Итак, принятие христианства стало необходим условием
сохранения национального сознания, традиционных обычаев и основ жизни для
многочисленных африканцев, насильно вывезенных работорговцами в страны Латинской
Америки.
Компромиссным решением стала ассимиляция насаждаемой
колонизаторами религии. Но вот кроме христианских привнесений, культ кандомбле
приобрел наиболее характерный и узнаваемый сейчас символ, музыкальный инструмент
бирембау, заимствованный у индейцев Амазонии. Пантеон богов обогатился
христианскими святыми, обряды «наложились» на христианские празднества, а ритмы,
задающие темп магических ритуалов и жизни стали наигрываться не только на
традиционных барабанах и бубнах, но и на музыкальном луке бирембау.
Интересно, что культура кандомбле прижилась и утвердилась в
Бразилии как-то «по-женски»: выскальзыванием, демонстрируемым подчинением,
мягкой настойчивостью в своих позициях, особой «хитростью». Что вполне
согласуется с классификацией Э. Буриньон, относившей африканские культуры к
«женскому» типу.
Во-первых, первый центр кандомбле открыли в 1830 году в
Сальвадоре три бывшие рабыни. Но еще задолго до формального признания
религиозного течения именно женщины взяли на себя жреческие функции, так как на
долю мужчин выпадало несравненно большее количество работы. Кроме того, многие
источники говорят о том, что негритянки становились любовницами белых хозяев и
укрепляли свои позиции духовных лидеров, убеждая рабовладельцев в том, что
именно их «языческие» традиции способствуют укреплению сексуальности. Как бы то
ни было, но и сейчас мужчины в кандомбле исполняют скорее политические функции
нежели духовные. Сама цермония кандомбле – это бесконечный танец под
аккомпанемент барабанов-атабаке, погремушек и музыкальных рожков аго-го. И ведет
его обязательно жрица, на католический манер называемая аббатисой.
Во-вторых, кандомбле присущ признак, определяющий тип
культуры по Э. Буриньон. Культовая практика основана на действиях медиумов (йоа),
которые способны на время предоставлять богам свои тела. В транс одержимости
участники ритуала впадают под бесконечные повторения движений и однообразные
ритмы барабанов. Состояние транса обозначает, что тело занято божеством, к
которому можно обратиться с вполне конкретными просьбами. Но особое значение
придается очищению и духовному исцелению через такое слияние с божеством. Во
время такого слияния с богом йоа перевоплощаются, но в последствии ничего не
помнят об этом.
Во главе пантеона оришей стоит Йеманжи, богиня вод, которая
ассоциируется в макумбе с Девой Марией. Йеманжи – воплощение вскармливающей
энергии, мать своих детей, именно ей женщины адресуют свои просьбы и проблемы,
ее наиболее часто призывают в большинстве ритуалов.
Кроме ритуалов кандомбле особое значение придается практике
капоэйра, которая кроме боевого искусства, игры, остается еще и ритуальным
танцем, инициальным обрядом, полным архетипического значения. Под монотонное
распевание и простые, очень глубоко проникающие ритмы два игрока выходят в круг.
Все внимание, вся энергия участников круга направлено на играющих, которые в
замкнутом динамичном пространстве общаются друг с другом, выполняя боевые приемы
и сложнейшую акробатику. Эмоциональное напряжение игроков, монотонное ритмичное
пение и ритм также вызывают определенное состояние одержимости. Кроме того,
эзотерические принципы кандомбле наиболее ярки в инициальных обрядах капоэйры –
батизадо, традиционной игре, в которой учитель посвящает учеников на новом
уровне на новой ступени. И музыка изначально была неотделима от капоэйры;
барабанный ритм – неизменный спутник африканских танцев, из которых родилось это
искусство. По одной из версий истоков капоэры, первые роды, круги, рабы собирали
как прикрытие для ритуальных танцев, вводящих в транс. И под этой
«замаскированной» под неуклюжую и сумбурную на вид игру скрывались традиционные
обряды и практики.
Итак, с поистине «женской изворотливостью» культура
кандомбле распространилась в наши дни практически по всей территории Бразилии, и
даже имеет своих адептов в крупнейших государствах мира, где, в частности,
открываются школы капоэйры. Изначально, сохранение по крупицам культурных
традиций было необходимо «вынужденным переселенцам» из Африки для сохранение
этнической идентичности, даже собственно человеческой идентичности. В условиях
запретов и попрания традиций африканца ассимилировали принципы доминирующего
христианства, не утеряв безвозвратно традиционного аутентичного пантеона
божеств, ритуалов, верований.
http://shalinaya.livejournal.com/37974.html