны на публику.
Но с точки зрения чистоты выполняемых движений, карнавальные поединки
демонстрируют потенциальные возможности капоэйры лучше, чем поединки спортивные
и боевые. К примеру, на них капоэйристам гораздо чаще, чем в бою, удается
проводить серию «вращательных» приемов, или так называемый «бедуинский прыжок»
(косой проворот тела и ног в воздухе без опоры на ру-ки — почти сальто),
являющиеся неотъемлемой частью искусства капоэйры, но в реальной, схватке
применяемые редко.
Вообще, карнавальная капоэйра знает, по сути дела, лишь две
зоны атаки: в самом нижнем уровне (различные подсечки, зацепы и подбивы ног
противника) — и в самом верхнем (удары ногами в голову). С точки зрения боевой
капоэйры — это тоже наиболее желательные варианты нападения. Однако в контактном
поединке все-таки достаточно часто наносятся и удары по корпусу; к тому же там
удары более прямолинейны, чем удары «карнавальные» (которые всегда вращательны).
Защита в «публичных» поединках осуществляется лишь за счёт поворотов и уклонов,
основанных на все том же вращении. Но во время бескомпромиссной спортивно-боевой
схватки нередко можно наблюдать и блоки — правда, не жесткие, а скорее отводящие
удар противника за счет опять-таки вращательного движения.
Танцевальные элементы — не нововведение, а исходная
особенность капоэйры. Мастера утверждают, что раньше тренировки маскировались
под танцы, чтобы не привлекать внимание рабовладельцев: пусть, мол, «рабочая
скотина» развлекается, лишь бы не бунтовала.
Разумеется, такой вид единоборства как капоэйра требует
умения отскакивать, падать, перекатываться, уходя от атаки, а потом мгновенно
выпрыгивать из лежачего положения. Также в капоэйре хорошо разработаны ложные
выпады, отвлекающие, обманные движения.
Удар в капоэйре наносится, в основном, пяткой, реже —
другой частью стопы (например, сводом или подпальцевой зоной). Надо сказать, что
удар не такой концентрированный, он более «размазан», чем в восточных
единоборствах. Следовательно, обладает меньшей пробивной силой. Кроме того
следует отметить слабо разработанную технику рук: в классической капоэйре, как
уже сказано, руки предназначаются для упора, но в реальном бою (особенно после
отмены рабства) это ведь удается далеко не всегда... Отсутствует работа «по
точкам» — и сами точки (кроме очевидных, вроде солнечного сплетения)
малоизвестны.
Техника нанесения ударов ногами, опираясь на руки,
называется бананейра — «сажание бананов». А отвлекающие маневры —
«пританцовывание» в низкой стойке — именуется «джинга» — так же, как известный
танец. В качестве вспомогательного оружия капоэйрист мог использовать копье,
палку или мачете, приклад выхваченного в схватке ружья... Но есть и оружие,
разработанное специально для капоэйры.
Это — короткий нож с вогнутым лезвием (точнее, одно лезвие
.без рукоятки). Капоэйристы вступали в схватку, зажав такие ножи между пальцами
каждой ступни. Но в схватку не с белыми рабовладельцами, а друг с другом. Ведь
капоэйра по происхождению — дикарское единоборство, она не опиралась (как это
было на Востоке) на глубокую философию, медицину или развитую теологию.
Психологическая подготовка капоэйриста вплоть до последних десятилетий имела
совершенно иные корни. Кровавый бой, когда противники, не пытаясь ни убить, ни
уклониться, полосовали друг друга ножами по мышцам груди и плеч, являлся частью,
религиозного экстаза. Ныне такие бои ушли в прошлое, но ушли сравнительно
недавно. Еще живы старики-капо-эйристы, наблюдавшие эти поединки в молодые годы,
а то и участвовавшие в них. Впрочем, кто знает, что происходит в наши дни в
затерявшихся под сенью бразильских джунглей глухих деревушках... Тем более, что
изначальная капоэйра очень похожа на ритуальные единоборства тайных союзов,
близких к организациям воинов-зверей эпохи военной демократии.
Как спорт, капоэйра стала оформляться в 30-е годы XX века.
С 1932 года мастер Бимба начал преподавать ее в Региональном центре физической
культуры в Салвадоре. В 1937 году она была официально признана Национальной
конфедерацией бразильского спорта. Разумеется, в отличие от карнавального
варианта, в спортивной капоэйре поединки проводятся с ощутимым контактом. Тем не
менее, травм там не больше, чем в боксе, хотя и не меньше.
Кроме карнавального и спортивного, существует еще боевой
раздел. Там изучается противостояние «один против нескольких», «безоружный
против вооруженного», а главное (специфика жанра!) — «связанный против
свободного». В последнем варианте капоэйра достигает высот, сравнимых с лучшими
результатами Востока. Но все-таки это — «силовое» единоборство, а значит и
возраст ограничен, и пол...
Раньше в капоэйре существовал «расовый барьер». Сейчас он
снят, но лидируют по-прежнему темнокожие спортсмены. Не то традиции сказываются,
не то потенциал негритянских атлетов (а он высок и общеизвестен). На сегодняшний
день не было ни единого случая, чтобы белый капоэйрист завоевал чемпионский
титул.
Капоэйра, в определенном смысле, уникальное явление.
Достаточно сказать лишь одно: это, по-видимому, единственное боевое искусство,
которое сумело достичь достаточно высокого уровня исключительно на основе
собственных источников. Все единоборства Евразии так или иначе прошли этап
обмена опытом, взаимного обогащения. Капоэйра же с самого начала оказалась в
жесткой изоляции. По вполне понятным причинам раб ничему не мог научиться у
белых хозяев (к тому же последние если чем и владели, то европейским боксом и
фехтованием, а у капоэйры совсем другая база). С индейцами черные рабы тоже
практически не общались.
Предки капоэйры и в Африке не отыскиваются. Большинство
рабов попадало в Бразилию из португальских колоний: Мозамбика и Анголы. Один из
двух основных стилей современной ка-поэйры даже именуется «ангольским», но это
современное название: черные рабы свою прародину так не называли, да и вообще
она не существовала тогда как единая страна (второй большой стиль называется
«региональным»).
http://martialarts2004.narod.ru/2_9.htm