танец-борьба из Бразилии — в Беларуси
Римма Ушкевич, «БелГазета», № 13 [532] от 03.04.2006
Далекая и жаркая Бразилия, «где в лесах много-много диких
обезьян», родина хорошего кофе, популярных мелодрам и известных футболистов,
сегодня все чаще упоминается в связи со своим древним боевым искусством —
капоэйра. Каким образом «социальная болезнь бразильских низов» превратилась в
элитарное боевое искусство, корреспондент «БелГазеты» Римма Ушкевич выясняла у
инструктора филиала бразильской группы FICAG Дарьи АЗАРКО.
— Как и всякое искусство, капоэйра проделала многовековой
путь. Это афроамериканское боевое искусство с элементами танца известно с XVI
в., когда португальцы, захватив территорию нынешней Бразилии, завозили туда
рабов из Африки. Легенды гласят, что рабы привезли с собой это искусство и
совершенствовали его для того, чтобы освободиться от гнета. Но так как, понятное
дело, капоэйра была под запретом, ее маскировали под танцы: становились в круг и
танцевали. Таким образом, капоэйра развивалась и дошла до наших времен.
— На ваших тренировках можно увидеть пляски африканских
рабов XVI в. или капоэйра все же сильно изменилась с тех пор?
— В том виде, в котором капоэйра существует сейчас, можно
выделить три ее разновидности: боевая капоэйра, контактная (по ней проводятся
чемпионаты, выбирают самых сильных и крутых капоэйристов) и третий вариант,
спортивный, который практикуем мы. Хотя и у нас тоже есть показательные
выступления.
Капоэйра уникальна тем, что всесторонне развивает человека.
Это не совсем спорт, не совсем музыка. То, что происходит внутри круга, — не
драка, а соревнование: кто более хитер и ловок. Когда два человека в кругу,
задача каждого из них — сделать жизнь другого сложнее, подойти к сопернику с
неожиданной стороны. Чтобы понять капоэйру, нужно видеть эту борьбу, а еще лучше
— поучаствовать, ощутить ее энергию. Только тогда это будет шагом вперед.
— С чего началась капоэйра в Минске? На каком уровне сейчас
находится группа?
— В Минск капоэйру привезла Дарья Крюковская, проходившая
курсы в Германии. Группа полтора года существовала в «тусовочном» формате, пока
в конце 2004г. мы не съездили в Варшаву, где местре (учитель), главный человек в
группе капоэйристов, официально принял нас как представителей школы в Беларуси.
— «Капоэйра открыта для всех, не научиться ей может только
ленивый», — утверждают бразильские местре. Существуют ли возрастные группы для
капоэйры?
— Нет, ею можно заниматься с самого раннего возраста до
90–100 лет. Мы принимаем в группу с 12 лет, но приходят люди с шестилетними
детьми, которые открывают для себя это искусство в игровом варианте.
Единственное, что следует учесть: несмотря на наши шутки о том, что «капоэйра —
это оружие бедных», это удовольствие — не из дешевых. Инструменты и одежду
привозят из Бразилии: беримбау (бразильский народный шумовой инструмент, прямой
потомок охотничьего лука, с резонатором в виде небольшой сушеной тыквы калебасы,
прикрепленной к нижней части лука. — Р.У.), например, стоит около $50, белые
штаны абады, обязательные для тренировки, обойдутся вам не меньше чем в $35. От
того, до какой степени хочется «обмундироваться», будет зависеть затрачиваемая
на одежду сумма.
Часть людей из группы в течение долгого времени изучает
португальский язык — как приложение к тому, что мы развиваем себя физически на
тренировках.
— Каково место музыки в философии капоэйры?
— Капоэйра без музыки просто не может существовать.
Настоящее бразильское искусство начинается тогда, когда много людей становится в
круг, а 4–5 человек играют на музыкальных инструментах. Для нас эти инструменты
не совсем стандартные: атабак — высокий барабан, бразильский бубен «пандейру» и
наконец душа капоэйры — беримбау, на котором можно издавать три разных звука.
Этот же инструмент задает ритм, в котором происходит игра.
http://capoeirabelarus.org/group/articles/