LADAINHAS
История Местре Пастиниа / Historia do
Mestre Pastinha
Эта ladainha посвящена Местре Пастиниа, рыбаку, художнику,
философу и капоэристу. Винсенте Ферейра Пастиниа (Vincente Ferreira Pastinha),
или просто, Местре Пастиниа, родился 5 апреля 1898 года в семье испанца и
африканки. Первое знакомство с Капоэйрой Ангола состоялось, когда ему было
десять лет, благодаря Местре Бенедито (Mestre Benedito). В 1941 году,
проживавший по соседству в Жен-жибирра (Gen-gibirra) Местре Аморжинио (Mestre
Amorzinho), услышал о Местре Пастиниа и предложил ему основать академию Капоэйры.
Таким образом, спортивный центр Капоэйры Ангола был основан по адресу № 19 Largo
do Pelourinho. В 1966 году, Местре Пастиниа вместе с группой студентов, включая
Местре Жоау Гранде, были приглашены представлять Бразилию на Первом фестивале
негритянских искусств в Дакаре.
Не смотря на всеобщее интернациональное признание, в 1973
году Местре Пастиниа утратил свою школу в Пелоринио (Pelourinho). В ходе акции
под ироничным названием “историческое восстановление”, губернатор занял здание
школы, пообещав вернуть его Местре Пастиниа после реставрации. Однако когда
работы были закончены, в здании, где столько лет размещалась академия Местре,
открыли ресторан Сенак. Изолированный в крошечной квартире, практически слепой и
неспособный более давать уроки, он выражал свои чувства: ” Эта деревянная
скамья—всe, что я имею. Сегодня я убеждeн, что я был обманут. Я отдал всего
себя, но правда лишь в том, что меня использовали. Однако, не смотря на это,
если бы я родился заново, я выбрал ту же самую жизнь—Капоэйру.
13 ноября, 1981 года смерть забрала ещe одного из потомков
Зумби. Он умер бедным, в кругу нескольких друзей и учеников, забытый обществом,
не оценившим живых сокровищ популярной культуры.
В течение последующих пятнадцати лет, Grupo de Capoeira
Angola Pelourinho (GCAP) боролась за продолжение трудов и учений, оставленных
Местре Пастиниа. Он был настоящим Мастером, примером для тех, кто верит, что
быть мастером—значит быть храбрым и, прежде всего, интеллигентным человеком. Он
жил в те времена, когда мастерство в Капоэйре доказывалось не столько в Роде
Капоэйры, сколько в ещё большей Роде жизни.
В песне поeтся: "Капоэйра Ангола: магия рабов в поисках
свободы. Твои принципы не знают методик, а развязка невообразима даже для
мудрейших из капоэристас ”.
Пословица "Размер—ещё не доказательство" (tamanho não é
do*****ento) подтверждается тем фактом, что на Роде Капоэйры самый большой
участник не обязательно лучший.
Iê
Tamanho não é do*****ento
Isto eu posso Ihe provar
Meu mestre bateu de sola
Num crioulo de assombrar
Apesar de muito baixo
Nunca levou prejuízo
Ele disse pro diabo
De ajuda não precise
Essa peleja se deu
Na ladeira da Lapinha
Entre o diabo malvado
E o meu Mestre Pastinha
Essa história meu colega
Ele quem contou pra mim
No lugar que eles brigaram, colega vélio
Nunca mais nasceu capim, camarada!
Иее!
Размер ничего не значит
И я вам это докажу
Мой мастер запросто побеждал большого,
устрашающего чeрного человека
И, не смотря, на невысокий рост,
он никогда не проигрывал битвы
Он сказал дьяволу:
“Мне не нужна твоя помощь”
И гром прогремел
в месте Ладейра де Лапиниа
Ударил между злым дьяволом
и Местре Пастиниа
Эту историю, друг мой,
он рассказал мне
И на месте, где они сошлись, мой друг,
Трава не вырастит никогда, comrade!
http://capoeiracram.narod.ru/ladainhas.htm