Нестор Капоэйра
Существует много преданий,
связанных с беримбау.
·
Мастер Пастинья рассказывает как в
старые времена, на торце инструмента укреплялось обоюдоострое лезвие, делая его
опасным оружием: “В момент истины оно могло из музыкального инструмента
превратиться в вариант боевой косы.» Таким образом, в инструменте, как и в самой
игре капоэйры сочетались два антагонистических полюса: музыка и смерть,
танец и схватка, красота и жестокость.
·
Рассказывалось, что в некоторых
районах Африки на беримбау запрещалось играть молодежи, пасущей скот;
считали, что его звук может увести душу неопытного ребенка – «в страну, откуда
нет возврата.»
·
На Кубе этот инструмент, носящий
название бурумбумба, используется для общения с духами мертвых
прародителей (эгунами) на церемониях некромантии (Фернандо Ортиз, Инструменты
афро-кубинской музыки. Гавана, 1952).
·
Звуки беримбау также
использовалось во многих областях Африки и Бразилии 19 века, как аккомпанемент
песням, повествованию и стихам (Дебрэ. Красочное и историческое путешествие в
Бразилию. Париж, 1834).
Беримбау
создает соответствующий настрой, устанавливает ритм и характер игры внутри
рода. Как говорят старые мастера, «беримбау учит».
Наряду с хлопанием в ладони,
пением, пандейро и атабаку, беримбау воздействует на поведение игроков в
рода. Или, если предпочитаете, все это привлекает к рода силы и энергии,
варьирующиеся в зависимости от избранного ритма.
Беримбау
изготавливается из деревянного прута, длиной до полутора метров и 2 – 2,5 см в
диаметре. На более широком торце вырезается небольшой выступ, где закрепляется
стальная струна. На другом торце устанавливается набойка из плотной кожи, чтобы
предотвратить расщепление дерева струной. Струну в наше время обычно
изготавливают из корда старых автопокрышек. 14 (В древности для этого
использовались сухожилия и внутренности животных).
Высушенная, полая тыква,
носящая португальское название кабака, служит в качестве резонатора,
усиливающего звучание инструмента. Широкое круглое отверстие проделывается в том
месте, где тыква прикреплялась к стеблю. С другой стороны просверливаются два
небольших отверстия, через которые продевают веревочную петлю, с помощью которой
тыква крепится на луке.
Беримбау
обычно держат левой рукой, вместе с камнем, монетой или металлическим диском
(винтем). В зависимости от того, касается ли винтем металлической струны,
инструмент производит одну из двух нот.
Беримбау
издает звук при ударе по струне деревянным прутиком (банкета), длиной
около 30 см. Палочку зажимают в правой руке. В ней же держат погремушку (кашъши)
– коробочку, сплетенную из соломы, внутрь которой насыпаны сушеные бобы или
мелкая галька. Шуршащий аккомпанимент кашиши обогащает и придает текстуру
звучанию беримбау.
Изменяя расстояние между
резонатором инструмента и своим животом, игрок добивается нескольких различных
модуляций двух базовых нот.
В идеале в рода должны
присутствовать все три типа беримбау. 15 (Мастер Бимба, обычно
использовал только один беримбау в рода, например на своей пластинке «Curso
de Capoeira
Regional».Когда
он задает песенную тему в сопровождении хора, можно слышать, что его беримбау
исполняет партию медио (базовый ритм Сао Бенто Гранде, с несколькими
основными вариациями, повторяющимися снова и снова). Однако между песнями Бимба
импровизирует как если бы он играл на виолинья.)
Гунга
– имеет самый низкий тембр, выполняет роль баса задавая ритм. Обычно гунга
играет основную тему, какого-либо ритма без вариаций.
Беримбау
медио или де сентро (центральный), называемый также просто,
беримбау, это аналог ритм-гитары. Он исполняет основную тему мелодии, затем
базовую ее вариацию, после чего возвращается к ритму, задаваемому гунга и
повторяет цикл снова.
Виола
или виолинья, как беримбау с самым высоким тембром звучания,
выполняет синкопирование или импровизацию. Играемая им роль эквивалентна соло-
или ведущей гитаре. 16 (Использование трехэлементной структуры звучания вообще
характерно для африканской музыки. Мы находим это в кандомбле
(афробразильская религия), где пользуются тремя барабанами, с той оговоркой, что
там импровизирует инструмент с самым низким тембром. Это встречается и в
западной музыке, корни которой уходят в африканскую культуру, такой как внук
блюза, рок-н-ролл с гитарами бас, ритм и соло.
Богатство и сложность ритмов
перерастают ограничения музыкального инструмента – когда беримбау
находится в руках опытного игрока, никто не заподозрит, что он имеет всего две
ноты.
Движения игроков в центре
рода отражают ритм исполняемой мелодии. Послушная этому ритму игра может быть
медленной и коварной, быстрой и агрессивной или открытой и гармоничной.
Существует множество мелодий
для капоэйры. Некоторые из них универсальны, например, Ангола, Сао Бенто
Пекуэно, Сао Бенто Гранде. Другие характерны для отдельных районов или были
созданы известными мастерами. Это относится к ритмам, исполняемым в стиле
капоэйры Региональ, которые сочинил мастер Бимба –
Сао Бенто Гранде (де
Регионал), Кавалрия (де Регионал), Иуна, Амазонас и т.п..
http://www.ezoterik.info/capoeira/library/