Капоэйра
Ангола имеет собственный лексикон и кодекс поведения в рода, малопонятные для
непосвященных.
Мы мимоходом сталкивались с ситуацией, когда один из игроков
застывает с раскрытыми руками, а другой после серии ау и демонстрации его
гибкости и умения управлять своим телом, приближается к противнику, прикасается
к его ногам, чтобы предотвратить возможный удар, и медленно поднимается,
оказываясь с ним лицом к лицу. В этом положении, с соприкасающимися ладонями,
они, в ритме аккомпанемента, делают несколько шагов вперед, останавливаются, и
делают несколько шагов в обратном направлении.
Такой тип диалога является
одним из наиболее богатых и, как ни странно, одним из наиболее осмеиваемых
аспектов капоэйры Ангола.
1.
Пассо-а-дуас
Игроки могут войти в
пассо-а-дуас используя множество способов, которые применяются в зависимости от
конкретной ситуации и индивидуальных особенностей капоэйриста. Движения с одной
стороны строго ритуализированы, а с другой – оставляют большой простор для
импровизации. Для адекватного реагирования в данных обстоятельствах требуется
значительный опыт пользования малисия и глубокое понимание основ джого.
Смысл пассо-а-дуас также
разнится, в зависимости от того на каком уровне пытаться осознать ее:
Объективно, это способ
получить передышку во время игры, или разрушить динамику игры противника (что-то
вроде тайм-аута в баскетболе).
С точки зрения единоборств,
начинающий пассо-а-дуас вынуждает другого игрока идти на сближение не зная чего
ожидать. Подобный тип психологического давления перед схваткой часто можно
наблюдать в ситуациях реальной жизни.
В философском смысле
пассо-а-дуас учит, что являясь на встречу от которой зависит перспективная
работа, любовь или удачная покупка новой машины, нужно держаться спокойно и
уверенно, но в то же время следить за собеседником, чтобы не остаться в дураках.
Кроме того, становится понятным, что самые критические моменты в любом общении
это установление первого контакта и окончательный разрыв.
Пассо-а-дуас содержит все
перечисленные аспекты, однако наблюдая за ней лишь очень немногие люди
по-настоящему осознают, что происходит.
2.
Chamada de cocorinha
Два игрока принимают
положение кокоринья друг напротив друга соприкасаясь ладонями, и затем, начинают
синхронно перемещаться вбок небольшими прыжками. Через нескоторое время один из
игроков разрывает последовательность, и наносит шапа ди френч. Другой,
моментально уклоняется и отходит, выполняя негатива с ролей.
3.
Passagem de tesouras
В пассагем де тезурас один
игрок проскальзывает между расставленными ногами другого. Если ему это удается,
как правило, движение заканчивается ударом пяткой (кальканьейра) или попыткой
провести бросок бока де кальса.
4.
Saída para o jogo
Сложная процедура входа в
круг от подножия беримбау и реверенсия – также отличают стиль Ангола, и
позволяют с самого начала составить представление о классе и индивидуальных
характеристиках игрока.
5.
Вольта до мундо
Часто можно видеть как один
из партнеров внезапно прекращает игру и начинает шагом или трусцой обходить
круг. Другой осторожно следует за ним не зная, что последует дальше: неожиданная
атака или приглашение возвратиться к беримбау и начать игру заново.
6.
Куэда де ринс
В буквальном переводе значит падение (куэда)
на поясницу (ринс). В этом положении капоэйрист балансирует на руке, локоть
которой, в свою очередь, опирается на спину в области почек. Руки поддерживают
вес тела, а выпрямленные ноги разводятся в воздухе.
Капоэйра
Ангола вообще богата на ситуации, подобные только что описанной, когда игроки
побуждают один другого выполнять ритуализованные действия.
http://www.ezoterik.info/capoeira/library/