Музыка является важнейшей частью Капоэйры. Инструменты,
описанные ниже, играют важную роль в Капоэйре, без них она прекратила бы быть
тем уникальным боевым искусством, которым является.
BERIMBAU
Беримбау—доминирующий
инструмент в Капоэйре, он диктует ритм и характер игры, происходящей в центре
Роды. Лук для беримбау (verga - 1) делается из дерева твердых пород, длина его
составляет около 1.5 метра, с натянутой на него стальной струной (arame - 2),
которую обычно берут из корда от старой покрышки.
Для резонации и усиления звука Беримбау, к нему
прикрепляют высушенную пустую тыкву (cabaça - 3). Звуки на беримбау извлекают
деревянной палочкой, около 12 дюймов в длину, (baqueta - 4), а также используют
шейкер (caxixi - 5). Для извлечения звуков различной высоты, используется
монета(media), либо плоский камень (dobrao).
Существует три вида Беримбау:
Гунга (Gunga)
Медиу (Medió)
Виола (Viola)
Беримбау Гунга
Гунга имеет самый глубокий тембр и играет роль баса, он
держит ритм и ведет основную тему. Гунга также является самым большим из трех
беримбау.
Беримбау Медиу
Медиу дополняет Гунга, играя при этом ритм, обратный
основному. Является средним из трех беримбау по размеру и диапазону.
Беримбау Виола
Виола или виолинья имеет самый звонкий тембр и отвечает
за синкопирование (перемещение сильной доли на слабую) и импровизацию в музыке.
Беримбау Виола считается самым трудным для освоения и музицирования на нем.
Ритмы беримбау, известные как Токэ (Toque),
контролируют действия внутри Роды. В зависимости от ритма, участники игры Жогу
ди Капоэйра (jogo de capoeira), могут играть медленно и хитро, быстро и
агрессивно, открыто и гармонично. Существует множество Токэ ди беримбау,
некоторые из них являются общими для всех школ, однако в каждой школе есть свои
собственные Токэ.
КАК САМОМУ СДЕЛАТЬ БЕРИМБАУ
Беримбау (считается самым древним музыкальным инструментом
на Земле, старше, чем Aboriginal Digeridoo) предназначен для управления ритмом в
игре Капоэйры, он диктует темп игры в роде, зависящий от играемого ритма и его
скорости.
Беримбау—это деревянный лук (verga), обычно пять футов
в длину и дюйм в диаметре (традиционно сделанный из ветки дерева Berimba,
однако, сгодится и бамбуковая палка). Самый широкий конец--основание, где
вырезано углубление для крепления струны.
Вырежьте углубление для струны на верхнем конце, и
заклейте его небольшим кусочком кожи, чтобы струна не расколола древесину
дальше.
Кабаса (cabaça) является резонатором и изготовляется из
высушенной бутылочной тыквы с отрезанной верхушкой, нечто похожее можно сделать
с помощью, бумаги, обклеенной вокруг надувного шара (надуйте шар диаметром 4-6
дюймов и оберните его полосками газеты, пропитанными в клее). Проделайте два
отверстия в основании вашей кабасы, вденьте шнур или струну и завяжите. Должно
получиться кольцо диаметра, достаточного для удержания кабасы на луке. Как уже
давно подмечено, подобные тыквы не проращиваются в наших краях, так что мы
приловчились изготавливать кабасы из бумаги. Что интересно - аккуратно
обработанные, с виду они не отличаются от тыквенных, по звуку также не уступают
им, а по прочности, долговечности и стоимости изготовления гораздо превосходят
сушенные тыквы. К тому же, здесь у вас есть полная возможность изготовить кабасу
любого размера и любой формы, а запас прочности дает вам возможность натягивать
струну беримбау сильнее, не боясь порвать кабасу, от чего инструмент приобретает
новые, более звонкие и яркие окрасы тембра.
Струна для беримбау обычно берется из стального корда
от старой покрышки. На обоих концах делаются петли. Нижний конец надевается на
основание, а к верхнему привязывается шнур. Для того, чтобы натянуть струну,
станьте на палку, чтобы согнуть ее, затем проденьте струну через углубление на
вершине, и обмотайте ее вокруг верхнего конца лука.
Честно говоря, вся эта дребедень с инструментами стоит
огромные бабки! Поэтому мы сразу решили делать все своими руками. Уже есть опыт
в изготовлении BERIMBAU, ATABAQUE, RECO-RECO, AGOGO. Зайдите на страничку с
нашими инструментами, чтобы посмотреть, как это у нас получается.
КАК ИГРАТЬ НА БЕРИМБАУ
Беримбау
держат, как показано на рисунке. Мизинец тянет петлю вверх, чтобы натянуть
струну. Музыкант ударяет по струне смычком (baqueta), свободно держа его с руке.
Беримбау производит 3 ноты:
ОТКРЫТАЯ
Монета не касается струны и струна ударяется ниже монеты
(позиция b на рисунке). При этом кабаса держится близко к телу.
ЗАКРЫТАЯ
Монета перекрывает струну, и струна ударяется выше
монеты (позиция a на рисунке). При этом кабаса держится далеко от тела.
Запомните, когда вы перемещаете монету от себя, Беримбау также двигается от
тела.
ПРИГЛУШЕННАЯ
Положение, как и при закрытой ноте, но монета лишь
слегка касается струны.
http://capoeiracram.narod.ru/ladainhas.htm