После того как все участники роды заняли свои места, а
музыканты извлекли первые звуки - мастер начинает петь.
По традиции песенный цикл в Капоэйре делится на три
основных части - ладаинья, шула и куридуш. В каждой из них требуются различные
формф пения. Пение не является просто музыкальным аккомпанементом к игре. Скорее
это неотъемлемая часть искусства, дающая энергию и поддержку игрокам и
соединяющая роду с духовностью и историей.
Открывает музыкальную последовательность "ладаинья" - это
сольная песня мастера. Певец может рассказать историю в философском контексте
или передать сообщение зрителям. Иногда соло бывают импровизированными. Они -
одно из наиболее важных средств передачи традиционной мудростиКапоэйры. Пока
поет мастер, пара ожидающих игроков неподвижно притаилась у его ног, внимательно
слушая ладаинью.
Следом за ладаиньей начинается друга форма песен, когда
солист бросает роде зов и получает ответ. Это "шула". Певец приветствует и
оказывает почтение тем, кто заслужил огромное уважение, возносит молитвы,
увещевает игроков. Наблюдающие и игроки отвечают солисту, повторяя вслед за ним
каждую фразу.
Переход к "куридуш" является сигналом для начала игры. Два
капоэриста начинают свою игру. Куридуш как и шула, является ответной формой
пения. Но отличается тем, что в ней ответы каждой песни, всегда одинаковые, а не
повторение строчек, спетых лидером. Хороший лидер будет импровизировать,
комментируя ход игры, адресуя свои слова происходящим событиям, советуя что-либо
игрокам. Песни часто выбираются с определенными целями и намерением. Например,
лидер может начать с песни о большом падающем дереве (Barauna Caiu) после того,
как кого-то из игроков собьет с ног его оппонент, или может ободрить игроков и
попросить играть более красиво, если видно, что энергии у них поубавилось песней
"Ai, Ai, Aide".
Ладаинья "Ie Maior E Deus" В этой песни человек воздает
хвалу Богу: "Бог велик, а я маленький. Все, что у меня есть - дал Бог. В роде
Капуэйры я становлюсь чище."
Ie Maior E Deus / Maior E Deus, peuqeno
sou eu / Tudo que eu tenho foi Deus que me deu / Tudo que eu tenho foi Deus que
me deu / Na roda da capoeira / Grande pequeno sou eu camarada !
Шула
IE, VIVA DEUS DO CEU
IE, VIVA MEU MESTRE, CAMARA
IE, QUEM ME ENSINOU, CAMARA
IE, MALANDRAGEM, CAMARA
IE SALVA A TODOS MESTRES, CAMARA
IE, CAPOEIRA, CAMARA
IE, VOLTA DO MUNDO, CAMARA
Куридуш
Santa Barbara
O Santa Barbara que relampue, O Santa
Barbara que relampua
O SANTA BARBARA QUE RELAMPUA
Святая Варвара отождествляется с богиней ветра, шторма и
молнии Афро-Бразильском религиозном культе Кандомбле. Слова песни можно
перевести как : "Святая Варвара сверкнет молнией".
Coco No Dente
Eu vi a cutia com coco no dente /
Comendo farinha com cocada quente
EU VI A CUTIA, COM COCO NO DENTE
Это шуточная песня о маленьком грызуне, поедающем кокосовый
орех. Приблизительно переводится как: "Я вижу cutia с кокосом в зубах / Он его
ест/ Я вижу cutia с кокосом в зубах / с кокосом …"
Tem Dende, Tem Dende Tem dende, tem
dende / No jogo de Angola tem dende
TEM DENDE, TEM DENDE
Денде- это пальмовое масло обычно используемое в
Афро-Бразильских религиозных ритуалах и кухне. Иметь Dende в Капоэйре значит
иметь силу, ловкость, хитрость, коварство, изящество. Переводится как: "В игре
Капоэйра есть dende". Лидирующий певец часто заполняет начало строчки именами,
названиями мест, инструментов и других вещей, адресуя эти слова представляемым
людям или происходящим событиям.
Tim, Tim,Tim La Vai Viola
TIN, TIN, TIN LA VAI VIOLA
Viola, Viola, Viola
TIN, TIN, TIN LA VAI VIOLA
O jogo bonito e o jogo de Angola
Эта песня посвящена беримбау виола с самым высоким голосом
в ансамбле, отвечающую за импровизацию и вариации основного ритма, играемого
другими беримбау. Начало песни переводится: "Тинь, тинь, тинь играй виола,
прекрасная игра - игра.
Gunga e Meu
Gunga e meu, gunga e meu
Gunga e meu eu nao dou a ninguem
GUNGA E MEU, GUNGA E MEU
Gunga e meu foi papai que me deu
GUNGA E MEU, GUNGA E MEU
Эта песня показывает как ценит беримбау молодой парень,
получивший его от отца. Он говорит: "Это моя гунга; Я никому ее не отдам; Ее дал
мне мой отец".
Jogo de Dentro
JOGO DE DENTRO, JOGO DE FOR A
Jogo bunito esse jogo de Angola
Эта песня превозносит красоту Капоэйры Ангола, в которой
капоэристы сплетают прекрасную игру из сложнейших движений.
Eu Sou Angoleiro
Eu sou Angoleiro, O iaia Angoleiro eu
sei que eu sou
EU SOU ANGOLEIRO
В этой песни капоэрист с гордостью провозглашает, что он -
игрок Капоэйры Ангола.
Ai, Ai, Ai, Sao Bento me Chama
Ai, Ai, Ai, Sao Bento me Chama
В этой песне восклицают: "Святой Бенто зовет меня".
.Ai, Ai, Aide
AI AI AIDE
Joga bonito que eu quero ver
В этой песне мастер инструктирует учеников, требуя, чтобы
они продемонстрировали свои лучшие движения, потому что он смотрит. Лидер:
"Играйте красивее, потому что я хочу посмотреть на вас". Хор: "Играйте красивее,
потому что я хочу научиться".
Barauna Caiu
Brauna caiu, quanto mais eu, quanto mais eu, quanto mais eu
BARAUNA CAIU, QUANTO MAIS EU
Barauna - это большое дерево, произрастающее в Бразилии. В
этой песне спрашивается: "Если Барауна может упасть, то почему я не могу?"
http://www.axedecapoeira.narod.ru/pesni.htm