Перевод статьи Frank Colon "Berimbau
Lesson".
Добро пожаловать на урок! На этом, первом из целой серии
уроков, посвящённых различным уникальным ударным инструментам, мы поговорим об
одном из моих излюбленных инструментов, - беримбао (Berimbau) - и о том, как его
грамотно использовать. Всякий раз, когда я еду куда-нибудь на гастроли и беру
этот инструмент с собой, охранники в аэропорту задают мне один из двух вопросов:
"Ух ты! Сэр, а что это за труба у Вас такая?" либо
"Простите, сэр, но... Вы и в самом деле хотите взять с
собой на борт этот лук со стрелами?"
Ну почему все они испытывают такое стойкое предубеждение
против моего ненаглядного беримбао, самой милой моим плечам ноши, каждый раз,
когда я беру его с собой в салон самолёта?! Беримбао вне всякого сомнения
является моим самым любимым музыкальным инструментом из всех существующих в этом
мире! Да, в прежние времена этот инструмент использовался исключительно в сфере
капоэйры (Capoeira - бразильское национальное боевое искусство!), но в наши дни
характерное звучание и звуковые эффекты, производимые беримбао, можно услышать
во многих различных стилях музыки - как в джазе, так и в роке, как в
классической, так и в латино-американской музыке и т.д.
Беримбао держат вертикально в левой руке, располагая
мизинец под струной, которой тыквенная бутыль прикреплена к луку. Средний и
безымянный пальцы обхватывают лук, в то время как монету (это может быть и
медиатор, и черепок и просто плоский камешек) держат в горизонтальном положении
указательным и большим пальцами. "Сaxixi" (эдакая небольшая, как бы снятая с
баскетбольного кольца сетка) вкладывается между средним и безымянным пальцами
правой руки, в то время как колотушку держат большим, указательным и средним
пальцами правой руки. Тыквенную бутыль держат отверстием по направлению к
животу, но она не остаётся в таком положении постоянно! Вы должны быть готовы
удерживать беримбао одной левой рукой, потому что Вам придётся играть на нём в
направлении как к себе, так и от себя. Смотрите-ка, то открывая, то прикрывая
горлышко тыквенной бутыли при помощи живота, мы получаем натуральный
акустический "вау"-эффект! Это характерный звук беримбао, находящегося в
грамотных руках.
Для извлечения звуков низких тонов правая рука движется под
углом в 45 градусов, ударяя струну пониже монеты. Для извлечения более высоких
звуков колотушка ударяет по струне повыше монеты. Можно также добиться высокого,
чем-то напоминающего звучание малого барабана звука, если ударять струну, слегка
прижав к ней монету. А правая рука неизменно движется по струне, "caxixi" издаёт
свой хрустящий звук, несколько похожий на звук маракаса...
Таковы звуки, которые традиционно можно извлекать из
беримбао. В следующих статьях мы обсудим некоторые новые и даже можно сказать
авангардистские звуки, которые также способен издавать беримбао. Возможности
этого инструмента поистине безграничны, настолько безграничны, что я
рассматриваю его как своего рода древнейший в мире "акустический синтезатор"!
Но... Вернёмся к рассмотрению традиционной манеры игры на
беримбао... Наиболее общим и наиболее распространённым ритмом, исполняемым на
беримбао, является так называемый "Sao Bento Pequeno". Этому ритму перво-наперво
должен обучиться всякий исполнитель на беримбао, и, так как он играется в темпах
от средних до средне-быстрых, его реально "прокачать", добавляя различные
"вау"-эффекты! Как правило, этот ритм играется на трёх беримбао, каждый из
которых обычно настраивается на низкий, средний и высокий тона соответственно.
Беримбао, настроенный на низкие звуки, служит для того, что называют "hold the
bottom", - то есть для поддержания основного ритма, поверх которого остальные
исполнители слегка импровизируют, дабы добавить жару в битву, развёртывающуюся у
них прямо перед глазами.
Для достижения так называемого "вау"-эффекта (да-да, типа
того самого известного гитарного эффекта "квакушки"!) беримбао всякий раз после
удара по струне нужно немедленно начинать прижимать к животу. Движение это
плавное, но сложность заключается в том, что всякий раз при ударе по струне
колотушкой необходимо, чтобы тыквенная бутыль беримбао была отодвинута от Вашего
тела, иначе Вы не сможете добиться полновесного, сочного звука. Это касается как
низких, так и высоких нот.
Следующий наиболее популярный ритм, исполняемый на
беримбао, называется "Angola". Играется он очень медленно, в те моменты, когда
парни, дерущиеся на глазах у музыкантов, совершают медленные движения - каждый
из них пытается перещеголять другого своей ловкостью и силой. Опять-таки,
беримбао, настроенный на низкие звуки, отлично выполняет функцию опоры в ритме,
в то время как остальные исполнители позволяют себе небольшие импровизации в
зависимости от движений бойцов-капоэйристов в кругу.
Следующий ритм, которому обычно обучают исполнителей на
беримбао, - "Cavalaria". Данный ритм имеет одну-единственную прикладную функцию
в капоэйре - при появлении на горизонте полицейских предупредить об этом как
бойцов, так и зрителей, дабы те имели возможность благополучно смыться с места
ристалища. Представляете - как только кто-либо из перкуссионистов начинает
играть этот ритм, все тотчас же дружно начинают сматываться! Для исполнения
этого ритма используются только низкие звуки и звуки, напоминающие скрежет
рашпиля по жестянке. Каждый из звуков низкого тона должен в данном случае быть
"открытым", это достигается за счёт того, что тыквенная бутыль в момент удара
полностью отодвигается от тела. Нота-"рашпиль" извлекается в самом конце этого
движения "от себя", точно в тот момент, когда беримбо начинают возвращать
обратно к животу.
Рекомендуемые темпы
Sao Bento Pequeno - темп: 56
Angola - темп: 35
Cavalaria - темп: 90
Вам придётся изрядно попотеть, многократно упражняясь в
каждом из этих ритмов снова и снова! Ваша левая рука должна быть готова твёрдо
удерживать инструмент долгое время - так что, возможно, Вам придётся
дополнительно "подкачать" мышцы и пальцы левой руки. В среднем потребуется
где-то от двух до трёх месяцев, прежде чем Вы найдёте ту точку, в которой
сможете держать беримбао, не теряя над ним контроля при любых ситуациях. До тех
же пор, пока Вы не найдёте эту "злополучную" точку, пожалуйста - я искренне
прошу Вас! - упражняйтесь подальше от стеклянных витрин и хрустальных люстр!
Если у Вас возникли какие-либо вопросы, не стесняйтесь
отправить мне их письмом по электронной почте fcolon@idt.net или же посетите мой
сайт http://www.frankcolon.com.
Автор: Frank Colon
Перевёл с английского Nick Pepper
http://www.liveinternet.ru/users/ethnology/